Казахские поверья (150-199)

150. Кормящая мать должна прятать груди от посторонних взглядов. Ребенка нужно кормить укромно и при этом не разговаривать: возможный сглаз - обычное дело, ведущее к молочнице и аллергическим заболеваниям, а от болтовни ребенок захлебывается молоком и у него воспаляется носоглотка.

151. Сваренный шейный отдел из мяса зарезанной на калжа овцы обгладывается начисто и, нанизанный сквозь спинномозговой канал на таволговый прутик, подвешивается над входом в жилище - чтобы шея новорожденного окрепла быстрее и ребенок держал головку. Что же до собравшихся на калжа женщин, то все они обязаны отведать мяса из позвоночной части. Ритуал поедания мяса венчает «пуповинная мать» ребенка, которая, обчистив позвонки до костей, подвешивает их поверх наличника двери. Согласно поверью, отведавшие позвоночной части женщины вскоре обязательно забеременеют.

152. Новорожденного, прошедшего первую купель и запеленутого в «собачью сорочку», помещать в колыбель доверяют не какой придется женщине. Миссию эту исполняет здоровая и сообразительная, знающая обычаи и почитаемая в общине многодетная женщина-мать. Положение дитяти в колыбель предваряет целый ритуал. Сначала раскаленной докрасна кочергой или щипцами освящают изголовье колыбели: чтобы сгинули сулящие вред ребенку злые духи. Затем одна из женщин со словами «Да будет хватким, как орел», привязывает к бесику-люльке орлиные когти. Другая, посверкав саблей по обе стороны колыбели, произносит: «Да будет батыром - грозой недругов». Третья, перевесив камчу поперек бесика, желает: «Да будет он непобедимым в байге, да будет он всюду восседающим на тулпаре». После этого, просыпав сладости и конфеты сквозь тѕбек - специальное отверстие для стока фекалий, с возгласами «Дитя покакало!» из-под ложа вынимают лакомства и делят между всеми присутствующими, чтобы в качестве дорогого гостинца вручить своим маленьким детям. Смысл символического «сладкого какания» в том, чтобы ребенок вырос жизнерадостным, общительным, деятельным, уважаемым среди друзей и не жадным. После этого все замолкают и в абсолютной тишине кладут ребенка в его колыбель. Разговаривать и издавать звуки запрещается из опасения, чтобы ребенок не рос плаксой и не вырос ябедой.

153. В возрасте, когда ребенок научается стоять на ножках и пытается самостоятельно ходить, над ним совершается торжественный обряд тусау кесу - «разрезание пут». На ноги ребенка надеваются связки из сплошной пестрой веревочки, которые затем перерезаются - желательно уважаемым человеком, бесспорно обладающим быстрой, корректной и грациозной ходьбой. После чего ребенка следует, взяв за ручки, хоть немного поводить туда и сюда. Кармашки одежды освобожденного от пут и таким образом благословленного на пешую ходьбу ребенка битком заполняются конфетами, лакомством и серебряными деньгами: участники торжества затем разбирают их на сувениры. Если путы не разрезаны - ребенок будет опрометчив и падуч, а повзрослев, заболевает полиартритом..

154. Понапрасну не стучат камнем о камень - от этого у волков чешутся зубы и они нападают на живность, что в хлеву и на выгуле. Зазря пропадает и гибнет скот.

155. Не бьют ребенка веником и кочергой: от этого к ребенку пристает зараза и его валит с ног беда.

156. Не садитесь туда, где обычно восседает старец этого дома: можно невзначай проникнуться старческим духом. Если у вас что-то болит или вы легко подаетесь заболеваниям, недуг ваш может осложниться.

157. Совершая ритуал открывания лица невесты, певец-исполнитель открывает ей лицо правой рукой. При этом инструментом ему служит полотенце красновато-румяного оттенка, обвязанное вокруг ветки плодового дерева или таволговой камчи - чтобы лицо невесты было ярким, как луна, а принесенное ею потомство - многочисленным, как плоды на дереве.

