Казахские поверья (100-149)

100. Увидев ночью тревожный сон, казах наутро трижды плюет на землю и со словами «Сон - что лисий помет» подошвой правой ноги трижды давит и растирает плевок - «чтобы сон мой пожрала ненасытная чернь земли».

102. Ночью не смотрятся в зеркало. Посмотришь - лишишься красоты, растеряешь обаяние, иссохнешь телом и посуровеешь видом. Дело в том, что днем человек вбирает в себя лучи вселенского света и энергии. Отраженные же в ночном зеркале, они сталкиваются со взглядом человека и, самоуничтоженные таким образом, отскакивают и теряются во тьме.

103. Казах скрывает от посторонних свой возраст, если он переживает очередной мушель - границу 12-летнего цикла. Год мушеля - опасный возраст, когда человек ослаблен перед лицом всяческих потрясений, порчи и сглаза. Поэтому, сообщая свой возраст, человек сознательно либо завышает, либо занижает его.

104. По случаю обновы в одежде у казахов принято прикреплять к ней пуговицу или зажим и давать байгазы - подарок на новое приобретение. При этом поговаривают на счастье: «За пуговичкой - верблюд» (т. е. за малым приобретением да последует большее).

105. У казахов есть обычай - единственного мальчика в семье одевать в заплатанную одежду и растить ему на голове хохолок - айдар - чтобы уберечь от лихого глаза и зловредного языка.

106. Не принято ходить по древнему журту - прежнему месту стоянки, как и по кострищу: чтоб не прилипли заразы и беды.

107. Казах не опустится до кражи волосяного аркана - чтобы не накликать себе виселицу или рабство.

108. Не принято забивать себе на согым собственную ездовую лошадь. Отдавая же такую лошадь другому, хозяин оставляет себе мазок ее слюны - чтобы ни счастия, ни несчастия этого животного не перешли к другому.

109. Состриженные волосы казах не выбрасывает на улицу, а закапывает в землю: если волос окажется в гнезде у птицы, человек начинает страдать головными болями, головокружением, становится рассеянным и забывчивым.

110. Не бросайте камнем в голубя - не нарушайте мир и согласие.

111. Обычаем запрещено стричь ногти в жилище: попадая в еду, ногти вызывают неизлечимую болезнь. В прежние времена верили, что злые старухи-ведьмы околдовывают людей, подкладывая им в постель свои ногти.

112. Казах не наступает на хлеб. Хлеб - священен. Согласно поверью, наступившего на хлеб карает Бог, проклятый преступник обречен реветь безутешным плачем.

113. Казахская женщина не красит бровей и не выщипывает их догола: от этого множатся враги, а недруг, обольстив ее, станет помыкать ею.

114. Казах не обходит кругом чужой дом - чтобы болячки этого дома не пристали к нему и сужденое ему личное счастье не заблудилось.

115. Казах не перерезает конец веревки, посредством которой упакован и снаряжен его груз. В противном случае свое собственное добро не пойдет ему впрок, подвергнется в пути разбою и разграблению.

116. Не принято подавать гостям еду в поврежденной, треснутой, ущербной посуде. Кроме элементарного неуважения к гостю и того, что к такой посуде обязательно прикладывается вечно голодный шайтан, от этого страшно гневается и изливает свою злость на нерадивых хозяев ангел-хранитель гостя.

117. У казахов не принято позорить и насмехаться над больными, калеками, нищими и юродивыми. Акцентировать внимание на недостатке другого - уже само по себе признак дурного воспитания. Высокомерие наказуемо - станешь таким сам либо твой ребенок или близкий человек. Не поощряется ирония над чужим несчастьем: глумливый будет погребен в золе, утоплен в озере, жизнь проживет в тяжких вздохах и кончит ее бесславно, оголив зад.

118. Ни при каких обстоятельствах скатерть не расстилают изнанкой кверху. Если из-за своей длины скатерть расстелена сложенной вдвое, то ее располагают сгибом к гостю и, разумеется, лицевой частью к нему. По этому поводу говорят: «Если не пригож дастархан, в делах не будет успеха». Дастархан свят и священен как предметный символ достойной жизни, материального достатка и духовного общения.

119. Казах воздерживается от того, чтобы в весеннее время спать под открытым небом. Весна - пограничье зимы и лета, межсезонье холода и жары. На всем лице земли разворачивается жестокая битва духов. У заснувшего на улице искривляется рот и развивается душевная болезнь.

