Казахские поверья (350-399)

350. Нельзя хаять поставленную перед вами еду. Если что-то в ней не понравилось, все равно заявите вслух: «Спасибо за угощение». Ругающий еду - умирает от голода.

351. Направляясь с поздравлениями в дом, где есть новорожденный, не несите среди гостинцев сырое мясо. Оно - символ смерти.

352. Перекочевывая на новое место, оставляют в журте - месте прежней стоянки - охапку топлива: чтобы журт знал и оставался спокоен, что не опустел совсем.

353. Пришедший в гости человек не вправе вмешиваться в стряпчие дела принимающего дома: достаток боится чужаков и в страхе может сбежать из дома.

354. Казахский человек не зевает и не потягивается супротив тора. Постель и кровати в доме также никогда не вздымают. Нельзя виснуть и качаться на шаныраке и кереге. Все эти действия противны духу-хозяину жилища и в случае его проклятия виновного настигает недуг.

355. Всегда строго следят за положением хлеба на столе. Хлеб не ставят опрокинутым или наискось. Нельзя обламывать хлеб, зажав в одной руке, обо что-то. Правильно поступают так: берут хлеб в правую руку и переламывают с участием левой руки. Прикоснувшись к куску хлеба, его нельзя оставлять недоеденным - не то долю свою недополучишь.

356. Пища священна и требует благопристойного с собой обращения. Когда пищу подают в общей миске, бери только то, что находится перед тобой. Тянуть руку на чужую сторону - значит демонстративно посягать на чужое достояние и достоинство. Довольствуйся тем, что ближе, ибо это и есть то, что тебе сегодня послал Господь Бог.

357. Когда зеваешь, не забывай прикрывать рот тыльной стороной ладони. Дьявол не пропускает случая, чтобы не харкнуть в чей-нибудь разинутый рот. К тому же нужно соблюдать приличие: ведь рот - это все-таки одно из твоих физиологических отверстий.

358. О людях, которые с первой же встречи находят общий язык, говорят: у этих звезды сочетаются в гармонии. О людях же несовместимых говорят: их звезды противостоят одна другой.

359. Скот, заболевший белями, лечат постукивая и заговаривая волчьим черепом. Так волчий бог прогоняет болезнь, считают в народе.

360. У казахов особое отношение к детям мужского пола. Ведь мальчики - наследники, опора и продолжатели рода. Если в иной семье без конца рождаются дочери, последней по счету - чтобы обмануть природу - дают имя вроде Улбосын («Пусть будет мальчик») или Жанылсын («Да допустит погрешность») - в надежде, что следующим ребенком будет мальчик.

361. Во время окота скота мальчикам категорически запрещается играть в асыки. Дело в том, что при игре «сака» (асык-бита), ударяясь в составленные на кон простые «мослы», издает характерный костяной звук, вызывающий раздражение у духа-покровителя скота, что чревато отходом детенышей.

362. Иногда, после мясной трапезы, начинают гадать на дорожку по только что обглоданной лопаточной кости: «Какой выпадет нынче путь?». Любопытно, что женщине запрещено заниматься таким гаданием.

363. Своим детям казах неизменно старается давать безукоризненные, положительные по смыслу имена. Выбрав что-нибудь из своих заветных желаний наподобие «оссын» («пусть растет»), кобейсын («пусть умножается»), он впоследствии нарекает ребенка именами вроде Оскенбай, Копбосын и так далее.

364. Казахская традиция имянаречения неразрывно связана с конкретными пожеланиями ребенку. Называя Нурсултаном, хотят, чтобы он стал Могущественным султаном с сияющим лицом. Называя Динмухаммедом, желают, чтобы он стал Защищенным Верой человеком с добродетельным ликом.

365. Иногда ощущается, что данное при рождении имя оказывается «тяжеловатым» для своего носителя или чересчур ко многому обязывающим. Тогда до совершеннолетия, например, Мухаммеду дают прозвища или параллельные имена вроде «Ахмет», «Мукан», «Мукаш» - чтобы ребенок рос в безопасности и жил долгие годы.

366. Чтобы дети выросли красивыми и обаятельными, им дают имена Айнур («Лунное сияние»), Айгул («Лунный цветок»), Куннур («Солнечное сияние»), Жулдыз («Звезда»), Шолпан («Сириус», или - как ошибочно и чаще переводят - «Венера»).

367. При варке мяса казахи снимают пенку дважды. Первая называется кровавой пенкой, вторая - горькой. Сваренное без снятия пенки мясо считается плевым и от него бывают болезни.

368. Знаменитое казахское гостеприимство является таковым по причине своей глубокой культовости. Приехавшего издалека чужестранца или гостя, соотечественника или родича казах привечает как дар небес и земное воплощение божественного провидения со словами: «О, один из сорока - Хизр! О, один из тысячи - Уали!..»

369. У казахов есть выражение: «Безбородого в дом не впускай, присаживаться ему не давай!». «От безбородого не остается и кочерги», - говорят о человеке без растительности на лице и, подняв с места, где он стоял, пригоршню глины, отплевываются и швыряют на улицу.

370. «Прокаженного в дом не впускай, а протиснется - сидеть и лежать не давай!». Проказа, или лепра - болезнь по казахским понятиям неизлечимая. Кроме действительно больных проказой прокаженными казахи также называют хитрых, подлых и дурно воспитанных людей.

