Родится ли экологическая муза для струн человеческих душ?


С момента своего возникновения мировое экологическое движение имело ярко выраженный духовно-этический характер. Это было «криком души» заблудшего человечества. Позже сформировались даже целые жанры экологического искусства, «экоарта» — художественной фотографии, живописи, кино, музыки, ландшафтной архитектуры и даже флористического дизайна одежды.
К сожалению, этот духовно-эстетический аспект экологической деятельности недостаточно освещен и развит в странах постсоветского пространства. Экологам не хватает своей Музы, чтобы донести свой «крик души» до каждого человека.
В век информационно-технической революции формирование поведения современного человека всё в большей степени зависит от качества массовой культуры, теле- и радиопередач, видеопродукции и даже содержания компьютерных игр. Современный компьютер способен заменить целую киностудию или студию звукозаписи. Сейчас можно сочинять и аранжировать музыку, даже не зная нот.
Первая культурная среда, созданная электроникой, оказалась отравленной — сутками долбящая человека реклама, кровь и насилие на экране, порнография, перегруз музыки шумами и электронными звуками.
Попробуйте выбрать какую-нибудь неприятную вам, низкохудожественную мелодию и послушать ее несколько часов подряд. У вас не просто заболит голова, вы на несколько дней собьете «с колеи» свои биоритмы или просто сойдете с ума.
И наоборот, если среды тысячи и тысячи песен и мелодий выбрать лучшие для вас, то слушая их с утра до ночи, можно вылечиться от массы заболеваний.
Во многих странах мира сертифицировано лечение не только музыкой, но и звуками природы.
Хорошей музыкой ускоряют рост растений, повышают урожайность и даже улучшают вкус бродильных напитков в процессе изготовления.
Оказывается даже одним только ритмом, без развернутой мелодии (барабанным боем или ударником, металлофоном, звоном колокольчиков) можно улучшать или ухудшать самочувствие человека, животных, растений и жизнедеятельность микроорганизмов. Есть ритмы разрушающие, математические выражаемые дисгармоничными и разрывными геометрическими фигурами, и есть созидающие ритмы, выражаемые красивыми гармоническими фигурами.
Не случайно в старину ходили в атаку под бой барабанов. Не случайно даже низкопробная, но ритмичная рок-музыка нередко становится своеобразным наркотиком для меломанов.
Идеологию потребления, безответственного поведения, эгоизма и агрессии вполне можно выражать соответствующими ритмами и бессловесными криками.
Современной аппаратурой, например, изменением электромагнитных характеристик биоактивных точек по Фоллю или визуализации ауры человека в компьютере вполне можно продиагностировать музыку и звуковые сигналы на предмет психогигиенической безопасности.
Даже простым измерением изменений электросопротивления кожи ладоней на медных пластинах, или энцефалограммы стука сердца можно вполне произвести оценку полезности звуков, музыки, фотографий, картин или видеоизображений для здоровья, творческого потенциала и психики.
Когда я слушаю позывные многих радиостанций, типа «Европа-Плюс», я слышу просто призыв «Да что переживаешь за этот мир? Забудь про всё, наслаждайся. Пей, веселись, гуляй, покупай, жуй!»
Наслаждение от музыки неравноценно ее полезности. Великолепно поют Михаил Шуфутинский и Маша Распутина, но сама манера пения и психологический тембр их голосов никогда не сделает их песни лечебными. Примерами наиболее «лечебных», повышающих работоспособность, «креативных» голосов могут служить Изабелла Юрьева, Вадим Козин, Робертино Лоренти.
Восточная культуры в целом, и в частности, музыка, одухотвореннее западной. Она в большей степени связана с природой. Эстрадную музыку Японии, Китая, Южной Кореи трудно назвать развлекательной музыкой. Хочу подчеркнуть на этом примере, что одухотворенность музыки тесно коррелирует с чутким и святым отношением наций к природе.
К сожалению, в Казахстане почти не представлена музыкальная культура этих ведущих азиатских стран, хотя мы завалены их товарами. Без эстетического общения народов никакая дипломатия не принесет взаимопонимания народам.
Не только пение, но и любая речь, смех и восклицания, тембр голоса также являются сильными средствами психоэнергетического воздействия на человека и живые организмы.
В настоящее время родилось направление так называемой экологической музыки. Это либо музыка о природе, либо музыка, активно использующая звуки природы — когда последние является не просто украшением музыкального произведения, а существенной частью передаваемого музыкального образа и мироощущения.