120. Конный человек не проносится на скаку мимо кладбища - это неуважение к мертвым. Воспользовавшись промашкой, за таким лихим всадником увязывается шайтан, а растревоженные духи умерших, в свою очередь, также пускаются вдогонку нечестивцу до самого его дома и, настигнув, предают проклятию.

121. Если скот поражает чума, животных лечат с помощью горсти земли, взятой с могилы святого или праведника. При этом имеется в виду, что чума приходит неспроста и за ней тоже стоят сверхъестественные силы и покровители.

122. Если страдающая бесплодием женщина предстанет с чистым телом и помыслами могиле святого и помолится о насущном, то, возможно, после этого она забеременеет.

123. Казах не дарит родственникам и приятелям предметы желтого цвета, ибо последний - знак нездоровья, от которого липнет желтуха и хронические заболевания.

124. Казах не станет беспричинно ковырять и рыть землю, потому что в народных представлениях такое действие приглашает смерть и предвещает кончину.

125. Человек, у которого жив отец, не восходит на тор и не восседает на нем, не становится заглавным лицом в разделке ритуального блюда - вареной головы домашнего скота. У нарушившего табу отец умирает.

126. Казахи не наступают на пожарище, потому что знают: может покарать дух-хозяин огня.

127. Немало мифов, легенд и поверий содержит народная астрономия казахов. Например, завидев падающую звезду, полагают, что умер какой-то человек.

128. По-разному толкуются природные явления. Затмение небесных тел - недоброе знамение надвигающейся беды. Затмилось солнце - умрет царь у мусульман, затмилась луна - у кафыров.

129. Нельзя задувать горящую свечу: пламя гасят, закрывая чем-нибудь фитиль. Если дуть на пламя - можно сдуть богатство, потушить счастье и вдобавок стать забывчивым.

130. Заходя вечером в чей-нибудь дом, с хозяевами здороваются «Добрый вечер», но никогда не говорят «Ассалаум уагалейкум». Запрет этот связан с тем, что иногда по ночам черт проникает в дом в образе ангела и усаживается на тор. Допустивший неосторожность и поприветствовавший таким образом дьявола рискует окриветь, а затем и вовсе помереть от злобной болезни.

131. Не в обычаях казахов, понукая, бить верблюда по голове: ведь у него там гнездится счастье, дающее начало новому году.

132. Не пускайте женщину ходить ночью к воде. Женская душа нежна и пуглива: увидев какое-нибудь живущее в воде животное, она может ужаснуться, приняв его за нечисть.

133. Кровь и потроха забитого на поминки животного не дают собаке, пока этого мяса с благословением не отведает хозяин дома: опередив человека во вкусе, поганая песья пасть порочит все мясо и саму святость поминок.

134. Когда по весне впервые грохочет дождевое небо, подножие дома поливают молоком - на счастье и чтобы молока было больше.

135. Кошмяной люк юрты - тундук - в хорошие дни обычно не подпирают шестом: так делают в доме, где кто-то умер.

136. Если первенец семьи впервые отправляется в дальнюю дорогу, то обычно устраивают большой пир, собирающий всю родню от мала до велика. Первые проводы предзнаменуют дальнейший жизненный путь ребенка, в связи с чем стараются, чтобы он получил благословение старших и отправился в дорогу с сердцем, полным радости и светлых надежд.

137. Закон степного общежития: в честь только что прикочевавших, новых соседей сидящий здесь аулом люд дает ерулик - новосельческую званую трапезу. «Доля соседская - доля Божья», - гласит поговорка. Отказать в ерулике - значит отказать себе в достатке, жилищу - в безопасности, земле - в плодородии.

138. Курык - длинное удилище коневода с петлей на конце - нельзя держать острием вверх: можно навлечь падеж скота и гибельную бескормицу.

139. Хорошая примета и удача впереди - если путешественник встречает разбросанные по сторонам и смотрящие на дорогу голые черепа лошадей или верблюдов. Если же они смотрят в сторону от дороги, путник обязан сойти с коня и повернуть их в правильном направлении.

140. Не отправляются в путь и не начинают важных дел во вторник. Вторник - день тяжелый и тяжело в этот день голове.

141. Ногти и волосы следует стричь по четвергам и пятницам. Запрещено делать это ночью: оказывается, во время сна душа человека висит на его ногтях. А снимать ночью волосы - все равно что снимать голову.