158. Сваренную лопаточную кость, после того как она обглодана, «раскрывают», вынув из ее подножия округлую хрящевую пробку. Иначе на пути будет затор, дорога будет изматывающей и непременно упрется в тупик.

159. У казахов обычно презирают мужчину, умудрившегося побросать одну за другой трех жен. Детям не позволяют брать угощение из рук такого человека - чтобы не заразились его непутевостью.

160. Мальчика, приехавшего верхом на жеребчике-подростке, чтобы пригласить на свой праздник обрезания, одаривают лакомством и, привязав к гриве его коня кусочек ткани, с пожеланием «Доброй дороги и счастливого праздника!» показывают, куда ему ехать дальше.

161. Давая согласие человеку, пришедшему сватать дочь, родители девушки одаривают визитера чапаном с воротом. Такая одежда называется «чапан-гвоздь» и предназначена, чтобы «пригвоздить» сватовство как не имеющее обратной силы.

162. Завидев смерч, казах трижды сплевывает на землю и прогоняет: «Иди в дом к плешивому, иди к плешивому!». Где смерч - там беснуются джинны, а у задетого джинном человека искривляется рот и нос, уродуется лицо.

163. Ни детям, ни всем остальным не разрешается обходить кругом сидящего человека: если сидящий болеет или несет на себе какое-то колдовство, то все это переходит на кружащегося. К допустившему такую оплошность пристает зараза, обрекающая его на невзгоды.

164. Если у мужчины нет сына, а жена его все время рожает девочек, последней по времени рождения дочери он дает имя вроде Улбосын («Пусть будет сын») или Ултуган («Родись сыном») - чтобы следующий ребенок был мужского пола.

165. Когда у женщины, прежние дети которой умирали один за другим или рождались безжизненными, наконец появляется благополучный младенец, она проносит такого ребенка между ног семи женщин и дает ему защитное имя вроде Жетписбай («Семьдесят + бай») - чтобы жил долго и вызвал к жизни подобных себе младших братьев и сестер.

166. Выделяя кому-либо лошадь из своего табуна, хозяин-казах выдергивает из гривы животного волосок и, смазав его слюной той лошади, прячет на хранение себе в карман. Слекей срне - «дрожжи слюны» - оставляют себе затем, чтобы с той лошадью не ушла вся счастливая доля хозяина.

167. Отдавая кому-нибудь свою носильную вещь, казах обязательно оторвет и оставит себе одну пуговичку или отрезок шнура - чтобы личное счастье не отошло вместе с пуговицами или поясом одежды. Известная казахская поговорка «Чем внушать устремление с гору, лучше ниспошли везения с палец», по-видимому, связана с данным поверьем.

168. В случае выставления животного на продажу необходимо оставлять сбрую и держатели: недоуздок коня, повод верблюда коровы, колпачок-шлемик беркута или сокола, ошейник собаки. Животные часто становятся оборотнями и, в случае несоблюдения вышеописанного условия, ваши бывшие питомцы могут принять чужое обличье и потом досаждать вам, прося, чтобы вы разыскали и забрали себе нужную вещь.

169. Казахские женщины избегают того, чтобы давать кому-нибудь свои любимые и выходные головные платки и косынки: иначе счастливая судьба перейдет к другим.

170. Издревле существует запрет на привычные слова и выражения в условиях боевого похода или военной операции. Из необходимости обмануть смерть не говорят «сойди с коня», «привяжи коня», а употребляют иносказания «приземлись», «крепи», «войди». Выступая в поход, не поют песен и не плачут. Кружку называют «дружкой». Если под воином кобыла, он величает ее конем: дело в том, что у оседлавшего кобылу не бывает ратной удачи и к тому же кобыла - не военный транспорт, а жеребящийся, дойный скот.

