Мы все равны!

Гульнара Бисаринова

почему русские решили поменять место своего жительства…

Известно, что Республика Казахстан из всех бывших республик постсоветского пространства является одним из самых многонациональных государств, на его территории проживают около 120 национальностей. Так по данным Агентства РК по статистике на 1 января 2001 года численность населения Казахстана составила 14841,9 тысяч человек. Из этого числа казахи составляют 53,4%, русские 30%, украинцы 3,7%, немцы 2,4%, татары 1,7%, на долю остальных национальных меньшинств, приходится 9%.
Конституция РК, принятая на всенародном референдуме в августе 1995 года, гласит: Гражданам Республики Казахстан гарантируется равенство прав, свобод независимо от расы, национальности, пола, языка . В 1997 году был принят Закон О языках в Республике Казахстан , который устанавливает правовые основы функционирования языков, обязанности государства в создании условий для их изучения и развития, обеспечивает одинаково уважительное отношение ко всем, без исключения, употребляемым в республике языкам.
Казахский язык, имеет статус государственного, русский межнационального общения. Телерадиокомпании по закону, должны вещать на двух языках в равном процентном соотношении 50:50. Самые популярные казахстанские читаемые газеты и журналы издаются на русском языке. В республике на месте печатаются такие известные газеты как Известия , Комсомольская правда , Аргументы и факты , Новая газета , Труд . Многие местные телекомпании, надо заметить не по кабельному каналу, половину своего эфира гоняют российские программы, в радио-эфире представлен весь спектр известных в России радиостанций.
В 61 — ом высшем учебном заведении Казахстана, из 300 тысяч студентов, 80 тысяч обучаются на казахском языке, остальные на русском. И, конечно, к большому сожалению, и стыду, большинство занятий в казахских отделениях проводятся на русском языке, что говорит о неусовершенствованной системе изучения национального языка.
Все, наверное, достаточно цифр и фактов. После всего вышеперечисленного следует закономерный вопрос — к чему все это? Ответ прост — это фактический материал, с которого мне хотелось бы начать свои рассуждения на весьма непростую и неоднократно обсуждаемую тему — почему русские уезжают из Казахстана. Несомненно, можно мне возразить и сказать, что это тема достаточно избита, банальна и не столь насущна. Возможно, но, тем не менее, я попытаюсь показать свое видение этой проблемы, это достаточно щекотливый вопрос и на него не может быть одного и адекватного мнения.
Мне как представительнице казахской национальности часто доводиться слышать вопрос: Всех русских из Казахстана выгнали? Становиться действительно больно и обидно, от того, что люди не побывав в республике, говорят о таких вещах. Ведь на самом деле никто никого не выгоняет, мне приходиться отстаивать свою позицию, защищать и доказывать обратное. В российской прессе часто можно услышать необъективную и недоработанную информацию на эту тему, основываясь на мнении одной переселившейся семьи, не учитывая всех тончайших подробностей, не задумываясь о последствиях, они выпускают критические материалы и сюжеты. Но почему-то никто не пишет о том, сколько семей вернулось в Казахстан, после того, как исконная Родина не приняла их, как люди бедствуют и голодают, как их забрасывают камнями, разрушают жилища, такие же русские, как и они сами, и от безысходности они возвращаются к себе домой, на вторую Родину и никто их не упрекает, им всегда рады и они вновь вливаются в нормальное русло жизни. Журналисты, сами того не осознавая, посеяли панику, резко подпортив отношения между народами в самой республики, поставив Казахстан в глазах общественности не в лучшем свете. Мне довелось побеседовать не с одной семьей. На вопрос: «почему они решили поменять место своего жительства и что же их не устраивало в Казахстане», — почти все отвечали одинаково: что надеются найти лучшую долю на земле своих предков, но на себе им не пришлось испытать никого давления со стороны этнического населения, их смутило тяжелое экономическое положение в стране, а еще их спугнули пессимистические материалы российской прессы, об удручающем существовании русских в Казахстане, а, как известно людям свойственно доверять газетам, они искренно верят, в справедливость предоставленных фактов. Не раз приходилось слышать фразу: «А в газетах пишут, что русских начнут гнать кнутом, вот мы и уехали». Вот она всесильная роль журналистики! Прежде чем писать о каком — либо событии, необходимо окунуться в его атмосферу. Знать не по слухам ситуацию, а быть ее участником, если побывать, к примеру, в Алматы, то после этого не возникнет ощущения неравенства между людьми, казахи говорят на русском, словно на родном, а русские постепенно изучают казахский и мало помалу овладевают им. Среди моих друзей и знакомых большая часть — это русские. И почему — то, за все время нашей дружбы, национальность не имела значения и никто не чувствовал себя ущемленным. Мы празднуем, как и Наурыз (мусульманский новый год), так и Рождество Христово, Курбан Байрам и Пасху, красим яйца и едим бешбармак. Разве во враждебно настроенном обществе можно так искренне праздновать такие святые праздники?….
