Культура памяти

Есенгали Садырбаев

Что такое культурное наследие Казахстана? В это понятие входит большой срез жизни — музыкальное, изобразительное, архитектурное, духовное наследие. Но, прежде всего это память.

Вероятно, каждый человек в детстве соприкасался с национальными обычаями, народной культурой во время проведения традиционных обрядов, ритуалов, различных торжеств, и мы не задумывались, как народ, не имея письменности в кочевой период истории, сумел сохранить и донести до нас своё духовное богатство.
Всё это передавалось из поколения в поколение, становилось традицией. Это касалось всего, будь то устное творчество, ремесла, обычаи, прикладное искусство.
Стоит заметить, что народное искусство оттачивалось столетиями и практически лишено безвкусицы, потому что искусство создавалось всеми и для всех, в рамках многовековых традиций.
Единство представлений о красоте определяло единство художественного стиля, и это, как, броня, защищало народное творчество от пошлости.
Такова сила памяти — величайшей из основ, на которых зиждется культура.
В созидании культуры всегда участвовали многие поколения казахов. Это важнейший творческий процесс, запоминалось то, что нужно, постепенно.
Можно сказать, что история казахской культуры — это история нашей памяти, противоборствующей бездушной силе времени.
Отношение к памятникам истории и культуры — показатель нашей духовной зрелости.
По роду своей работы в мастерских Казмузейреставрации, я побывал во многих уголках нашей республики. Участвовал в восстановлении, реставрации и создании этнографических комплексов, историко-архитектурных музеев
Практически везде памятники культуры, уникальные архитектурные сооружения, предметы материальной культуры находятся в запущенном, разрушенном состоянии.
Создаётся впечатление, что никому нет дела до наследия наших предков.
Отдельные местные энтузиасты стараются ещё как-то поддерживать то, что осталось, но их усилия практически безрезультатны.
Местные власти, комитеты культуры живут сегодняшним днём, вспоминая об историческом культурном наследии только к очередному юбилею или исторической дате.
Нехорошей тенденцией местных властей стали торжества, тои по случаю прославления своих местных узко-семейно-родовых знаменитостей. Заветным желанием у местных акимов стало приглашение высших руководителей разного ранга на эти мероприятия. Всё логично. Под это можно и денег побольше выпросить. Чем масштабнее событие, (особенно если оно вошло в программу международных культурных организаций) тем больше средств.
Но вот отшумел праздник, фасад чуть — чуть обновился, но проблемы так и остались нерешёнными.
Вопросы сохранения, изучения, исследования культурного наследия необходимо решать на правительственном уровне, не возлагая всё на плечи местной власти, т. к. это проблема общегосударственная.
Изучение необходимо начинать с ранних лет, с дошкольного возраста. Сейчас во многих детских учреждениях в программах нет предмета, изучающего историю культуры нашего народа. Особенно в частных учебно-воспитательных заведениях. Берут программы западные, российские, гордятся своей продвинутостью. Всё это хорошо. Но ведь они работают в Казахстане, воспитывают местных детей. И вырастает поколение, гуманитарные знания которого не связанные с культурной историей собственного народа. Порой молодёжь больше знает афро-американское культурное наследие, чем своё. Их раздражает упоминание о традиционности. Это им кажется нечто, мешающее нормальному течению жизни — чуть ли не призыв к остановке, когда им хочется скорее вперёд. Конечно, это заблуждение. Понятие это как раз включает в себя движение вперёд, по определённому пути, по которому идёт культура.
Например, когда художник порывает с традициями, он как бы вычёркивает из своей памяти ключевые для народного сознания понятия и образы. И остаётся вне культуры, которая всегда движется вперёд путём накопления, а не отталкивания от прошлого.
Можно ли создать что-то серьёзное, без глубоких знаний и культурной памяти?
Известно мудрое изречение: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости»
Ведь как мы будем относиться к национальному, историческому наследию, таким будет отношение к нам наших детей и внуков.
Памятники культуры являются той сферой, где разрушения безвозвратны, они ведь строго индивидуальны, а попытки восстановить, не всегда заканчиваются успехами. Фонд культурного наследия истощается с возрастающей скоростью. Уничтожает их время, техника и непонимание, сколь важна для будущего память культуры.
Конечно, есть соответствующие законы, созданы фонды, общества, но всё же нельзя сидеть, сложа руки. Дел хватит всем, особенно в регионах, где находится большая половина ценнейших памятников истории и культуры, нередко даже не учтённых.
Взять хотя бы красивейшие культовые архитектурные памятники Западного Казахстана. Известная мечеть на Мангышлаке Шанпак-Ата, сооруженная ещё в X веке, погружаемые в пески небольшие мавзолеи, кулыптасы, они ведь являются своего рода музеями, в которых сосредоточенны основные орнаментальные сокровища архитектуры Казахстана. Большие территории отдаются нефте-газовым компаниям, которые могли бы взять под свою опеку памятники культуры, профинансировать их консервацию, спасти от уничтожения.
Сейчас на переломе эпох, когда стремительно меняется жизнь, необходимо не растерять наш богатый культурный фонд, культурную среду, так нужную для духовной жизни и понимание ответственности перед людьми минувшими и перед будущим поколением.
Память о прошлом всегда и забота о будущем.
Культура — это память, и она нуждается в нашей заботе.


Автор Комментарий
Аватар пользователя Dauren.
Сообщений: 136
С нами c 2006-11-09

культура - это опыт

 
Аватар пользователя Joltay.
Сообщений: 449
С нами c 2006-12-08

Осталось не понятным, что именно предлагает автор?

 
Аноним (не проверено)
Аватар пользователя Аноним.

Есен, молоток. Я за тебя горжусь!