Казахские поверья (300-349)

300. Завидев новорожденную луну, человек припадает на колени и с троекратным поклоном произносит слова поклонения светилу. Сорвав пучок травы с места своего коленопреклонения, он затем бросает траву в огонь. «Пусть мое потомство разрастается (как трава) и распространяется (как огонь)», - думает он в эту минуту.
br>301. Каждая из звезд на ночном небе считается образом души какого-то человека. И когда, сорвавшись, падает одна из них - обрывается чья-то жизнь.

302. Каждое необычайное, причудливое явление природы скрывает в себе знамение. Священными и чудодейственными почитаются места, где высятся похожие на статуи глиняные столбики, растет одинокое дерево или кустарники с растопыренными ветвями. Посещая их, люди ночуют и подвязывают здесь ленточки. Но могилах пророков и святых совершают жертвоприношения и молятся о сокровенном.

303. Не переступают жели - веревку, к которой специальными подвижными узлами привязываются молочные жеребята, ягнята и козлята. Дух-хозяин жели может жестоко проклясть и опрометчивый обрекается на беды.

304. Когда вьют и протягивают арканы и нити, маленьким детям запрещается проходить под ними: могут не вырасти и остаться карликами.

305. Если при изготовлении веревок и нитей у иной из мастериц не ладится дело и ее пряжа рыхла и неподатлива, за такой подозревают, что супруг ее окажется слабак и размазня.

306. Нельзя перешагивать через курук (длинный шест с петлей) табунщика, топор и столб. «Шагнувший через столб не разбогатеет, шагнувший через топор не обретет состояния», - говорят и верят в народе.

307. Казах, завидев ночью пасущуюся особняком корову, непременно отстегает ее камчой, ибо это шайтан разгуливает верхом на корове.

308. Лошадь, в гриве и хвосте у которой обнаруживаются клоки белого волоса, считается волшебной. Такое животное не отдают и не продают, потому что с этой скотинкой в доме умножится достаток и благополучие.

309. Казах не обидит и старается не тревожить кукушку. Согласно легенде, кукушка - бывший человек. Как-то в один аул приехал навестить свою невесту молодой человек. Неожиданно его лошадь исчезает с коновязи и ее нигде не могут найти. Вызвавшись отыскать лошадь, сестренка невесты выбегает из дома, впопыхах надев на одну ногу свой, а на другую - сапог будущего деверя. В безлюдной степи та девушка превратилась в кукушку. Неслучайно у кукушек одна нога бывает красной, а другая - синей. Птица со звукоподражанием вместо имени относится к разряду вещих. Из-за того, что ветка, на которую садится кукушка, обычно бывает богата на масла, ее обламывают и используют при изготовлении сыворотки.

310. «Айналмак» («Кружение») - так называется обычай, по которому один человек жертвует собой ради спасения другого. Ритуал самопожертвования состоит в том, что доброхот трижды совершает обход вокруг больного или страждущего. С данным обычаем тесно связано ласкательное слово «айналайын», обращаемое к милому и почитаемому человеку.

311. Случайно пойманную или залетевшую в дом птицу следует отпустить на волю, не забыв трижды обвести ею вокруг своей головы: тогда ваши болезни и беды перейдут на птицу и больше не покажутся вам на глаза.

312. Существует древний вид гадания по маслу, а точнее - по его горению в соприкосновении с огнем. Если брошенное в огонь масло дает яркое и светлое пламя - хороший знак, если тусклое - прогноз неблагоприятен.

313. Среди казахов издавна существует гадание по сваренной лопаточной кости домашнего скота - на будущее, на исход дел и событий, на положительную или отрицательную оценку малопонятных явлений. Важно помнить, что будущий инструмент гадания - лопатку - нужно глодать бережно и чисто: прокушенная или поцарапанная зубами лопатка не «разговаривает».

314. Пол великим праздникам и великим трагедиям есть обычай варить еду в одном из семи земных сокровищ - большом черном казане. Сготовленная в царь-казане еда имеет свойство укреплять единство народа.

315. В ночное и неурочное время небесполезно возжигать в доме светильники: рыщущая во мраке нечисть боится огня и света и не осмеливается проникнуть в жилище.

316. На весенний кокпар - праздник козлодрания - забивают только козла, а не иное животное. Черный козел - символ своенравной зимы. Обезглавив по ритуалу с молитвой, козлиную тушу препоручают к конным игрищам. Подобной мистерией приветствуется весна и торжествуется приход нового года.

317. Остатки пищи, которую попробовал неотнятый от материнской груди ребенок, непозволительно доедать отцу ребенка: прикоснувшись к еде с примесью женского молока, отец ребенка уподобляется сосунку собственной жены.

318. Два человека не испражняются одновременно на одно место: от этого расстраивается движение телесной влаги, страдают детородные силы и портится кровь.

319. Кошмяной коврик, в который заворачивали покойника на пути к кладбищу, должен храниться в чистоте и неприкосновенности до истечения посмертных сороковин. Дело в том, что в течение сорока дней дух усопшего посещает свой дом и может огорчиться при виде небрежного обращения с его кошмой.

320. Необходимо всегда потакать жерику - вкусовому влечению беременной женщины. От неудовлетворенного жерика ее ребенок рождается слюнявым, а впоследствии становится лгуном.
br>321. Недобрая примета, когда взобравшись на тор, подросток ложится на пол ничком. Взрослые тут же пресекают зловещую выходку со строгим замечанием: «У тебя что, помер отец и теперь прижимаешься печенкой к земле (т. е. принимаешь позу убитого горем человека)?».

322. Утреннюю трапезу желательно принимать в добром расположении духа, пищу не взбалтывать и не проливать. Земная ипостась добрых лучей восхода заслуживает трепетного к себе отношения.