Примерами этого направления могут служить Китаро (Япония), Пол Уинтер (США), Дмитрий Покровский (пластинка «Пульс Земли» совместно с П.Уинтером), Era, Delerium, российский композитор и целитель Angelight (издано 30 альбомов под маркой «целительные силы природы»), китайская музыка для гимнастик тайцзы-цюань и цигун, жанр «Ecological Music Revolution», Bhaskar Chandavarkar (Индия), SAINT — PREUX.
Настало пора создать всемирную ассоциацию экологической музыки и ввести соответствующие маркировки.
Дано пора экологам всех стран создать свой профессиональный гимн, «экологический гимн Земли».
Пора ввести понятие «экологической аранжировки музыки», что означает использование звуков природы и импровизацию исходной мелодии с учетом психогигиенических требований (особенно в музыке для детских фильмов и передач).
Автору настоящей статьи удалось собрать большую библиотеку звуков природы и создать множество демонстрационных композиций экологической аранжировки различных типов музыки.
Собрана также большая фонотека экологической музыки и песен, посвященных защите природы.
Почему бы не выпустить соответствующие компакт-диски, не договориться с авторами о свободном некоммерческом распространении такой музыки, в рамках соответствующего международного проекта под эгидой, скажем, ЮНЕСКО? Особенно важно распространить экологические песни с танцевальной ритмикой, которые стали бы модны в среде детей и молодежи.
Самое сильное воздействие на человека имеют танцы и ритмические движения под музыку.
Можно сказать, что исторически ничто так не содействовало пропаганде и вживанию в души потребительского образа жизни, как массовые пляски под «безобидную» однообразную рок-музыку, особенно под тяжелый «металл».
В мире создано множество профессиональных ассоциаций танце-двигательной терапии.
Это не механически выполняемые спортивные движения под музыку, называемые аэробикой, а передача музыкального образа, изменений громкости и частоты звуковых колебаний (высоты нот) всевозможными средствами — движениями, мимикой, светотехникой, вибрацией и раскачиванием декоративных сооружений, модуляцией вентилятора током звуковых динамиков и т.д. Первым видом искусства первобытного человека была не наскальная живопись, а танец. Первым магическим ритуалом человека был танец. Танцы также были ритуалами общения с природой.
Рисунок танца, переведенный на математический язык, может быть идентичен нотам, записанным в виде графиков и геометрических фигур. «Позитивные» ритмы благоприятной для здоровья и растений музыки соответствуют циклическим движениям с колебаниями и полувращениями в трех плоскостях, характерные для китайской гимнастики, кунг-фу и восточных танцев в целом.
Такая ритмика многоступенчата, она напоминает колеса, катящиеся внутри большого колеса. Она была в основе знаменитого средневекового стиля музыки и архитектуры «барокко».
Проведя ряд экспериментов, я с удивлением обнаружил, что танцами можно устранять сильнейшую острую боль, снимать воспаления. «Танцевальные» перерыва работы по 15 минут через каждые 2-3 часа позволяли иной раз выполнять сложную умственную работу беспрерывного целые сутки.
Я попробовал послушать в течение нескольких минут записанные естественные (неартистические) крики людей, вызванные болью, стук сердца и дыхание человека в состоянии негативного стресса. Сделалось очень жутко и надолго заболела голова.
Широко известен случай, когда в Японии после показа одного мультфильма с первоклассными «ужастиками» в больнице оказалось множество детей с синдромами нервных расстройств.
Так же что же мы слушаем, что же смотрим, чем нас пичкают с экранов и многочисленных звуковых устройств? Увы, нередко, эстетической отравой.
Так что, если орудием пролетариата был булыжник, а первобытного шамана — бубен, то орудием современного идеолога и имидж-мейкера является электронная муза. Орудием эколога должно стать экологическое искусство, экологическая музыка и видео.
Помимо этого, пора поменять технические требования к звуковым сигналам автомобилей, гудкам и сиренам транспортных средств, навязывающие нам техногенный образ цивилизации. Современная техника вполне способна выдавать красивые и приятные звуки.
Звуковой дизайн телефонные звонков, коммутаторов, компьютерных программ и сайтов нужно полностью экологизировать и провести конкурсы на создание лучшее озвучивание образа природы и человека. Отдельное неосвоенное экологами направление — это ненавязчивая функциональная музыка для общественных зданий, магазинов, ярмарок, для повышения работоспособности человека на рабочем месте.

эксперт по устойчивому развитию
Сергей Ивлев


Автор Комментарий
Аватар пользователя Аэлита Жумаева.
Сообщений: 1274
С нами c 2006-09-10

эта статья написана почти 5 лет назад и связь с автором утеряна...к сожалению.

 
Аватар пользователя withoutmouth.
Сообщений: 1
С нами c 2009-05-31

А можно ли как-то связаться с Сергеем? Прочитанный текст вызвал у меня очень много вопросов..