Казахские поверья (50-99)

50. Нельзя передвигать и переворачивать используемые в колыбели тубек и шумек (изготавливаемые из костей животных специальные краники, трубочки и катетеры для отвода кала и мочи). Считается, что эти вещи изобретены во имя блаженства младенцев. Когда эти устройства переворачивают, в них начинает забиваться грязь, а когда их приближают к источнику тепла - они рассыхаются и выходят из строя. Чтобы не спровоцировать воспаление мочеполовых путей у ребенка, тубек и шумек моют начисто и сушат исключительно на солнце.

51. Не выбрасывают и не отдают чужим детскую распашонку. Согласно поверью, счастье младенца начинается с первого дня ношения распашонки и та распашонка хранит это счастье. В прежние времена бии и граждане, отправляясь на суд, батыры, отправляясь на войну, брали с собой и носили за пазухой распашонку своего ребенка. Считалось, что это принесет счастье и убережет от опасностей.

52. Ребенка, который гуляя и играясь, оказался у вас в доме, не выпроваживают без гостинца. Поступают так в надежде на то, чтобы у ребенка не пропал интерес и любознательность к жизни, не постигло разочарование, не охладело сердце и чаяние грядущего жизненного счастья и чтобы приветивший его дом согревался приятным впечатлением и страстным желанием ребенка вновь навестить своих добрых знакомых. Казахи считают, что если маленький человек испытал холодный прием и ушел с конфузом, то с потолка негостеприимного дома улетучивается счастье, с престола - успех и со стола - достаток. С этим обычаем и поверьем перекликается поговорка: «Человек своим потомством живет тысячу лет».

53. Старинные вещи и предметы не переделывают заново (т. е. они не подлежат капитальному ремонту и реставрации). Связано это с суеверным страхом, что сокрытые под толщей времени былые неприятности и давние споры могут разгореться вновь

54. Не принято дарить скот во время его окота. Молодь не подлежит продаже и дарственным зарокам. В случае нарушения этой заповеди Шопан-ата (мифический покровитель скота, в частности - овечий пастырь) приходит в ярость. До исполнения сорокадневного срока новорожденная молодь скота не имеет хозяина. Святотатственно же брать на себя роль распорядителя судеб божьих тварей - значит провоцировать опасность разорения и обнищания, неразумного расхода скота, падежа и болезней, что в итоге приводит к запустению.

55. Использованные при первом бракосочетании предметы не уничтожаются, свадебные наряды не распарываются и не перешиваются, а хранятся в целости. Иначе не миновать расстройства мирного союза, охлаждения супружеских объятий, а то и смерти одного из супругов. Трепетное отношение к вещественным свидетельствам свадьбы и начального момента семейной жизни диктуется боязнью разрушить любовь и согласие, посеять недоверие и пожать бесконечные споры и ссоры.

56. Мясо скота, специально освященного и забитого для поминок, свадьбы или праздника, не подают гостям, пока его не испробуют сами домочадцы. Собранную кровь такого животного, не позволяя собачьим ноздрям испоганить ее, закапывают в землю. Таким образом реализуется пожелание о том, чтобы богоугодные чаяния домочадцев не воздались по какому-то иному адресу, а их благие намерения и деяния не ушли без пользы на съедение бессловесным тварям. Неслучайно и то, что по таким значительным поводам забивают безупречно здоровую скотину с природной отметиной - игреневого с залысиной жеребца-двухлетку, палевую овцу, холощеного верблюда, взрослую кобылу. Чем почетнее миссия хозяев и гостей - тем ценнее виды и особи скота.

57. Сорока стрекочет, взлетев на дом или глядя в сторону дома - верный признак скорого прихода гостей. «Путники издалека и возвращаются живы-здоровы...» - делятся в таких случаях предположением и приговаривают: «Алей-алей, пусть так оно и будет!».

