Кипчакская стезя

Ахас Тажутов

Кипчаки — феноменальное явление в истории суперконтинента Евразия первой половины II тысячелетия нашей эры. К началу XIII века они являли собой реальность одновременно как у Алтая, так и на берегах нижнего Дуная. И естественно — на всем громадном пространстве между этими двумя географическими регионами. Здесь они в ту пору снискали такую же славу, какую к концу одиннадцатого века имели сельджуки на всем мусульманском Востоке от Самарканда до Алеппо. А ныне название «кипчаки» мало кому известно. Что это был за народ? Куда потом делся?

Самый древний письменный памятник, сообщающий о кипчаках, известен тюркологам под названием «Селенгинский камень» (759 г.). Руническая надпись на нем свидетельствует, что «тюрок-кипчак» властвовал пятьдесят лет. Но целый ряд схожих по звучанию названий встречается еще в древних китайских анналах, которые датируются концом третьего века до н.э.: «кюеше», «кинча», «куча», «хабиса». Однако уверен-ности, что и тогда под ними имелись в виду рассматриваемые нами кипчаки, нет.
Согласно свидетельству персидского историка Рашид-ад-дина, кипчаки являлись одной из пяти ветвей тюркского народа под началом Огуз-хана. Их происхождение он объясняет вот такой легендой: Огуз-хан, потерпевший поражение от племени под названием «итбарак», был вынужден отступить на территорию между двумя реками. Во время этого пути у одной женщины, муж которой был убит в сражении, внезапно начались схватки, и она оказалась вынуждена отстать от других и скрываться в дупле дерева. Там у нее родился сын. Когда Огузу стало известно об этом, он сказал: «Поскольку у этой женщины нет теперь мужа, я усыновлю ее сына». Мальчик получил имя «Кипчак», что является производным от тюркского слова «кубук» (кора, дупло дерева). От него пошел народ под таким же названием. Спустя семнадцать лет Огуз взял верх над теми итбараками. Покорил Иран и вернулся на родину. Позже, когда восстали итбараки, Огуз поселил народ Кипчака между их страной и рекой Яик (Урал). С тех пор кипчаки стали кочевать в тех краях и зимой, и летом.
Одним из первых мусульманских авторов, отметивших в своих трудах кипчаков, похоже, является Идриси (середина ХII века). Перечисляя известные ему тюркские племена, он называет одно из них «кифчак». А вот в XIII-XV вв. уже все мусульманские историки и географы, так или иначе, упоминают кипчаков (Абульфеда, ибн-Батута, Месалек-алабзар и т.д.).
Средневековые китайские авторы стали использовать название «кинча» применительно к Дешт-и-Кипчаку или стране кипчаков с 1223 года. Иелю Чу-цай, сопровождавший Чингисхана в его походе на запад, пишет «кофуча». В его описании страна этого племени представляет собой обширные степи без городов, но с бесчисленными стадами скота и косяками лошадей. Юань-чао-пи-ши называет кипчаков «кибча», а Юань-ши постоянно использует вариант «кинча». Летопись «Кань-му» (1237 г.) отмечает, что страна «Кинча» находится в тридцати тысячах ли от Китая. Летом там ночи настолько короткие, что солнце восходит снова почти сразу же после захода. Имеются великолепные лошади, и у богатых людей их бесчисленное множество. Эти степняки — мастера по изготовлению изделий из кожи и металла. Глаза у них голубые, а волосы — рыжие…
В китайских источниках название «кинча» фигурирует также в связи с биографиями таких выдающихся лиц, как Шанче-бабур, Ванджо-ду, Ботимур, Ванджо-бадур и Сидур, сын Тосуна. Все они в той или иной степени имели отношение к истории Китая и происходили из кипчаков.
А название «Дешт-и-Кипчак» было обязано своим происхождением мусульманским авторам и означало в переводе с персидского «Кипчакская пустыня» (или «степь»). И включало оно в себе степную полосу севернее Черного моря, Кавказских гор и Каспия.
О начальном этапе расселения кипчаков судить с какой-либо определенностью трудно. Но если принять во внимание информацию надписи на «Селенгинском камне», то получится, что в V-VIII вв. они входили в состав орхонских тюрок и жили в глубине Центральной Азии. Что же было потом? Потом — тот путь, на котором они как кочевники не были ни первыми, ни последними. Великий путь с востока на запад. В VIII-XI вв. кипчаки входили уже в состав племенного союза кимаков, который позже приобрел значение государства. Судя по всему, кипчаки и кимаки были родственны, говорили на одном языке. Но первые стремились сохранять свою индивидуальность. В начале отмеченного периода кипчаки населяли среднюю часть бассейна Оби, предгорья Алтая и берега Иртыша. А в X веке отдельные их части обитали уже на территории Центрального Казахстана, входя в соприкосновение с сырдарьинскими огузами. Их кочевья граничили тогда также с территориями Западного Казахстана и Западной Сибири. Постепенно кимаки теряли главенствующее положение в союзе, и уже к началу одиннадцатого века военно-политическая гегемония перешла в руки кипчаков. Продолжая двигаться на юго-запад и запад, они оказывали сильное давление на огузов. Те в свою очередь были вынуждены отходить на запад и тем самым давить на печенегов. Кипчаки заняли огузские земли в средней и нижней части бассейна Сырдарьи, Приаралье и Прикаспии и добрались на юге до границ древнего Хорезма. На западе оттиснутые ими огузы разгромили печенегов, но в 1065 году они потерпели сокрушительное поражение от византийцев и болгар. Вырвавшиеся вслед за ними за реку Урал части кипчаков оказались единственными хозяевами степной полосы отсюда до устья Дуная. В 1091 году они, объединившись с византийцами, окончательно добили печенегов.
