Казахские поверья (1-49)

1. Когда у человека шумит в ушах, казахи толкуют это двояко. Если шумит в левом ухе - ожидают известия о чьей-либо смерти. Предполагая, что умер кто-то из близких или дальних родственников, сватов-кумовьев, либо соседей и аулчан, трижды зарекаются: «Правое ухо, правое ухо...». И произносят благопожелание: «Да обернется добром». Шум в правом ухе - явный предвестник радости. «Приведи же к хорошему», - приговаривают тогда и трижды ударяют по основанию правого уха большим пальцем правой руки. За этим - стремление сделать желание сбыточным, а грядущее счастье - необратимым.

2. Подергивание и зуд на различных участках тела - также фактор разных примет. Дергается правое веко - говорят: «К удаче, к какой-то хорошей новости». Но начинают тревожиться, если дергается левое веко: «Видимо, впереди не очень приятная новость». В этом случае смазывают веко слюной, приговаривая: «Убереги от напастей!», а затем спешат подать милостыню обездоленным. Дергаются губы - ожидай вкусной трапезы, угощений со знатного стола. Потягивает в плече - к новому чапану или дарительной одежде. Пятка чешется - к путешествию и дальней дороге, и в таких случаях говорят: «Да будет путь мой открыт, а поход - удачен». Подергивание в тыльной стороне бедра истолковывают как знак к верховой езде или близкой женитьбе. Чешутся ладони - верят, что это к деньгам, к идущему в руки богатству. Двигается кожа на висках - прибавится вам почета и будете вы верховодить. Засвербит у ближнего в носу - повод к общему предвкушению ароматных запахов, к обильному пиршеству, почестям и почтеваниям.

3. Соль у казахов не сыплется понапрасну. Ибо без соли ни одно блюдо не имеет вкуса. «Суть еды - в ее соли», - считают казахи. Рассыпанная соль - повод к переживанию: рассыпается достаток, притупляется вкус, уменьшаются запасы продовольствия. Допустивший небрежность обречен до тех пор влачить соленое и горькое существование, пока не растает рассыпанная им соль.

4. Сыч - птица ночная. Если начнет кликать, сидя на шаныраке - круговом навершии юрты - это не к добру. Накликанную сычем беду отвращают, обводя вокруг стен раскаленной кочергой и заговаривая: «На твою (т. е. сыча) голову!». Сам же факт приземления сыча на шанырак расценивается как наваждение дьявола, творящего злые козни под покровом ночи. Воплощенное в ночном хищнике зло раскачивает шанырак, т. е. колеблет саму основу существования обитателей этого дома, что, естественно, воспринимается как недоброе знамение. Рассказывают, что всюду, где ночевал сыч, остается капля крови. Выбор кочерги как оружия нейтрализации колдовских проделок посланца сатаны происходит из веры в очистительную силу огня. Если на шаныраке обнаруживают кровь, тот шанырак раскалывают и сжигают в огне. В противном случае нечисть не покинет этот дом.

5. Если ворона, глядя в сторону дома, прокаркает зимой «Кар, кар, кар...» - к снегопаду, если летом - к дождю. Также считается, что громкие крики ворон предвещают торжество.

6. Если собака, обычно мочащаяся под деревцами и кустиками, опорожняется на основание дома, говорят: «Счастья налило». В казахских поверьях собака - воплощение преданности. Неслучайно собака - одно из семи земных сокровищ.

7. Если собака воет, задрав морду к небу - не к добру: близка смерть хозяина этого дома. Такую собаку проклинают со словами: «Несчастье пусть с тобою и сгинет!». Во что бы то ни стало собаку убивают и, вырыв в земле глубокую яму, закапывают. Семь человек наваливают поверх могилы большой черный камень и, отплевываясь, уносят ноги прочь. Поступают так затем, чтобы бедовый наклик собаки остался вместе с нею в земле и не перекочевал на кого-либо еще.