171. Нельзя входить в дом с жующим ртом, но выходить из дома пережевывая пищу - хорошая примета. У казахов есть поговорка: «Поедом входи в дом врага, доедом - выходи из дома друга». Заметив, что входящий человек что-то жует на ходу, хозяин дома сердито говорит ему «Сплюнь кровно!», заставляет выплюнуть перед домом и лишь после этого впускает вовнутрь.

172. При встрече гостя хозяин самолично открывает дверь, но при проводах - не притрагивается к ней: гость должен открыть ее сам. В противном случае это означает, что хозяин собственноручно спроваживает благодать, пожаловавшую в дом вместе с гостем.

173. Филин в казахских понятиях - священная птица. Веря, что пух, голова и ноги филина оберегают от нечисти, их прикрепляют к изголовью кровати, колыбели, к головному убору.

174. Чтобы предохраниться от злых языков, порчи и сглаза, применяют каменный оберег, именуемый в народе «ослиным камнем». Он-то и собирает и отражает вредную энергию.

175. Ведая о том, что черти и злые духи боятся верблюда-производителя и ежа, казахи подвешивают где-нибудь снаружи дома верблюжий череп и ежовые иглы.

176. В казахском доме следят за тем, чтобы не гремела посуда: от такого шума благосостояние убегает прочь и счастье обходит дом стороной.

177. У казахов есть выражение: «Не томи молоко». Налитые и поставленные перед вами молочные продукты вроде айрана, молока, кумыса нужно пить быстро, без долгой задержки. Если притомится молоко, то и человеку суждено томиться без молока, что чревато нездоровьем и неудачами.

178. У казахов есть выражение: «На почет - почетом, на пиво - медом». По обычаю, сторона жениха приглашает сторону невесты «посмотреть дверь», т. е. на презентацию с целью ознакомления невесты со всеми будущими родственниками, с уровнем достатка и быта. В честь «живых и мертвых» (т. е. духов предков и сородичей) приносится в жертву овца. Если «живых и мертвых» не почтили и духи остались в обиде и забвении, невесту ожидает недуг.

179. Асату - древний обычай «кормления из рук». Когда сваты в искреннем веселье собираются на пир, перед главным блюдом подают сдобренное айраном куйрык-бауыр - жаркое из ливера - и делают это самое асату. Чаще это происходит с шутками и прибаутками, но есть в том и глубокий смысл: подмешивая в еду белый айран, сваты желают себе и друг другу чистоты помыслов, тесного и длительного родственного союза.

180. Доставив в дом одного из сородичей сыбага - причитающуюся по кодексу родства неотторжимую и неприкасаемую долю (обычно мясная часть), казах затем не притрагивается к этому мясу, ибо вследствие этого жена его может родить дочь. Конечно, страх этот продиктован не ненавистью к дочерям, а закономерной мечтой извечно сражавшегося за независимость народа иметь побольше сыновей - защитников и продолжателей рода.

181. Петуха, запевшего среди ночи, казахи воспринимают и истолковывают как дурной и зловещий знак. Голову такого петуха отрезают и закапывают в землю. Иначе кого-нибудь из людей подстережет и похитит смерть.

182. Заметив, что молодая невестка стала беременна и пристрастна в пище, ее свекровь на радостях объявляет тосек той - «праздник постели» и созывает в гости соседей. Собравшиеся подвешивают к супружескому ложу молодых деньги, орлиные перья и когти, кладут под подушку ножичек - чтобы младенец появился на свет полноценным и здоровым и чтобы уберечь эту семью от порчи и завистливых глаз.

183. Первая постель молодоженов называется «белым ложем белого бракосочетания». Свекровь и тетки обязаны совершить над таким ложем обряд очищения огнем и водой, для чего обычно используются зажженные ветки можжевельника и ароматизированная вода. В противном случае в ложе приживаются черти и демоны; брак распадается.