323. Если у человека много светлых родинок - будет много дочерей, если темных - много сыновей.

324. Верблюд трется о стену дома - к переезду: юрта будет собрана, верблюд будет навьючен.

325. Приплод от несвоевременного окота скота не используется хозяином: его предпочтительно подать малоимущему в порядке милостыни.

326. Нельзя приближаться к скопищу змей - это джинны, любящие собираться в обличии змей.

327. Всячески избегайте встреч с раненым хищником. Раненый тигр, медведь или волк впадает в ярость и готов уничтожить весь мир. А ярость в мировосприятии казахов - самый тяжкий из грехов.

328. Нельзя находится в одиночестве на холме или возвышенности, когда солнце село и сгущаются сумерки: этак можно выпросить себе одинокую могилу на холме.

329. Есть повод обрадоваться, если ваша собака поедает траву. «У кого дела в гору, у того собака ест траву, у кого дела с горы - у того сноха занимается воровством», - говорят казахи.

330. Воспрещается скрещивать ножи: так подначивают к разорительной, кровопролитной войне.

331. Не допускается, чтобы дети сделали себе игрушкой козьи хвостик и ножку, а также овечий крестец: поигравший становится непостоянным и бестолковым.

332. Собаку не пускают в дом, а тем более в главную комнату. Также отучают собаку заглядывать в дверь, когда хозяева едят. У псов - поганое дыхание, от которого как пища, так и ее прием становятся нечистыми.

333. Черную без единого пятнышка скотину не забивают для почетных гостей: темный окрас подначивает к туманной перспективе. Если уж другого выхода нет, то скотину закалывают, предварительно обвязав ей рога или шею белой лентой - дабы чистота намерений не подвергалась сомнению.

334. Снаряжая груз во время перекочевки, грузчики не должны много разговаривать: переговоры могут перерасти в ссору.

335. Когда караван навьючен и готов к движению, во главу коша выходят деды и бабушки. Молодежь и люди среднего возраста пристраиваются за ними. Старейшины рода подбадривают молодежь, гарцующую на резвых жеребцах, и благословляют на счастливый переезд.

336. Люди, возглавляющие караван, должны быть бесспорно здоровы и статны; калекам и больным подобная миссия заказана. Здоровый предводитель олицетворяет настоящее и будущее здоровье народа.

337. При назначении имама в мечеть отбирают достойного человека с безупречным здоровьем и ясным умом. Милость небес восприимчива к молебнам нравственно и физически здоровых, умных и честных людей.

338. Этот ритуал исполняется в пору, когда выбравшись на жайляу - летние пастбища, казахи впервые устанавливают привязь для дойки кобылиц: жеребцу-вожаку каждого косяка смазывают маслом круп - чтобы в этом косяке множился приплод.

339. Есть народное средство для человека, никак не излечивающегося от болезни: его недуг переводят на козла - предводителя стада. Прочитав все нужные молитвы, козла трижды обводят вокруг больного, а затем отпускают в стадо. И такого козла не режут на мясо: он должен умереть естественной смертью. Также ему никогда не стригут и не расчесывают шерсть.

340. Дикий зверь, повстречавшийся путнику в безлюдной степи - непростое явление, и это также хорошее предзнаменование: «Удачливому джигиту встречается вольный зверь».

341. В казахских обычаях пожилым людям положено воздерживаться от того, чтобы проливать слезу и вздыхать в промежутке между полуденной и вечерней молитвами. Не принято также спать и заниматься рукоделием. Считается, что нет прока от работы в безвременье.

342. Обувь никогда не переворачивают. Если она перевернулась по чьей-либо неосмотрительности, ее тут же приводят в порядок. Разувшись, ее нужно аккуратно сложить парой и не допускать разбрасывания. Перевернутая обувь - признак близкой печали ее хозяина, от разбросанной обуви - не будет пути.

343. Считается, что все землетрясения происходят по воле Аллаха. Когда люди погрязают в грехах алчности, лжи и разврата и порочат окружающую их природу нечестивыми деяниями, земля возмущается и начинает сотрясаться от гнева. Вот почему там, где вас застает землетрясение, нужно взять в руки горсть землицы, прижать ее к сердцу, обратиться к Аллаху с молитвой о пощаде и сесть на корточки до самого окончания стихийного буйства. Скорее всего будет так, что и Аллах, и мать-земля простят вам грехи ваши.

344. Разделывая тушу скота, можно заметить, что, помимо печени, у животных встречается еще один орган, который называют «печень-сиротка». Приготовив блюдо из внутренностей, детям не позволяют кушать тот самый орган - останутся сиротами.

345. Детям обычно не разрешают есть блюда из желудка и легких домашнего скота, кроме случаев, когда эти части приготовлены в составе куырдака или в смеси с другим мясом - чтобы они не стали копотливыми, ленивыми и обидчивыми.

346. Детям не позволяют глодать мясо с бугана - жесткой и укороченной первой пары ребер, расположенной под холкой животного: могут остаться низкорослыми и коренастыми.

347. Девочке нельзя брать в руки и есть мясо с берцовой кости: не то ей наверняка попадется старый и сварливый муж.

348. Шанырак - круг-навершие юрты, в течение многих лет служащий куполом-люком и дымоходом - нельзя никому продавать. Иначе очагу династии этого дома суждено погаснуть, от дыма не останется воспоминаний и род этот прервется.

349. Истый мусульманин избегает того, чтобы его взгляд упал на свинину - это грязным пятном ложится на его душевный комфорт. Если это все-таки произошло, он трижды сплевывает и быстро покидает нечистое место.