8. Собака - надежный помощник и живой оберег. Сторожит домашний скот и охраняет от диких животных. В военное время способствует в караульной службе, сигнализирует о приближении недругов. На этот счет существует немало легенд и преданий. Как гласит древняя притча, кошке, движимой мнимой обидой на хозяина - «Не дал ничего, кроме золы, так пусть жарится в аду», - свойственно предавать людей. В то время как собака, размахивая хвостом и набрызгивая воду на огонь, тем самым стремится избавить хозяина от мук преисподней.

9. Когда в дождь небеса разражаются громом и сверкают молнии, вход в жилище очищают пламенем огня. Люди произносят «Бисмилля, бисмилля!..», поклоняются божественным силам и творят молитву. По казахским понятиям, молнии - это стрелы, которыми Всевышний поражает демонов и злых духов. Смысл очищения огнем в том, чтобы, когда Бог поражает и преследует обретающуюся в дикой природе нечисть, она бы не нашла укрытия в преддверии человеческого жилища. Поэтому ее нужно отгонять, пугая огнем. Если же таким образом не обезопасить сени, то на дом может обрушиться молния. Люди пребывают в ужасе и беспокойстве до тех пор, пока гнев Божий не остудится.

10. Пищевой котел не располагают с наклоном против входной двери. Плохо, если казан соскальзывает и опрокидывается: «Проливается ниспосланная свыше доля, расплескивается достаток, убывает пища, и жизнетворное зерно убегает из дома. Обожженное огнем, зерно погребается пеплом. Раскачивается казан - расстраивается счастье».

11. Чайник на огонь ставят ровно, предотвращая попадание кипящей жидкости из носика на очаг. Ибо когда «убегает» чайник - водные соли начинают гореть в огне. Обожженная соль - предвестие горькой доли для дочери этого дома. «Соль - украшение еды, дочь - украшение дома». Хлеб да соль - всегда через дочерей. Не тревожь соль - не растревожится дочь. «Проклятому вкусом и солью всю жизнь не будет прощения», - говорят и веруют казахи.

12. Заползшую в дом змею не убивают. Выпроваживают прочь, капнув ей на голову молока. Причина такого обхождения в следующем: оказывается, иногда ангелы и добрые духи путешествуют по земле, приняв обличие змеи. Вот почему за незадачливыми змеями-визитершами порой признают духов. Но если змея встречается в степи - ее преследуют и непременно убивают. Потому как на этот раз она - темноголовый пятнистый гад - однозначное воплощение злых, враждебных сил.

13. Если стоящий во дворе конь, завидев хозяина, задирает хвост и начинает громко пукать - к дороге. Добрая примета, если конь зевает, широко разинув рот. Если снаряженный в дорогу конь испражняется катышами - путь будет удачлив, поездка добычлива и возвращение озарится радостным событием. Споткнувшегося коня не бьют; напротив, ездок правой рукой вытирает и прочищает ему глаза - затем, чтобы сбросить и прогнать чертей, любящих развлекаться, закрывая глаза коням. Путешественник не бьет и не стегает лошадь по крупу, потому что ему известно: святой Хизр, оберегающий и поддерживающий одинее завязывают узлом какую-нибудь сладость и, повязав на шею собаке, отпускают с ней прочь. Ребятишки обычно излавливают эту собаку и, достав сладкое, лакомятся, разделив поровну. Вновь добытую ребятами «собачью сорочку» впоследствии передают какой-нибудь бездетной женщине. Значение этого обряда - чтобы побольше было детей, доставляющих радость всему миру.

14. Гривы и хвосты ездовым лошадям обычно не подстригают, и это знак здоровья и невредимости их владельцев. Когда умирает хозяин, его осиротевшему коню выстригают гриву и хвост и тем самым придают траурный вид. Обчекрыженная (т. е. потерявшая хозяина) лошадь вызывает у казахов ощущение скорби и веяние смерти, почему они и не стригут своих лошадей всуе.

15. Если за выступившим из аула всадником увязалась собака, ее не загоняют обратно. Собака преданна и не желает хозяину зла, и такое ее поведение расценивают как примету доброго пути всадника.

16. Беременная женщина не подстригает свои волосы: от этого страдает ее материнское счастье, гаснет счастье носимого во чреве ребенка, вероятно врожденное уродство и, в частности, укороченность конечностей.