58. За дастарханом, как до начала трапезы, так и во время нее, с вошедшим снаружи человеком не здороваются рукопожатием, а только кивают головой и приглашают к столу. Пренебрегать трапезой ради рук, да к тому же немытых - не вписывается ни в какие человеческие правила. Трапеза - священна, и прерывать ее нельзя. Заметим также, что воспрещается встряхивать руками при поедании жирной пищи, ибо в этом случае сотрясается пища, и ее святое заклятие поражает нерадивого.

59. Когда у женщины начинаются предродовые схватки, все подвешенные предметы в доме снимают с крючьев и держателей и опускают на пол. Открывают крышки сундуков. И верят, что все пути открыты, все в доме приветствует появление новой жизни, и роды будут легкими.

60. Топливо, однажды внесенное в дом, уже не выносят наружу: от этого потухнет огонь и умрет глава этого очага.

61. В ночное время не открывают сундук: будет плохо, и хозяин дома может умереть. Если это вынужденная мера, то сундук открывают, предварительно объявив: «В сундук проползла змея». Перед тем как закрыть, нужно не забыть сказать: «Змея выползла». Делают это, предохраняя ночь от того, чтобы хладнокровные воры и злоумышленники не сотворили свое черное дело. Так, уподобив руку вора телу холоднокровной змеи, ее «выдворяют» из сундука и за пределы жилища.

62. В потреблении вареной баранины казахские снохи избегают есть сухожилие, расположенное на стыке асыка (альчика, астрагала) и головки голенной кости, - из опасения, что роды могут оказаться затяжными и мучительными. Хотя и против этого есть рецепт: обглоданный и высушенный череп верблюда-производителя заворачивают в белую ткань и подвешивают над тором (престолом, почетным местом в доме). Злые духи боятся верблюда-производителя и не смеют к нему приблизиться, почему и роженицу ждет скорое облегчение.

63. Родильница, завидев забредшую в дом собаку, не гонит ее прочь - из боязни выпадения зубов и послеродового истощения организма.

64. Поддерживая огонь в очаге, женщины не наваливают топливо так, чтобы оно выходило за края треноги: от этого муж может начать думать и мечтать о другой женщине.

65. Беременная женщина должна быть очень осторожна, чтобы не переступить через запутанный или натянутый аркан: во время родов пуповина ребенка может обмотаться вокруг его шеи.

66. Ребенку, у которого жив отец, возбраняется лежать в главной комнате навзничь со сложенными на макушке ладонями, ибо это расценивается как дурной знак: «в обиде на отца дитя желает ему смерти и зовет беду в дом».

67. Служащий дверью юрты матерчатый полог не открывают резким откидыванием кверху. Счастье и Радость, Горе и Печаль - все входит и выходит через дверь. У двери есть свой дух-хозяин, который не терпит небрежного с собой обращения. Только при нападении врага дверь-полог откидывается кверху - для своевременного вооруженного сопротивления. В мирное же время не откидывать полог, а поднимать его чинно - значит не желать себе зла.

68. Складывать руки на макушке - недобрый знак, который люди не хотели бы видеть без достаточного на то основания. Издревле только пойманные преступники и военнопленные совершали клятвенный ритуал (смирения или просьбы о пощаде), садясь на корточки и складывая на макушке руки.

69. Нельзя: стоять в дверях, упираясь руками в косяк; наступать на порог; виснуть на перекладине косяка. Такие картины возможны лишь там, где вторгся и похозяйничал враг, царит несчастье, произошла смерть. Обычно запрещается подобными позами и движениями «вызывать» вышеозначенные состояния.

70. Не производят подсчет находящихся в доме гостей, указывая на них пальцем: ведь среди них могут оказаться и почтенные аксакалы. Тыча пальцем обычно считают только скот и пленников. Считать находящихся в помещении людей - проявлять не только невоспитанность, но и неуважение к себе подобным. Некоторые же старцы расценивают этот как предвестие чьей-то кончины.