142. Пищу кладут в рот только правой рукой; подносимая левой рукой пища не пойдет впрок.

143. Брюки и трусы следует надевать сидя - в обстановке душевного мира и устроенного, счастливого быта. Надо остерегаться надевать брюки стоя: это образ войны, суматохи, тревоги.

144. Не едят оставшуюся неприбранной с ночи пищу. Такая еда нечиста и негодна, поскольку за ночь в нее гадит нечистый.

145. Мужчине следует остерегаться, чтобы поутру на улице первая встречная женщина не обошла его с правой стороны: у него не будет дороги, фортуна отвернется от него и он набредет на неприятность.

146. Разрешившейся от бремени женщине в течение сорока дней нельзя окунать руки в холодную воду и вообще - прикасаться к холодным предметам: от этого ребенок вырастет холодным и жестокосердным.

147. Весьма популярно поверье, что ребенок вырастает похожим на свою кiндiк шеше - ту женщину, что обрезала его пуповину. Вот почему обрезать пуповину новорожденным поручают известным и порядочным женщинам или мудрым старухам. По этой же причине не доверяют это дело больным и инвалидкам.

148. Пуповину новорожденному перерезают острой секирой, после чего перевязывают пупок стерильной нитью. Секирой нельзя пользоваться в быту: ее складывают на хранение. Через три-четыре дня пупок отсыхает и отваливается. Мальчиковый пупок забрасывают подальше за косогор со словами: «Чтобы вырос вольным батыром, а не домовым щенком!». Девочкин же пупок закапывают под домашний очаг с пожеланием: «Чтобы выросла волшебным достоянием отчего дома!». Впрочем, обычай - не догмат: некоторые родители хранят пупок ребенка между страниц книги - «чтобы стал грамотеем», а иные - «чтобы стал ловким джигитом» - подвязывают пупок к конской гриве. Из этих поверий питается патриотическая молитва: «Ниспошли же искомое нами там, где обрезана пуповина и капля младенческой крови упала на землю!»

149. Для разрешившейся от бремени женщины специально забивают белую овцу и с добрыми пожеланиями преподносят єалжа - блюда из этого мяса. Дело в том, что из родильницы необходимо вышибить и согнать без остатка родовой пот: иначе мать и младенца подстерегают сорок неурядиц, а ребенок не евшей калжа женщины растет плаксой и хиляком.

Автор Комментарий
Аватар пользователя мара.
Сообщений: 17
С нами c 2008-11-28

Все правильно. Только не 12, 24 ,36 - а 13, 25, 37, 49 лет.

 
Аватар пользователя Аэлита Жумаева.
Сообщений: 1274
С нами c 2006-09-10

я знаю, что в день рождения (12, 24, 36лет) нельзя пышно отмечать др, а нужно позвать друзей домой и  открыть все шкафы, чтобы они выбрали себе все,что им понравится - в этот год ваша судьба меняется и этими подарками, вы какбы подкупаете судьбу )) а на следующий др нужно закатить пир горой - в благодарность, что все прошло благополучно.

 
Аноним (не проверено)
Аватар пользователя Аноним.

скжите пожалуйста, у того кого идёт мушель,по обычаю должен подарить свою вещь,своему другу ?или такого нет?
спасибо

 
Аватар пользователя Аэлита Жумаева.
Сообщений: 1274
С нами c 2006-09-10

И вам спасибо!

перевод авторский

 
Сауле Абаева (не проверено)
Аватар пользователя Сауле Абаева.

Спасибо авторам за сбор и перевод такого текста.
Очень полезная статья, т.к. наши казахи стали больше пользоваться приметами и поверьями других народов и в том числе стал популярен "фэн-шуй".

Некоторыми поверьями пользовалась по сей день, а про некоторые и не знала.
И еще хотела внести поправку в 149, что "калжага кара кой", т.е. чёрного барана. Возможно, это от того, что в нем больше мелонина, что придает силы роженице.

 
Arman KZ (не проверено)
Аватар пользователя  Arman KZ.

Вот ты говоришь, чтоб разделили - ты что недоумок? тут 500 поверий, возбми да и раздели сам, посмотрел бы я на тебя. идиот.

 
Аноним (не проверено)
Аватар пользователя Аноним.

Заметил, что позитивных поверий меньше негативных.
Нельзя ли их отсортировать. К примеру, те что приносят удачу, здоровье, богатство отдельно от тех знамений, что предвещают беду.

Каждый бы читал то, что хотел бы увидеть