17. У казахов запрещено унижать и притеснять детей женского пола. Девочка - будущая мать, дарительница и продолжательница жизни. Через деву прирастает потомство. Народные поговорки гласят: «Тонка девичья тропа», «Девичьим обаянием пьянеет сорок человек», «Девка (принадлежит и служит) - чуждой стороне». «В лике (букв. на веке) у девы селится вещий дар. Нахмурится - община натыкается на злосчастие, улыбнется - община обретает благоденствие. Унизивший девушку поражается в своих лучших правах. Дочерний (девичий) черед перекрывает дорогу сорока достойным. Потребуется сорок ишаков, чтобы вынести груз на душе повинного в девичьих слезах». Таким образом, дочерей казахи почитают как высшую драгоценность семьи.

18. Пришедших в гости юных особ прекрасного пола непременно усаживают на тор - почетное место. Искренне веря, что «при девице - счастья на сорок возов», гостеприимные хозяева надеются, что, посидев на тор'е, дева оставит после себя мазок своего счастья. Есть поверье и о том, что «в каждой из девчонок - сорок нестыковок». Если опрометчиво посадить ее с краю, а не во главе гостевого стола, все ее несуразицы могут остаться в этом доме. Еще говорят: «Есть в девицах пламень радушия»: привечаешь с почетом - весь ее пыл посвящается твоему дому. А еще говорят: «Есть в девицах лед равнодушия»: посадил ее у двери - считай, холод этот вскоре скует твой дом. «У девицы - сорок ангелов-хранителей». Уважаешь гостью - уважаешь и благодарных тебе ее покровителей. «У девицы - сорок дьяволов-вредителей». Пренебрегаешь гостьей - ее мрачные тени остаются у тебя пожить.
Так вот, положительные из этих поверий согревают и радуют казахов, отрицательные - заставляют ежиться и дрожать. Видимо, отсюда происходит поговорка: «Казахи доверяют поверьям, поверья - выверяют казахов».

19. Кости согым'а - специально откормленного и забитого на зиму скота - по мере съедания не выбрасывают в беспорядке, а хранят в чистом месте. Согласно верованиям, в костях согыма зиждется гений пищи. И к зимнему забою предназначают не только упитанных, но лучших и особых в поголовье животных. Если кости выбрасывать как попало, дикие звери начнут истреблять домашний скот и птицу и от них не будет покоя. Более того, над скотом нависает угроза эпизоотии и падежа из-за «джута белеющих костей» - гололедной бескормицы. Во избежание всего этого, собранные за зиму кости по весне вывариваются и из них вытапливается и собирается жир. После этого кости закапывают глубоко в землю под порог, по правую створку входной двери. Смысл ритуала - благопожелание на то, чтобы стойбище не оскудело до следующего согыма, а порог был в жиру.

20. Человек, посетивший вас во время утренней трапезы, обязан отведать с вашего стола. Объясняется это обычаем, согласно которому «Утренней едой не пренебрегай (букв. не бросай)» и «Откажешься от завтрака - община откажется от тебя». Поэтому утренний гость имеет право покинуть ваш дом и продолжить свой путь при условии, что вкусит от вашей пищи. «Бывает старше по возрасту, но не бывает старше еды (т. е авторитет, положение в обществе не служит оправданием к отказу от совместной трапезы)». «Питание - поддержка человека». Завтрак - начало целого дня человеческой жизни. Считается, что добрый и неспешный завтрак, принятый в хорошем расположении духа - залог плодотворной работы и успешных дел на весь этот день.

21. Когда всадники движутся группой и лошадь одного из них остановилась, чтобы помочиться, этикет предписывает остальным также остановиться и подождать. Если кто-то продолжает движение - он плохой спутник. Ибо не подождавший в заурядной ситуации разве станет ждать в ситуации экстремальной? Такой не будет тебе другом, и о нем делают вывод как о человеке дурно воспитанном, нечистоплотном и вероломном. С такими обычно постепенно охлаждают отношения и стараются не иметь ничего общего.

22. У путника не принято спрашивать: «Куда направляешься?» Зато принято приветствовать «Удачи!» и желать счастливого пути. Причина в том, что направление свое путник держит в секрете, поскольку справедливо опасается, как бы за ним не увязался шайтан, а лихие люди с недобрыми помыслами не пошли следом и не подстерегли в засаде.