371. От опасной болезни казахи предохраняются поговоркой: «Не приближайся к оспе (т. е. к болеющему оспой), если жизнь у тебя одна!».

372. Раскладывая кумалак (т. е. гадая на бобах), заглавный «камень» (горошину) в руки не берут - чтобы кумалак не «выжил из ума» и говорил правду.

373. У казахов есть выражение: «У бородавки есть норов ягнящейся овцы». Что подразумевается под этим? Черные бородавки, как правило, не представляют опасности и с течением времени исчезают как бы сами по себе. Опасны белые бородавки, которые предвещают потери жизнями людей и домашних животных. От злых козней белых бородавок откупаются, принеся в жертву овцу и ягненка.

374. Поймав богомола, ему дают укусить появившуюся бородавку и отпускают на волю: считается, что вскоре бородавка исчезнет без следа.

375. Обычай, связанный со сватовством: после завершения обряда «открывания двери» в доме старшего брата невесты закалывается доставленный женихом козел или баран, посвящаемый «живым и мертвым», т. е. духам предков. Созываются старейшины аула и устраивается большое застолье. Молодые испрашивают у стариков благословения. Невеста не вправе притрагиваться к мясу для «живых и мертвых», ибо, согласно поверьям, может от этого заболеть.

376. «Бывает невеста без приданого, но нет невесты без свадебного обряда», - гласит народная пословица. Девушку, вышедшую замуж без соблюдения обряда, как и молодого человека, взявшего ее замуж, карает заклятие материнского молока и отцовской доблести.

377. Тус кииз - цветной войлочный гобелен - наряжается в правой части жилища новобрачных. Если он смещен влево, то брак окажется неудачным.

378. Нельзя ходить, закусив травинку. Нельзя ковырять в зубах спичкой - будут ныть зубы, изранится ротовая полость, вокруг губ появятся морщины.

379. Нельзя проклинать домашний скот, желая каждому из видов скота характерных для него болезней: от этого сильно обижаются их духи-покровители и в стадах увеличивается число плаксивых (т. е. подверженных дистрофии) особей.

380. Когда у человека на языке возникает типун, болезнь лечат угадом, перечисляя вслух различных диких животных. Если зверь угадан правильно, то болезнь разоблачается и, улетев от человека, переходит на поименованное животное.

381. Если муравьи днем торопливо заползают в свой муравейник, в тот день испортится погода.

382. Прогноз на кратность супружества, если у ребенка на волосах обнаруживается два завихрения: мальчик будет дважды женат, девочка - дважды замужем.

383. Старик или старуха, испившие воду с ладони своего правнука, - попадут в рай.

384. Если младенец поел собственный кал, то на будущее в нем усматривают качество быстро находить утерянное, спрятанное или недостающее.

385. Если у ребенка не проходит простудный кашель, то дождавшись у дороги всадника на сивой лошади, допрашивают: «Эй, на сивой лошадке, как нам сивый кашель одолеть?» Какой рецепт он скажет, тем и надо лечить.

386. Девушке на выданье опасно пить чай и принимать еду, разливаемые парнем - так можно остаться старой девой.

387. Ребенку, заболевшему паршой, нужно смазать пораженные участки жидкостью из овечьего глаза: говорят, помогает.

388. Нехорошая примета, если младенец издает звуки на вдохе: что-то произойдет.

389. Если, вопреки положенному сроку, маленький ребенок никак не начинает говорить, его везут в дом родственников матери. Там специально закалывают овцу, толстой кишкой которой обвязывают шею ребенка. Вскоре у ребенка пробуждается членораздельная речь.

390. Если ребенок сам по себе начинает хлопать в ладоши - к добру. Ожидают радостного известия.

391. Если водой от мытья дверной рукоятки протереть лицо, ладони и подошвы пострадавшему от сглаза ребенку, вскоре злые чары теряют силу.

392. Девушки и женщины всуе не подвязывают голову черным платком. Черный цвет одежды - знак траура.

393. Не допускают, чтобы в жилище входили пятясь или задрав кверху зад - счастье расстроится.

394. Не пьют воду из горлышка кувшина, торсука, бутыли: так можно опорочить остающуюся в сосуде воду. Если жидкости в сосуде коснулось дыхание больного человека, попивших после него постигнет хворь.

395. Из реки не пьют по-звериному - ложась на берег и припадая ртом к воде: можно утонуть, или утащит водяной, или заработаешь болезнь желудка или пищевода.

396. Старинная заповедь: на человека, заглянувшего в гости, не вываливай весь воз своих обид и болячек. Этим наносится ущерб не только гостю и отношениям с ним, но и благоприятному общественному союзу между людьми.

397. При приеме пищи нельзя дуть на чай, бульон, молоко, другое горячее блюдо. Следует потерпеть пока остынет, потому что охлажденная дутьем пища считается плевой (т. е. непригодной) и обычно завязывается в желудке беспокойной язвой.

398. Черт и прочая нечисть не суется и обходит стороной дом, где держат орла. Орлиная аура имеет свойство подавлять все низменные помыслы и промыслы.

399. Если досада заставляет тебя проклинать своего правителя, своего ребенка или своего супруга, делай это, предварительно смазав сажей свой язык: ведь отчаяние преходяще и, чем печать проклятия останется на этих людях, пусть уж лучше она останется на саже.