Невиданный Чуйков. Воскрешение начинается

Анастасия Карелина

В столице стартовал уникальный культурный проект. В его ходе будут отреставрированы и представлены вниманию ценителей прекрасного восемь, никогда ранее не демонстрировавшихся, интереснейших полотен выдающегося отечественного живописца Семена Афанасьевича Чуйкова.

И ахнет публика

 Свой проект авторы гордо именуют национальным. И, наверное, имеют на это право. Ведь дело, которое они начали, и главное, итог многомесячного труда множества людей - станет событием в культурной жизни не только нашей республики, но и мирового сообщества.

Инициативные барышни из бишкекской галереи Курама АРТ решили возродить интерес общественности к Семену Афанасьевичу, проведя с конца декабря нынешнего года по конец января будущего целый ряд мероприятий, посвященных жизни и творчеству этого неординарного человека.

Будет презентована новая книга - «Чуйков и его эпоха». Создатели поделили биографию художника на три этапа. Начальный, когда молодой ученик Фалька, последователь и приверженец русского авангарда начинает осваивать Среднюю Азию. Второй, условно названный - сталинским, охватывает период с 1934 по 1948 годы. Это время создания Союза художников Киргизии, первых выставок, военные годы. По сути, данный период - основной в творческой биографии Чуйкова. Именно тогда, в 1936-м он пишет «Восстание 1916 года», а затем в 1948-м «Дочь Советской Киргизии». И последний - период оттепели и застоя, когда мастер создает очень разностильные работы, ищет вдохновения в Индии.

В книге будет использовано множество фотографий, документов, записи и воспоминания Чуйкова, снимки основных этюдов и картин художника, плюс изображения ранее не опубликованных произведений из фондов Кыргызского национального музея изобразительных искусств имени Гапара Айтиева и даже частных коллекций.

Готовится большая конференция «Наследие эпохи Чуйкова и современное состояние живописи в Республике». Приглашения на нее отправлены многим художникам и искусствоведам из других республик бывшего Союза, возможно, приедет сын Семена Чуйкова. Но самым, пожалуй, необыкновенным действом должна стать выставка живописных работ человека, стоявшего у истоков зарождения живописи в Кыргызстане, и исповедовавшего метод социального реализма. Она представит картины современников Семена Афанасьевича - Владимира Образцова, Александра Игнатьева, Гапара Айтиева, Федора Стукошина, Давида Флекмана, других мастеров. Всего из запасников национального музея будет выставлено порядка 50-60 работ. А особенный интерес представляют полотна самого Чуйкова - никогда ранее не выставлявшиеся!

Жизнь на грани

Итак, гостям праздничных мероприятий решено показать восемь работ Семена Афанасьевича Чуйкова, созданных в тридцатые-сороковые годы: «От старого к новому», «Заключение соцдоговора», «Отпускник Киркавполка в родном колхозе», «Из колониального прошлого», «Из колониального прошлого Киргизии». «Бегство повстанцев в Китай», «За Родину» и ...

- Это начало профессионального кыргызского изобразительного искусства, - поясняет главный хранитель КНМИИ имени Айтиева Айгуль Мамбетгазиева. - Крепкая русская школа, и в то же время такой неповторимый наив и очарование. Коллекция нашего музея вообще имеет свое уникальное лицо, отличается от всего, что есть в центрально-азиатском регионе. Поэтому мы и решили показать людям то, что практически никто не видел. Правда, сразу возникла и проблема - выбранные вещи нельзя экспонировать в силу того, что их сохранность ниже среднего уровня. И мы, как профессионалы это знаем.

Что поделаешь, материалы, из которых создавались, и по сей день создаются произведения искусства имеют свойство стареть. От этого никуда не денешься. Лишь условия хранения шедевров могут продлить их жизнь.

Так называемая безопасная зона для произведений искусств складывается из множества компонентов: системы вентиляции, кондиционирования, холодильных установок.