23. Рядом стоящие на коновязи кони начинают чесать или покусывать друг друга - хорошая примета. Хозяева радуются: «Значит, суждено нам породниться, заключить друг друга в объятия и праздновать торжество».

24. Скот, выбравшийся на пастбище, либо стадо овец в загоне стараются обойти стороной, а не наперерез. Дело в том, что святой Хизр всегда скрывается в самой гуще стадного скота. С этим покровительством связывается особо любовное, трепетное и ревностное отношение казахов к своему скоту. «В том ауле счастье, где в достатке скот», «Овечье молоко - свинец (в смысле: подспорье, защита, заплата), И будет проклят тот подлец, Напрасно губящий овец», - гласят народные пословицы. Пройти наперерез сквозь овечье стадо в загоне - наверняка смутить и потревожить Хизра, расколоть стадо надвое. А это значит - лишить скот стержня-сердцевины, подначить его расход. С описанным культовым отношением к овце, возможно, связаны также поверия о том, что «овцы произошли из Мекки».

25. Если гость неожиданно спотыкается на подступах к дому, у хозяина появляется повод к блаженству и особо уважительному отношению к гостю. В предвкушении внезапного счастья и несметного богатства юрту ставят и наряжают по-праздничному, а споткнувшийся гость почитается как гонец-возвестник добрых перемен.

26. Надевая чапан, брюки и обувь, следует прежде произнести «Бисмилля» и начинать с правой руки, с правой ноги. Раздеваться начинают в обратном порядке: с левой ноги, с левой руки. Счастье, полагают казахи, всегда приходит с правой стороны. Поэтому на правую сторону приходится большая часть ожиданий, упований и молитв казахов. «Ниспошли правый путь», «Мое дело правое (букв. Правь мое дело)», «Да будет по правде», «Да воцарится справа золотой столп»... - все эти и другие пожелания - одного корня с поклонением правой стороне.

27. За едой казах берет пищу правой рукой. И проявляет неприязнь, когда что-то берется левой рукой. Подносить пищу ко рту правой рукой, здороваться правой, заходить и выходить с правой ноги - во всем этом воплощается благое пожелание успешного продвижения и исхода всех дел и начинаний.

28. Нехорошая примета - когда мужчина оказывается сидящим на корточках. Эта неприглядная картина вызывает у окружающих воспоминание о горе, о постигшей кого-то утрате близкого человека. С точки зрения ритуальной знаковости, это - траурная поза пребывающих в скорби мужчин, потерявших супругу, родственника, соратника или компаньона. Поэтому обычно мужчины в сидящей позе должны опираться ягодицами о поверхность пола или сидения с полностью или частично разогнутыми в коленях ногами. Сидящая же на корточках женщина - примета хорошая и признак ее уважения к мужчинам и старшим, особенно когда сидит она с кротким видом и в выразительной позе. Так что, если на корточки садится мужчина - в ауле случится беда, если женщина - прибавится уютом, лаской, приятным хлопотами.

29. Ни мужчинам, ни женщинам, ни детям не следует носить верхнюю одежду внакидку. Подобное вызывает тревожную реакцию, поскольку только аруахам (духам умерших), облаченным в белые одеяния (т. е. саваны, которые, как известно, не имеют рукавов), свойственно посещать в таком виде жилище здравствующих. Упрекают за это еще и потому, что внакидку одеваются также безрукие и другие ущербные люди.

30. Ходить заложив руки за спину - в общем также нехорошо: по прямому сходству с заключенным или пленником со связанными за спиной руками. Также не вызывает положительных эмоций и вид человека, упершегося руками в бока: так, с охами и вздохами, появляются на людях носящие траур вдовы или женщины, получившие талак (мусульманский развод). Беспричинное принятие такой позы обычно возбраняется.

