Казахские поверья (450-481)

450. Споря с кем-нибудь, следи за собой, чтобы не показать вытянутый указательный палец. Не зря его называют «Вещим пальцем». Беречь надо.

451. Заметив собачьи испражнения, люди проходят, сказав и сплюнув три раза: «Тьфу. Тьфу. Тьфу». Иначе можно замараться псиным духом и заболеть.

452. Одинокие утолщенные, щетиновидные волоски, внезапно проросшие из бровей, надлежит вырывать и, сплюнув три раза, давить подошвой - чтобы не навели порчу дурные глаза и злые языки

453. Приметы близкой кончины одного из супругов: сломается рукоять камчи - умрет муж, рукоять ножа - жена.

454. Посторонний всадник не привязывает коня к входной двери, а если делает так - считают, что у него темные мысли и враждебные помыслы.

455. У казахов не принято, чтобы дети распускали руки в отношении родителей. Такое применение силы предвещает печальный итог: нечестивца настигает божья кара и земля проглотит его.

456. Не принято, чтобы дети распускали язык в отношении родителей. Язвить или ругаться с родителями - приближать день, когда грешный язык познает вкус черного камня и будет размелен каменным жерновом.

457.. Казах не клянется всуе и без веского на то основания. «Если честен - не клянись», - гласит мудрый принцип. Ибо нет злодеяния страшнее, чем дать клятву и преступить ее.

458. У казахов, после того как состоится сватовство, в ознаменование которого съедается ритуальное блюдо куйрык-бауыр (букв. курдюк-печень), сосватанная девушка отныне принадлежит только роду жениха и уже ни в коем случае не уходит на другую сторону. Нарушается уговор - возникает тяжба. Между сторонами вспыхивает вражда с самыми непредсказуемыми последствиями. Уговор, как и сватовство, - священны.

459. Казах пуще смерти боится воровать. Ибо есть над ворами вечное проклятие: у них ломаются руки и ноги, они становятся калеками и всегда кончают плохо.

460. Казахи верят, что если во время оплакивания умершего женщины плачут распустив волосы, то гнетущие их скорбь и печаль выходят наружу и рассеиваются быстрее.

461. Пришедшие на похороны люди не одевают броских и разноцветных одежд. Ведь это не свадьба, и уважать себе подобных нужно и в их смерти.

462. На обмывание покойника к мужчине допускаются мужчины, к женщине - женщины.

463. Женщины не участвуют в процессии выноса покойника из дома и следования с ним к месту погребения. Они остаются дома и только со следующего дня могут посещать кладбище. Женщина - это прежде всего мать. И ее не пускают на похороны, чтобы, воочию убедившись в бренности бытия, она не разочаровалась в жизни.

464. Опустив покойника в могилу, его помещают в положении лежа лицом к хубыле (Каабе). Пока не замурована ниша, собравшиеся кладут по горсти земли, которую благоговейно называют «землицей от всего мира» (т. е. от всей общины).

465. Казахские старики придерживаются обычая заблаговременно позаботиться о своей собственной могиле. Последнее пристанище плоти они поручают вырыть просторным, чтобы там легко уместилось человек пять, в удобном месте с почвой без камней и зыбучих песков. Тем самым готовящиеся к вечности аксакалы как бы подтверждают свою благодарность Аллаху за все, что он дает и берет, и выражают свое смирение перед грядущим Судным днем.

466. Вернувшись домой, участники похорон тщательно моют руки и лицо: ведь так или иначе увидев врата в мир иной, они опять вернулись в мир живых.

467. После предания земле тела покойного мулла совершает молитву. Если покойный был в почтенном возрасте, у могилы в качестве табарик'а (т. е. сувенира) распространяют среди присутствующих жыртыс (отрезы ткани) - с благим пожеланием, чтобы обладатели табарика достигли возраста покойного, а вскоре за похоронами последовало торжество.

468. Во имя учреждения, освещения и незыблемости четырех углов могилы назначают к жертвоприношению четыре головы мелкого рогатого скота. В заботе об упокое и умиротворении души покойного это жертвоприношение раздают вдовым и сирым людям, инвалидам и юродивым, беднякам и нищим.

469. Когда ребенок начинает говорить и становиться смышленым, в дом приглашают аульного старейшину и просят допросить ребенка: «Что выбираешь: загончик или песенку?». Полагают, что если ребенок выбирает загончик, то у него склонность к животноводству, а если песенку - к поэзии и изящным искусствам.