Нестабильное экономическое положение?! Скажите, в какой республике оно стабильное, где простой человек, может быть спокойным за будущее своих чад? В Казахстане, несмотря на многочисленные проблемы, уровень жизни населения в сравнении с другими странами СНГ намного выше. К примеру, проблем с отоплением, светом и теплом, которые являются насущными в Армении или Грузии, Молдове или Таджикистане нет. Слава богу, не происходит столкновений на национальной почве, Казахстан не воюют ни с кем, благодаря дипломатичной позиции руководства страны, ни один внешнеполитический вопрос не перерастает в военные действия. Конечно, Казахстан, молодое государство в связи с чем имеет столько же минусов, сколько и плюсов, и минусы преобладают, но 10 лет это не такой большой срок для полноценного развития, поэтому методом проб и ошибок республика растет и развивается.
Странно, почему именно Казахстан считают националистически настроенным, а ведь, к примеру, в Армении, Грузии, Таджикистане, Туркменистане многие уже не знают русского языка, сколько оттуда выехало русского населения и никто не упрекает государства в нацистском настрое. На Украине не осталось ни одного вуза, имеющего статус русскоязычного, в Узбекистане также постепенно сворачивается русскоязычное обучение, из 95000 средних школ преподавание на русском ведется в 897.
Многие высокопоставленные должности в Казахстане занимают представители русской национальности, небольшой пример, акимом, то бишь мэром города Алматы является Виктор Храпунов, председатель Национального банка РК Григорий Марченко, министр энергетики и ресурсов Владимир Школьник таких примеров огромное множество, поэтому ошибочно то мнение, что только казахи могут быть у руля , национальный признак не является критерием для руководителей страны и государственных учреждений, а лишь профессиональные и личные качества. Исторически так сложилось, что в разные периоды в Казахстан было депортировано много национальностей, 1 млн. 200тыс. человек было переселено для промышленного строительства в предвоенные годы, на освоение целины прибыло 1,5 млн., в годы Великой Отечественной войны зарытые военные объекты приняли еще 150 тысяч. В ходе крестьянского переселения в дореволюционный период из России, Украины, Белоруссии прибыло 1 млн. 150 тыс. человек. Во время коллективизации было сослано 250 тысяч раскулаченных крестьян. Казахстан стал пристанищем не только для инакомыслящих ссыльных, бедствующих переселенцев, но и целых репрессированных народов. Поэтому в Казахстане насчитывается такое разнообразие представителей разных национальностей. Учитывая эти факты в республике ведется и соответствующая политика, которая затрагивает интересы всех национальных групп, в числе долгосрочных приоритетных целей — это сохранение в республике национального единства. Ни в коем случае не применяются резкие методы, такие как закрытие школ, и бесцеремонное вытеснение из быта русского языка.
В конце 50 — х. годов доля казахского этноса в составе населения Казахстана составляла всего 30% и только начиная с 1970 года происходит постепенное увеличение казахского населения, а в 1989 году казахи стали преобладающим этносом на своей исторической родине. В течение 70 лет, народ не мог говорить на родном языке, чтить традиции предков, развивать национальную культуру. И вот такая возможность появилась, суверенитет государства позволил вновь обратиться к национальным корням и традициям, стали, как прежде отмечать праздники, говорить на почти забытом родном языке, отведывать казахскую кухню и многое вернулось, то, что доставляет истинное удовольствие представителю любой другой нации, то, что мы называем гордостью своего народа. Можно сказать, что казахский народ обрел вторую жизнь, осознал свою историю и тем самым отдал дань своим предкам. Возрождение, вот что происходит на данном этапе в Казахстане. Каждый народ имеет право на своей исторической территории говорить на своем языке и осознавать себя Нацией, не так ли?! Так почему же этот процесс называют по иному — вытеснением русского населения. Изучение казахского языка и внедрение его как полноправного идет с большим трудом, для этого требуется много времени и сил, а главное опытных специалистов. Соответственно, желающие его изучить, не ограниченны во времени, необходимо только одно — желание. Когда мы идем в Америку или во Францию, Италию или Китай, мы знаем, что без знания языка долго не проживешь, и поэтому, пробыв там определенный срок, постепенно изучаешь язык, понимаешь культуру, следуешь установленным порядком, примеряешься к менталитету населения. Ты вливаешься в жизнь этой страны. А если остаться там жить, то, значит, владеть языком, тем самым принять величие нации, и ее культуры. Такая же ситуация и в Казахстане, живущему там человеку, необходимо знать историю государства и язык, хотя бы на бытовом уровне, чтобы суметь поздороваться и сказать как тебя зовут, большего пока никто не требует, хотя бы потому что не все казахи, говорю об этом с чувством огромного стыда, знают свой родной язык. И как мне кажется, в Казахстане никогда русский язык не будет преподаваться как иностранный, и еще для нескольких поколений казахов, он будет вторым родным. Разве желание народа знать свой родной язык, не исчезнуть как нация, помнить о предках, которые из поколения в поколение бережно хранили традиции и донесли их до нас, желание самоутвердиться и заявить о себе, может быть осуждено и воспринято как изгнание других национальностей?!