Дулати и его эпоха

Кенесбай Мусаев

Выступление на круглом столе в Доме национальностей, к 500-летию рождения Дулати.

Казахский народ как и родственные ему другие тюркские народы имеют трудную и богатую историю. Современным казахам еще предстоит знать историю своего народа, его выдающихся представителей — создателей духовного богатства. В этом казахи отстают от своих родственников: турков, азербайджанцев, узбеков (один уважаемый казах мне сказал: «Мне Чубайс ближе, чем Дулати»).
Колонизаторы и тоталитарные режимы долгое время внушали казахам, что у них не было культуры, не было истории, что все это принесли им колонизаторы и большевики.
Обретение казахами свободы и независимости в Казахстане дало возможность оглянуться назад в прошлое, посмотреть внимательно вокруг. И оказалось, что предки казахов не были дикарями, они имели богатую и интересную историю и высокую культуру, своих великих людей, которые занимали достойное место в истории и культуре не только казахов.
Одним из таких выдающихся сынов казахского народа, забытого во времена тоталитарной системы, является наша гордость — Мухамммет Хайдар Дулати, которому исполнилось 500 лет, живший и творивший в сложную эпоху. То, что он создавал, это часть истории и культуры казахского народа.
Полное имя Дулати в свое время звучало так: Мырза Мухаммед Хайдар бон Мухаммед Хусаин Дуглат Кореген. Также было распространено его сокращенные имена: Хайдар мырза, Мырза Хайдар. Родился Дулати в 905 г. Хиджры или в 1499 г. по Христианскому календарю в Ташкенте, ушел в лучший мир в 958 г. Хиджры — в 1551 г. христианского летоисчисления в Индии.
Дулати является представителем древнего казахского племени Дулат, который в истории был известен также как: Дулу, Дулуг, Далу, Далуг, Доглат, Тулак. По сведениям китайскихъ источников (Бичурин, Грум-Гржимайло и др.) это племя в II в. до н.э. образовало бийлик-государство. В племенном союзе Уйсун участвовала и племя Дулат (Дулу). Правитель Уйсунов по китайским источникам назывался Гуньми, что соответствует казахскому произношению Кунби, что означает «Солнечный правитель».
Племя Дулат играло важную роль и в образовании первого Тюркского каганата, часть Дулатов («Дулу») участвовала в походе гуннов под предводительством Аттилы в Европу.
В истории 14-16 вв. особенно усиливается роль племени Дулат в регионе их проживания. Из этого племени вышло много выдающихся государственных деятелей: биев и беков, которые также активно участвовали в делах Великого Тимура («Хромого»). Это было хорошо показано русскими учеными Аристовым и Бичуриным еще в XIX веке, Л.Н. Гумилевым в XX веке.
Мухаммет Хайдар Дулати является потомком древних известных правителей Семиречья. Его дед Мухаммед Хайдар мырза в 1464-1480 гг. правил Кашгаром, мать была двоюродной сестрой знаменитого Бабура.
Детство Дулати приходится на период разрушения империи Тимура под натиском Мухаммеда Шейбани хана — правителя так называемых «кочевых узбеков». После смерти отца в 1508 году (914 Хиджра) родственники отправили его к дяде — «Великому моголу» Захиреддину Бабуру в Кабул. Дулати участвовал в походах Бабура на Мавереннахр. С 1512 г. он жил в Кашгаре и активно участвовал в делах Султана Сайда, в важных военно-административных должностях, участвовал в его походах.
В 1533 г. Абу ар-Рашид, занявший престол хана, опасаясь влияния руководителей племени Дулат, подверг их сильным гонениям. Был убит двоюродный старший брат Дулати — Сайд Мухаммед мырза Дулат. Дулати бежал в Индию. Там во дворе великих моголов он занимал высокие государственные посты, был командующим войсками, завоевал Кашмир и правил им от имени великих моголов. В 1551 году (958 Хиджра) Дулати был убит во время восстания местного населения Кашмира.
По словам великого Бабура Мухаммет Хайдар Дулати был разносторонне образованным человеком, хорошо знал прошлую и современную историю Казахстана, Средней Азии, Моголистана, фольклор и мудрость своего народа.
Дулати был прекрасным историком и писателем своего времени. Свидетельством его высокого образования и обширных знаний истории и культуры народов Евразии является его знаменитый и замечательный труд «Тарихи Рашиди», написанный в зрелом возрасте в 1541-45 гг. в Кашмире на персидском языке, который тогда для тюркского мира служил языком науки и культуры.
В этом труде он оставил для потомков бесценные сведения — описание истории Моголистана и Кашгара второй половины XIV — первой половины XVI века. В первой части своего труда Дулати повествует о династии Шагатаидов, правителей Моголистана, подробно излагая события, происходившие в тот период в Казахстане и смежных территориях: Средней Азии, Афганистане, Индии, в государстве Шейбанидов. В нем также даны распостраненные среди «моголов» легенды, а также история правителей, вышедших из племени Дулат.
Этот труд широко использовался многими авторами в XVI-XX веках как первоисточник по истории огромной территории расселения тюркских и соседних народов, он не теряет актуальности и в наше время.
Этот главный труд Дулати переведен на английский, турецкий и казахский языки, еще в прошлом веке Вельяминов-Зернов перевел на русский язык части, конкретно относящиеся к истории казахов.
О Дулати, его трудах и государственной деятельности писали крупнейшие русские ученые Велиаминов-Зернов, В.В. Бартольд и другие.
В Казахстане стали уделять большое внимание к Дулати, также как и к другим выдающимся деятелям прошлого после «Хрущевской оттепели» и особенно после получения республикой назависимости. Была проведена специальная конференция, посвященная его 500-летию под эгидой ЮНЕСКО.
Жизнь Мухаммет Хайдара Дулати и его творчество заслуживает более углубленного изучения, а знание о нем — широкого распостранения среди людей.
По-хорошему завидуешь русским, которые имеют десятки тысяч исследований даже по небольшому памятнику XII века «Слово о полку Игореве».
Предки казахов обладают многими письменными памятниками, свидетельствующими о высоком уровне их культуры, языка, науки. Они еще ждут своих исследователей, а тюркские народы и другие народы мира должны знать их. Например, мало кто из казахов знает своих великих предков: государственных деятелей V-VIII веков, Коркытата, который жил и творил на территории Казахстана, является предком также казахов, а не только турков и азербайджанцев — в 2000 году ЮНЕСКО празднует его 1300-летие; деятелей культуры XI века Ходжа Ахмета Яссауи, Махмуда Кашгари, Юсуфа Баласагуна и др., о том, что язык великого сельджука XIII в. Джалалетдина Руми (так называемый «староосманский» язык), прозванного Мавляна, ближе к казахскому языку, чем турецкому и т.д.

главный научный сотрудник
Института языкознания РАН
Доктор филологических наук, профессор МГУ
Член-корреспондент Национальной
Академии наук Казахстана
Председатель Казахской региональной НКА Москвы
Кенесбай Мусаев