71. Казахи не плюют на огонь. Не льют воду на костер и тлеющие угли. При встрече воды с огнем начинают шипеть уголья и в воздух вздымается пепел, который потом оседает сажей. Дух-хозяин огня покидает очаг. Охлаждается пламя. Угасает страсть. Умирает человек. «Там теплится душа, где колышется пламя». Огонь - основа жизни. Лить воду в огонь - недобрый признак.

72. Семейные люди не ссорятся и не выясняют отношений за завтраком. На рассвете восстает после сна все живое и с первыми лучами солнца в мир приходит счастье. В доброй надежде, что наступающий день будет преисполнен мирных и успешных дел, утреннюю пищу принимают с добрыми улыбками, шутками и прибаутками.

73. Беременной нельзя есть верблюжатину, а то ребенка она будет носить двенадцать месяцев и роды будут тяжелыми. Если, все же, поев такого мяса, она не может разродиться ко времени, то ради облегчения родов над тором этого дома подвешивают череп верблюда-производителя.

74. Добрая примета и повод для радостной встречи, когда младенец, наклонив голову, смотрит назад промеж своих раздвинутых ног. В таких случаях говорят: «Высматривает дорогу», «Путник приближается», «Пролегает дорога», «Издалека прибывают сородичи».

75. Задирать кверху ногу - нехорошая примета и грех, который истолковывают так: будешь вздернут вниз головой, в доме случится смерть, а в хлеву падеж, и в гневе будет Синее Небо.

76. Истинный казах не сорвет выглянувшую травинку, не оторвет древесную почку, не сломает живой ветки и прутика. Потому что любая зелень - это отрастающее счастье и субстанция самой жизни на земле. Помни, если не хочешь быть проклятым: «Сорвешь зелень - подобно ей и зачахнешь».

77. Казах не справляет нужду в родник и вообще вблизи водоема. Ведь водный источник - основа жизни и мать всего сущего на земле. К тому же у воды - самые могущественные и строгие духи-хозяева. Опорочишь чистое - потеряешь честь и достоинство, и проклятие обрушится на тебя.

78. Казах не то что не срубит, но даже не повредит одиноко растущее дерево. Он также не станет отдыхать в его тени, а тем более - ночевать под ним. Поступишь так - останешься сир и вдов, как это дерево, а в мире нет несчастья горше одиночества. Одинокое дерево - воплощение зла, желающего тебе всего самого плохого.

79. У казаха не поднимется топор рубить сросшиеся или растущие в паре деревья - под жутким страхом, что от этого потеряет супругу или единокровного родственника, познает горе «заломленных крыльев, вывернутых пальцев ног, выкорчеванных корней». Все на земле сотворено парным, все имеет свою вторую половину, и повалившему одного из близнецов - не сдобровать. Совершивший подобное злодеяние всю оставшуюся жизнь будет мыкать в тревоге, тоске и унынии.

80. Не заносят в дом головешку - кусок обуглившегося дерева или бревна: от него зло черным мажется. В дом проскользнет угар, провоцируя склоки. Овцы, что в хлеву, кони, что на выпасе, коровы, что в загоне и верблюды, что на выгуле - приносят недоношенных детенышей. В миру иссякает достаток, потухает счастье, умирает человек.

81. По великим праздникам, поминкам или торжествам для угощения почетных гостей закалывают серого с залысиной жеребчика, палевую и белоголовую овцу, холощеного верблюда или молодого вола. Считается, что в случае посвящения подобающего животного все желания и чаяния исполнятся и на таковых хозяев нисходит благодать.

82. Сваренные трубчатые кости мяса из согыма раскалывают пополам и смотрят: если они полны жира, то на этот год ожидается тучный скот, доброе настроение и сытая жизнь.

83. Даже из прихода и пребывания гостя казах извлекает и прочитывает приметы. Человека ожидают особые почести, если в ночь его гостевания плодится находящийся на дворе скот. Его потчуют, ублажают и, одарив одеждой, провожают как «Гостя счастливого начала».

