От экспериментов Каракулова до самородка Нарымбетова


С 26 октября по 2 ноября в киноцентре Арман проходила неделя казахского кино. Киностудия Казахфильм представила 11 картин, как премьерных показов, так и уже классической — Кыз-Жiбек 1970 года.

Началась и завершилась неделя казахского кино достойно. Открыла показ кинокартина Амира Каракулова Жылама. Фильм снят в экспериментальной форме. Оператор-постановщик Мурат Нугманов (кинооператор культовой Иглы) снимал не на кинокамеру, а на видеоаппаратуру. Только после съёмок отснятый видеоматериал загонялся в киноформат. Поэтому т.н. картинка получилась несколько необычной, у зрителя возникает ощущение гиперреальности, на что влияет также нестатичная съёмка, естественный свет и отсутствие постановочного освещения. Главную роль в Жыламе исполнила не профессиональная актриса, а оперная певица — Майра Мухамедкызы, ее вокальная партия в финале фильма самый эффектный момент картины. Кинокартина получилась нетипичной и искренней. Некоторые кадры Жыламы — порой шокируют своей почти физиологической выразительностью (казахская глубинка умирающая, скованная зимним морозом; голодные обмороки Майры; угасающая семилетняя девочка). Картина Жылама вызвала благожелательные отклики российской прессы, отмечена на кинофестивале в Анапе. Современную молодёжную жизнь живописует картина Ардака Амиркулова 1997. Несмотря на то, что имя этого кинорежиссёра в титрах находится на месте режиссёра-постановщика, как признался сам Амиркулов это в большей мере работа студенческая , его же вклад продюсерский . Весь комплекс съёмочной работы — актёры, сценарий, съёмка, soundtrack осуществлен студентами. Эффектны кадры улиц Алматы, снятые в движении, под плотный, громкий металлический гитарный звук. Городская эстетика, алкоголь, любовное томление и hard sound… Главный герой раненый ножом в конце фильма вызывает у автора ощущение дежавю. Юношеский максимализм, наивность и студенческая инфантильность вот тот материал из которого вышел сплав с маркировкой 1997.

Молитва ЛейлыНеделю казахского кино завершила кинокартина Сатыбалды Нарымбетова Молитва Лейлы. Рука профессионального и многоопытного кинорежиссёра раскрывается с первых кадров и властвует до заключительных титров картины. Великолепная операторская работа. Потрясающее звуковое сопровождение Моцарт, народные песни 60-х годов, казахские этнические песни, еврейские мелодии, древнетюркский гортанный вокал под аккомпонимент казахских шан-кобызов. Получился эклектичный живой mix — в казахских степях звучащий уверенно и органично. Кстати, Руслан Кара из группы Роксонаки композитор фильма. Если в Жыламе и 1997 актёры непрофессиональные, то в картине у Нарымбетова профессиональный состав: Наталья Аринбасарова, Баадур Цуладзе, Юрий Капустин и многие другие профессиональные актёры. Подлинное же сокровище картины, самородок кинорежиссёра Сатыбалды Нарымбетова актриса непрофессиональная, молодая дебютантка — Аянат Есмагамбетова. Игра ее в картине страстна, искренна и вдохновенна.

Владимир Набоков писал, что кинематограф сродни астрологии, он столь же таинственен, там также как и в астрологии — читают манускрипты и ищут звёзд. Прогнозы неблагодарное занятие, но вероятно — Аянат Есмагамбетова станет именно Звездой. Прекрасный дебют в достойной картине для восходящей кинозвезды.