31. Количество скота на подворье не подсчитывают в ночное время. Какому бы близкому человеку это ни понадобилось, среди ночи никому не выдают скотину со двора. Потому что, когда овцы находятся на ночлеге в хлеву, среди них возлегает и Счастье. Нарушится безмятежность овчарни - пропадет покой у овец (т. е. они станут мнительны и подвержены стрессам). Сломается распорядок у животных - уменьшится приплод, сократится численность. Когда среди ночи отдают скотину - с той головой уходит скотоводческое счастье, а равно все богатство этого дома.

32. Продавая кому-то или даря одному из родственников ездовую лошадь, казах оставляет у себя недоуздок и повод, ибо уверен: священный дар и доброе начало животного гнездятся в его голове, частицы ауры которых хранятся и на этих предметах. Отдать их вместе с конем - значит рисковать всем счастьем и благосостоянием дома, которые вполне могут перекочевать к другому хозяину. Поэтому оставленные повод и недоуздок подвешивают на стену справа от порога, регулярно мнут и смазывают и содержат в годности и порядке.

33. При перекочевке с зимовья на летние пастбища, не оставляя на поздние сроки в первый же день устраивают придорожный ерулик - предновосельный пир. Исполняя этот ритуал, люди желают, чтобы оставленный позади журт - стоянка - обезлюдел как бы не в одночасье, чтобы некогда приютившая их среда не обиделась и расставание прошло постепенно и безболезненно, чтобы по прибытии на новое местожительство Счастье не металось и не переживало за судьбу оставленного зимовья. На следующий день, перед тем как двинуться дальше, по обе стороны от дороги разжигают костры, меж которых затем проводят грузовую часть каравана - чтобы отогнать и запутать нечисть, приставшую на старом кочевье. Так на новом месте люди начинают новую жизнь.

34. Весной, после окота, полученное при первой дойке молоко в пищу не употребляют. Не едят также первое сбитое масло: им смазывают створки и наличник дверей, ушки казанов и ножки таганков - чтобы молока было в изобилии, болезни обходили стороной, множилось дойное стадо, снизошло «белое» (т. е. молоко) и «спелое» (т. е. успех), увеличивалось богатство.

35. Если едущий куда-то всадник решил утолить жажду во встречном жилище, он не вправе останавливаться и спешиваться прямиком напротив двери. Следует сойти с коня по правую сторону от входа, не допуская кружения вокруг дома. Пренебрегать этим правилом дано лишь врагу и гонцу черной вести, которых мало интересует, кстати ли их появление. Остальным же надлежит придерживаться этикета правых намерений. Приятели и родичи входят с правой стороны, с правой ноги и с праведными чувствами.

36. В казахском обиходе не принято выносить мусор в ночное время, как, впрочем, подметать и убираться в темное время суток. Если уж без этого не обойтись - подметают, уведомив вслух: «В дом пробралась фаланга». Известно, что на кучу мусора слетаются джинны. Когда пыль ночной уборки попадает на тело, к человеку пристают джинны, способные вызвать неизлечимую хворь. Не метут ночью и потому, что джинны прилепляются на кончики веника. Так же и со спальным помещением: если в нем вольготно поселяется джинн, человеку неуютно в постели, сон его муторен и неспокоен, и на него находит герпес.

37. Человеку, впервые вышедшему на охоту, не рекомендуется дарить кому-либо свою первую в жизни добычу. В противном случае торока его седла никогда не окровавится и не провиснет под дичью, а охотничье счастье и удачный путь будут ему заказаны. Дарованная Создателем доля отходит при этом в чужие руки. В следующие же разы вполне даже можно и достойно всяческого поощрения - преподносить трофей в дар друзьям и товарищам, родственникам и кумам. Правило это призвано формировать ответственность выбора и активную позицию: «За каждое дело с моим участием от его начала и до конца отвечаю я сам. И все в нем - и доброе, и худое - мое». Смысл этого принципа - не в жадности и эгоизме, а в искренности намерения уберечь близких и дорогих людей от, возможно, отрицательной ауры изъятой из своей природы добычи...

38. Отправляясь в долгий путь, стараются не брать с собой коровьего масла и соли. Смысл - «чтобы путь не был желтым (в знач. унылым) и вязким, как масло (которого не съешь много), а приключения - горько-солеными, как соль».