84. У казахов не принято дарить симпатизируемому человеку, а равно родственникам, сватам и союзникам огниво, нож, точило: из-за этого между сторонами начинает искриться недоверие, вспыхивает пожар конфликтов, завязывается «битва сорока ножей» (т. е. междоусобица) и скрытые враги науськивают брата на брата. Поэтому близкие люди в случае необходимости не выпрашивают друг у друга, а в тайне от всех похищают приглянувшееся огниво, нож или точило. Даже прознав о том, хозяин инструмента не вправе обижаться - чтобы не раздувать чреватое последствиями происшествие.

85. Казахи не справляют нужду, глядя на солнце и луну. И совершенно запрещено делать это в направлении хубылы (Каабы) и запада. Это - и грех, и опасность заработать душевное заболевание, выражающееся в инфекционном недуге, воспалении мочевого пузыря, непроходимости, а также в искривлении рта. В народных понятиях Солнце и Луна - свет вселенной, мерила красоты и чистоты.

86. Если на жайляу вы готовите под открытым небом и в казане отражаясь, плещутся звезды - это очень хорошо: скот умножится и прирастет добрым приплодом, прибудет богатства и человека ожидает состоятельная и безбедная жизнь. В благодарность и поощрение этой примете льют масла в огонь и произносят благопожелания.

87. У казахов не принято пускаться в дорогу во вторник: считается, что в этот день не бывает удачи, а на дорогах подстерегают напасти и ползучие гады пересекают человеческий путь

88. Супружеская постель неприкосновенна для посторонних: не принято предоставлять ее, а также подушки и одеяла из нее кому-либо. От этого расстраивается брак, сотрясается и уходит на сторону любовь.

89. В казахской семье сноха не садится на кровать свекра и свекрови. Сие строго запрещено и наказуемо, ибо это невоспитанность, от которой портятся отношения и рушится человечность, сноха теряет уважение и катится к блуду.

90. Казахи не ловят и не убивают лебедя, гуся-гуменника, соловья и нестайную птицу: они считаются священными и обладают сверхъестественным даром.

91. Рассердившегося на кого-то человека у казахов принято увещевать советами: «поскрежещи зубами», «не закусывай губы», «сожми кулаки» - чтобы обида или жажда мести не запали ему в душу. Полагают, что, посжимав кулаки и поточив зубы, человек вскоре приходит в себя и ярость покидает его. В противном случае его переживания могут завязаться в нем тяжелой болезнью, не найдя исцеления от которой, человек доживает свои годы замкнутым, злопамятным и угрюмым.

92. У казахов запрещено свистеть ночью: позванные свистом, в дом заползают змеи.

93. У казахов запрещено кричать ночью: так поступают лишь в состоянии войны, почему столь зловещего действия избегают в мирные будни.

94. Нельзя спать на закате: в это время сражаются царство Света и царство Тьмы, меняются местами Счастье и Несчастье, Жизнь и Смерть. Не спи на закате - не желай себе смерти!

95. Ночью не разводят за домом костров, не выносят огонь наружу: может напасть враг или волк, произойдет несчастье, в степи начнется пожар.

96. Если у человека на теле много черных родинок размером с просяное зернышко - будет много дочерей.

97. Не принято наступать на могилу, показывать на нее рукой. Поправшего могилу поражает подагра и паралич, у него усыхают и выходят из строя конечности.

98. Придерживаясь пословицы «Не бери рассаду у порченого», казахи обычно строго и критично относятся к уличенной в смуте стране, общине или семье. Не берут у смутьянов и неудачников ничего - чтобы не пристали их заразы, пороки и дурная репутация.

99. Завидев лежащий лезвием кверху нож, его обязательно перекладывают набок: такой нож лежит и желает чьей-нибудь смерти.