184. Казах не кладет на шею нитку: воспользовавшись этим, шайтан сводит его с ума и, не ведая что творит, несчастный погибает, задушив себя сам.

185. Изголовье тора - почетного места в жилище - нельзя увешивать шкурами лисы, волка, медведя и прочих хищников. От грубейшей этой ошибки счастье не задерживается надолго и в доме воцаряется тревога: возникает неотвязное ощущение, что дом полон тенями диких зверей. Особенно плачевно сказывается это на молодых семьях.

186. Девочкам и девушкам непозволительно сидеть напротив гостя с раздвинутыми ногами. Подобная, пусть даже неосознанная, оплошность в конце концов оборачивается бесчестьем для такой девы и несчастливой судьбой.

187. Когда подают основное блюдо с бараньей головой, правое ухо с нее верховодящий за столом преподносит гостю-ребенку - чтобы слушался старших и не пререкался с ними, рос чутким, наблюдательным и дисциплинированным.

188. Если после трапезы личный нож или ножичек гостя оказался прибранным вместе со скатертью - нож обратно не возвращают: за резкой мяса и приемом пищи гость сам должен следить за своим инструментом, своевременно протирать и складывать в ножны. Гость вынужден молчать, ибо знает, что если попросит свой нож - не избежать последствий: рано или поздно пойдет «междоусобица в сорок ножей».

189. Рассаженные за двумя подносами с мясом гости, испросив себе ножи для резки мяса, возвращают затем их обратно с благодарностью и наколотым на острие кусочком сала. Нож - мужское оружие, и белое сало призвано притупить его не всегда уместную агрессивность.

190. У казахов есть примета: «Если ежится луна - готовь ноги (чтобы резвиться), если ежится солнце - готовь лопату (чтобы работать в ненастье)». Известно, что ущербная луна предвещает теплую погоду. Если месяц лежит на спине - к холоду. Если месяц выгнул спину - к теплу.

191. Дурной знак, неискупимый грех и подлое занятие - заниматься домыслами, клеветой и наветами. «О человеке судят по его делам, а не по слухам вокруг него», - гласит народная мудрость.

192. Казах не плюет в воду. Не учиняет понапрасну запруд на пути проточной воды. С этим поверьем связана мудрая пословица: «Не плюй в колодец, из которого пришлось испить».

193. Уходя, не хлопают дверью, и известная поговорка гласит: «Не хлопайте дверью, в которую вам еще придется войти». Дверь и тор - места, где гнездится счастье, которое просто сбегает от непочтительного обращения.

194. Казах не пинает и не попирает ногами казан и очаг. Черная сила казана и дух-хранитель очага карают за такое: у виновного заболевают и скрючиваются ноги.

195. У казахов запрещено изумляться новорожденному в выражениях вроде «какой красивый» или «какой пухленький». Если такое ненароком сказано, то затем обязательно нужно сплюнуть трижды. Какая-нибудь строгая женщина при этом осадит неосторожного: «Чтоб у тебя во рту свила гнездо змея, чтоб рот твой наполнился черной кровью».

196. Казан в казахском доме не положено держать пустым. «Чтобы казан не зиял», в него капают хотя бы ложку масла. Когда полон казан - нет поводов к переживаниям.

197. Казах подает милостыню только в дополуденное время. Днями, когда не возбраняется давать подаяния, считаются четверг и пятница. Дело в том, что не подлежат распылению средства, добытые до полудня. И если после обеда уступить в пользу страждущего хотя бы копейку - с нею уходит все состояние.

198. У казахов не принято стряхивать с рук капли воды после мытья: руки нужно тщательно обтирать полотенцем. Потрясающего ладонями карает хозяин воды Сулеймен и от этого забиваются родники.

199. Если ночь застала путников в безлюдной местности, они обычно располагаются на ночлег в мавзолее мусульманина. Утром же они продолжают путь, первым делом совершив молитву духам умерших. Одинокий странник в ночи находится под защитой духов предков.