39. Новоиспеченную сноху и невестку предостерегают от того, чтобы она ненароком не укорачивала длину одежды: ее будущий ребенок может появиться на свет уродом, либо потеряться выкидышем.

40. Если кто-то попросит взаймы зерно для посева, нужно дать его без колебаний. Потому как к семени испытывает вожделение не человек, а сама мать сыра земля. Даже если вы не в состоянии одолжить, обязаны вручить хотя бы горсть зернышек. «(Бог в помощь!) Удачного сева!» - говорят такому заемщику и провожают с радушием. Пусть зерно не иссякнет в доме, пусть оно растет и множится на нужды и благо народа, - таков мотив этого обычая.

41. Перед засыпкой новоурожайного зерна в закрома поминают Дихана-ата (Дедушка Дихан (т. е. Декханин) - святой покровитель земледелия), берут в рот зерна на один пожев, произносят: «Быть зерну вкусным, а похлебке - вдосталь». «Пусть не будет потерь, ибо растили хлеб для себя, а не другим на потраву», - подразумевают люди в этом желании.

42. Новорожденному верблюжонку подстригают кончик хвоста - с тем, чтобы он скорее окреп и уверенно стоял на ногах. Дело в том, что верблюжата рождаются с «черным камнем» на хвостике, и, если ту тяжесть убрать, детеныш развивается быстрее.

43. Ведро для дойки кобылиц и находящиеся в доме сабы (посудины для кумыса) никогда не ставят вверх дном. И не ударяют по днищу рукой или палкой. Согласно поверью, такое неосторожное обращение спугивает гнездящееся в сабе и подойнике изобилие, от этого снижаются надои и страдает достаток.

44. Сабу, полную кумыса, специально доставленного для торжественного или поминального пира, никогда не вычерпывают до дна. На донышке всегда должна оставаться хотя бы малая толика. В противном случае оголение дна иссушает сабу, иссохшая саба обезвоживает и стягивает вымя животного и все это может привести к таким потерям и катастрофам, что потом даже некому станет выпить кумыс с донышка сабы...

45. У казахов не принято передавать собаку близким людям - сватам, сородичам, друзьям. «Чтобы в день-деньской не зарычать друг на друга псами», «Собака рычит - благополучие от горя кричит», - гласят на этот счет поговорки и пословицы. Отдашь близкому щенка или собаку - пойдут вспять добрые и безоблачные отношения со сватом, другом, сородичем. Тем более, что, например, «сватовство - на тысячу лет».

46. Никогда не выносите ребенка в люльке во двор в час заката. Младенца до шестимесячного возраста не оставляйте дома одного. Когда над землей сражаются Свет и Тьма, Счастье и Несчастье стремительно меняются местами. Происходит жестокая битва между ангелами и джиннами. В это время нельзя спать - дабы не обмараться в грехе межвременья. Оставленный в это время младенец становится пуглив и беспокоен. Как последствие, в результате порчи половых желез у младенца может развиться бесплодие, а то и душевная болезнь. Также вполне может статься, что духи сотворят подмену, взяв себе человеческое дитя и оставив вместо него своего полоумного или бесноватого детеныша. В связи с этим рядом с грудными детьми постоянно должны находиться взрослые.

47. К только что разрешившейся от бремени родильнице не впускают человека, издалека вершащего долгий, изнурительный путь. Даже если это ближайший родственник, сначала он должен отдохнуть, умыться, сменить одежду, а уж только затем может предстать перед ней. Дорога накладывает на путника печать суровости и налет случайных встреч. И чтобы от его духа и взгляда, не дай бог, не размякли кости только что пришедшего в этот мир беззащитного младенца и не впала в испуг и сомнения истощенная родами мать, вновь прибывшего дальнего гостя очищают от приковылявших с ним невидимых спутников - опасных духов и призраков.

48. Нельзя качать колыбель, в которой нет младенца. Ибо так свойственно вести себя несчастной матери, потерявшей разум из-за смерти ребенка. Качать пустую люльку - накликать подобное горе.

49. Нельзя надавливать на «родничок» на макушке младенца - именно там находится его счастье. Кроме того, есть реальная угроза его жизни: можно невзначай повредить ему мозг, а то и вовсе проткнуть неокрепшие ткани.