-Музей - не только научно-методический центр по изучению искусства, это еще и очень большой хозяйственный механизм, - рассказывает Айгуль Мамбетгазиева. - Но, самостоятельно решать возникающие в нем проблемы, сотрудники не в состоянии. Этим должно заниматься государство. Нужна, например, полная реконструкция машинного зала. Неоднократные обращения к представителям власти ни к чему не привели, на нас просто не обращают внимания. Не понимают, что хранящееся в музее богатство нужно холить и лелеять, эти экспонаты - бесценны.

Однако произведения не перестанут болеть, даже если в музее все-таки удастся создать идеальный режим хранения. Практически каждой работе рано или поздно потребуется помощь врача, то есть - реставратора. И процесс старения может быть замедлен, в некоторых случаях даже приостановлен.

Увы, большая, необходимая каждому музею, отрасль в Кыргызстане отсутствует. Правда, есть человек, которого были бы рады заполучить к себе многие музеи мира. И он согласился отреставрировать все восемь, упомянутых ранее, полотен Чуйкова.

- Таалайбек Усубалиев ранее уже отреставрировал нам шесть картин абсолютно бесплатно, с использованием личного материала, который, кстати, сейчас очень дорого стоит, - говорит Айгуль Мамбетгазиева. - Он большой энтузиаст и патриот. Зарабатывает в другом месте, но душа его здесь, в музее.

Скальпель для реставратора

Таалайбек Усубалиев, на чьи плечи и ляжет основной труд по возвращению к жизни творений Чуйкова - выпускник Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина, ныне Академия художеств. Он - художник-реставратор. Шесть лет работал в Эрмитаже. Наблюдал, как коллеги реставрировали знаменитую «Данаю» Рембрандта. Тогда, в 1985-м какой-то сумасшедший посетитель на глазах у всех облил шедевр кислотой, и дважды полоснул ножом. По счастью, не пострадало лицо Данаи.

- Когда-то я занимался вольной борьбой, - говорит Таалайбек Усубалиев. - Мой тренер часто говорил: «Давай, борись с мастером спорта. Он тебя как мешок покидает. Потом ты научишься сопротивляться, и, может быть, однажды выиграешь. Так и в реставраторском деле. Вообще, что такое - реставрация? Сохранение того, что есть. Например, в Лувре нет художников-реставраторов, только просто реставраторы. Если от картины отвалился кусок краски, его уже не пытаются приладить на место. Русские, советские реставраторы - все художники. Бывает, им приходится заново писать утраченные детали работы. Поэтому еще во время учебы с самого первого курса студенты копируют работы старых мастеров, постигают их технику, пытаются разгадать секреты.

Помните историю с картинами Фалька и Лентулова, некогда взятыми из фондов нашего музея для того, чтобы украсить резиденцию бывшего президента. Когда сотрудникам музея вернули вместо них грубые подделки, именно Таалайбек определил, что работников пытаются надуть. Ему же доверили реставрацию возвращенных через какое-то время настоящих работ. Затем он уже по собственной инициативе отреставрировал еще несколько полотен.

- Многие произведения давно пора реставрировать, - считает Таалайбек Усубалиев. - Мы же можем потерять авторскую живопись. Государство денег на это не дает. Так что все равно кто-то должен брать все хлопоты на себя. Хорошо, что возник проект галереи Курама АРТ. Эти девушки нашли спонсоров.

Колдовать над творениями Чуйкова Усубалиев будет в своей мастерской в Центре искусств «Городок художников». Помогут ему ученики. Все работы фотографируют до, и после работы. Потом специалисты и простые граждане смогут оценить проделанную работу.

- Недавно я был в Париже, - вспоминает Таалайбек. - Общался с реставраторами Лувра. У них есть все для работы. Существует даже специальный магазин, в котором можно купить все необходимые инструменты, химикаты. Французы долго смеялись, услышав, что мы до сих пор применяем чугунные утюги и медицинские скальпели. Однако, не это самое страшное. Важно, чтобы на проблемы нашего искусства обратили внимание меценаты, начали поддерживать благие инициативы.