470. Если хочешь загарантировать себя от голода и запрограммироваться на сытую и обеспеченную жизнь, помни: нельзя разбрасываться солью, произносить глумливых и лихорадных речей, попирать ногами хлеб свой насущный.

471. Есть и такой обычай - валить на заклание верблюда перед тем, как, вырыв у побережья котлован, отводить воду в новое водохранилище. Поступают так, когда хотят, чтобы наступил праздник «расколотого брюха белого верблюда» (т. е. по всем статьям), народ жил безбедно, а дух-хранитель пруда был доволен.

472. Духа-хозяина одного из ветров зовут Мирхайдар. Есть такая присказка: «Могуч Мирхайдар - гроза черных туч». Во время работ на току, когда провеивают и прочищают намолоченное зерно, люди поклоняются другому хозяину ветра - Батюшке Майде: чтобы зерна было побольше, а сорняка и пустого колоса - поменьше.

473. Когда казахи работают с шерстью - стригут овец, проколачивают и прочищают волокна, а также катают кошму - чтобы ветер не выходил из себя и не сдувал шерсть складывают крестиком две тростины и подвязывают пучком шерсти.

474. В период ягнения овец берут высушенный овечий хвост и, подвязав его красной материей, прикрепляют на видном месте к внутренней стене юрты или к опорному столбу - чтобы в случае чего, взгляды глазливых людей стреляли не в приплод, а в тряпку.

475. В семью умершего, кроме скота и денег, приносят также пшеницу. Это высокое побуждение и добрый знак - желать потомкам и домочадцам усопшего, чтобы они поднимались и зеленели, колыхали и зрели подобно пшенице.

476. Относительно конца света казахи считают, что он наступит, когда всю землю заполонит зло девяноста и девяти видов.

477. Когда у беременной начинаются схватки, в целях облегчения родов и скорого появления головки плода надрывают одежду детям этого дома: девочке - край подола, мальчику - край брючины. Если одной из повитух приспичило выйти наружу, у нее отбирают платок или отрывают одну пуговицу - чтобы, увязавшись за ней, схватки не начали гулять по аулу.

478. Ведро с водой не принято ставить на возвышении. Если в доме есть беременная женщина, у нее может развиться «водяная двойня».

479. Высушенные головы волка и змеи помещают на хранение в сундук, предварительно накрепко связав челюсти. Считается, что в таком случае волки не станут нападать на скот, а змеи - жалить людей и домашних животных.

480. Не здороваются за руку с человеком, направляющимся в уборную - он пока еще не опорожнил себя от сидящего внутри демона нетерпения.

481. Детям обычно запрещают играть, лая собачками - из опасения, что юное поколение погрязнет в цинизме.

Автор Комментарий
Nakeda (не проверено)
Аватар пользователя Nakeda.

В целом конечно познавательно, спасибо что собрали.
но во-первых выводы "почему" "для чего" и т.д. казахи поступают так или иначе - авторы пусть оставляют при себе. к сожалению информацию о казахах об их обычаях и т.д собирали кто угодно но не сами казахи. и Естественно по своему все интерпретировано с точки зрения конкретного исследователя.

во вторых многие эти поговорки нельзя называть обще казахскими. мало ли где собиратель встретил некого чудика который при виде молнии падал на колени -ну и давай на весь мир трещать что казахи все такие, молниебоязненые.
аналогично можно считать что в Москве по городам ходят медведи и мужики в шапках-ушанках сплошь бухие и с гармошками. это может быть собирательный образ, но нельзя обо всех одинаково сказать.

есть казахи принявшие ислам например и живущие по шариату, и не признающие казахские обычаи, есть те кто в чем то соблюдает исламские традиции но остается казахом, или просто не противоречит, но есть обычаи и чисто казахские, которое исламисты так и не смогли искоренить.

 
Аватар пользователя chonduhvan.
Сообщений: 280
С нами c 2006-11-10

Супер.Спасибо.

на самом деле это оч старый матриал еще 2000 года. просто сейчас переноситься материалы со старой арбы на новую. вообще здесь много уникальных материалов по казахской истории если покопаться. Улыбка

 
Аватар пользователя knowmad.
Сообщений: 13
С нами c 2006-11-20

Супер.Спасибо.