Автор Комментарий
Аватар пользователя Аэлита Жумаева.
Сообщений: 1274
С нами c 2006-09-10

этот материал собрал, перевел и выслал мне по почте Ерден Хасенов - за что ему огромное спасибо. планировалось издать книгу, но т.к. связь с Ерденом была утеряна, то мне дальнейшая судьба неизвестна.

 
Аватар пользователя smy.
Сообщений: 1
С нами c 2010-12-18

спасибо за информацию. хотелось бы узнать из какого источника она взята. если информация из литературного источника укажите его пожалуйста хотелось бы почитать по подробнее.

 
Аватар пользователя Аэлита Жумаева.
Сообщений: 1274
С нами c 2006-09-10

к сожалению, сонника нет.

настраивайтесь на позитив )))

 
Джамиля (не проверено)
Аватар пользователя Джамиля.

Очень полезная информация! Спасибо! Еще хотела спросить, есть ли у Вас информация о толковании снов по казахским поверьям? Очень хотелось бы узнать, что означает кошка или, допустим, беременность, во сне

 
Аноним (не проверено)
Аватар пользователя Аноним.

Spasibo, ochen interesnuiy material.
Podskazhite, pozhaluysta, gde mozhno nayti informaciyu o kazakhskih obuichayah.

 
Nakeda (не проверено)
Аватар пользователя Nakeda.

есть книга Ырымдармен-Тыимдар на казахском языке правда. то есть пословицы-поговорки и поверья.

а здесь все в одной куче. все что более или менее связвано с казахами. без разбору казахское это поверье или например арабско-исламское и т.д.

казахи разные. разные акценты, диалекты и поверья. например один мангишлакский адаец-аксакал недавно был в гостях в атырау и давай ругать тех кто здоровается Саламатсыздарма, Салеметсізбе и т.д. - этих,извиняюсь, блядских говорит слов, вообще никогда у казахов не было. мысалы қыздар Салемді беру керек деп, салембердік деп ақсақалмен амандасу керек деп ұрсып айтты.

 
Nurlanuss (не проверено)
Аватар пользователя Nurlanuss.

все это вата. Только время тратите на брешь. Даже автор увлекся, лучше бы другим делом бы занялся.

 
Аватар пользователя Erjan.
Сообщений: 376
С нами c 2006-12-27

Спасибо Аэлита! Хороших Вам выходных! У нас все уже разъехались на пасхальные каникулы.

 
Аватар пользователя Аэлита Жумаева.
Сообщений: 1274
С нами c 2006-09-10

Ержан, мы его тоже потеряли. Этот материал давнюшний.

 
Аватар пользователя Erjan.
Сообщений: 376
С нами c 2006-12-27

Спасибо Chonduhvan! Придется распечатывать по частям... так как Ердена Хасенова не знаю и контактов с ним у меня нет.

 
Аватар пользователя chonduhvan.
Сообщений: 280
С нами c 2006-11-10

Уважаемая Арба: Где можно снять копию всего текста?

Варианты:

1. Сохранить этот текст по частям и распечатать

2. Связаться с Ерденом Хасеновым и спросить у него

 

 
Аватар пользователя Erjan.
Сообщений: 376
С нами c 2006-12-27

Уважаемая Арба: Где можно снять копию всего текста? Спасибо - это просто гениально. Думаю, что это очень полезно время от времени читать подобные тексты. Некоторые приметы наверняка относятся только к определенным регионам. И есть наверняка некоторые детали в этих приметах, которые интерпретируются иначе в зависимости от региона и иногда даже в противоположном пониманий.

 

В любом случае - еще раз спасибо.

 
Аватар пользователя Erjan.
Сообщений: 376
С нами c 2006-12-27

Спасибо автору за кропотливую работу!

 
Аватар пользователя Dauren.
Сообщений: 136
С нами c 2006-11-09

отличный материал

 
altynaistar (не проверено)
Аватар пользователя altynaistar.

интересно очень. сама не казашка, но не воспитыавлась в казахских традициях и по казахским обычаям. и по сему пости не знакома с ними. только их книг и статей.