Перебравшись в южную часть Восточной Европы, кипчаки быстро снискали повсеместную известность. Русские называли их «половцами», византийцы — «куманами», венгры — «кунами». В западных анналах утвердился византийский вариант. О том, как они себя проявили в домонгольский период, имеется обширная литература. Так что в целом можно сказать лишь следующее. В этой части Евразии кипчаки представляли собой влиятельнейший военно-политический фактор. Конечно, в тот период у них не было сильной централизованной системы власти, поскольку оставался весьма влиятельным институт родов, объединявшихся в племена. Экономической основой существования было экстенсивное животноводство. То есть каждое племя было привязано к своим кочевьям и блюло прежде всего собственные интересы. Поэтому создававшиеся для предпринятия масштабных акций союзы по их осуществлению быстро распадались. Тем не менее кипчаки умудрялись вмешиваться в дела многих близлежащих и отдаленных государств. Собственно, они продолжали в этом плане деятельность тех тюрков- наемников, которые еще в IX веке в Багдаде свергали (а иногда попросту убивали) одних халифов и выдвигали дремена раздирали противоречия. Одни из них были за то, чтобы войти в состав Казахского ханства, другие предпочитали перейти под опеку русского царя. Используя брожения в Большой ногайской орде, Хакназар-хан привлек на свою сторону много ногайских мурз и присоединил к Казахскому ханству левобережье Урала. Вскоре ногайским племенам междуречья Волги и Урала пришлось делать выбор уже в спешном порядке. Давление ойратов на казахские степи усиливалось, и в 1616 году одно из их племен, торгуты, прорвалось на запад и поселилось там в низовьях Волги. Название «торгуты» было трансформировано в «калмыки». Эти пришельцы покончили с лавированием Большой ногайской орды между русскими и Казахским ханством. Она перестала существовать. Одна часть ее племен переселилась на побережье Волги и присоединилась там к Малой ногайской орде. Другая — окончательно вошла в состав Казахского ханства в форме одного из его автономных образований под названием Младший жуз. Теперь казахскому государству приходилось иметь дело с ойратами и на востоке, и на западе. Калмыки номинально находились под властью русских и, опираясь на них, боролись с казахами. Однако вскоре русские сами стали селиться в междуречье Волги и Урала. Почва стала уходить у калмыков из-под ног. В этих условиях одна их часть была вынуждена, как и вытесненные ими самими ногайцы, перебраться на правобережье Волги. Другая часть предприняла попытку вернуться через страну казахов на прежние земли, оказавшиеся к тому времени под властью Китая. Переход, начавшийся в 1770 или 1771 году, был ужасен. Только половина пустившихся в путь добралась до цели и поселилась в Илийской долине.
В течение полутора веков отсутствия торгутов их ойратские собратья переживали полную событий историю. Одно из племен, джунгары, выросло под руководством своего вождя Галдана (1676-1697 гг.) в могущественное государство и стало наносить казахам такие сокрушительные удары, что оказалась под вопросом дальнейшая судьба как Казахского ханства, так и его народа. В 1710 году было созвано собрание представителей казахских жузов в Каракумах. Есть свидетельства, что на этом сходе звучали предложения уйти на запад, за Волгу. То есть даже спустя полтора века после перекрытия пути через Волгу русскими сознание кочевников Восточного Дешт-и-Кипчака продолжало считать возможным, как и сотни лет назад, такой исход. Как устойчивы стереотипы!
Более века длилась ожесточенная борьба между казахами и джунгарами за жизненное пространство. Это была схватка за право выжить. Она выработала в казахах монолитное единство духа и сознания. Иначе и не могло быть. Иначе проигрыш был бы неизбежен… Между тем Китай продолжал наступать на северо-запад. Джунгары, так и не сумевшие одолеть казахов, оказались в критическом положении. В 1757 году войска китайского императора разбили в пух и прах армию джунгарского правителя Амурзаны и покончили с последним из монгольских независимых государств. Эта победа позволила правителю Поднебесной империи включить в состав своей державы Восточный Туркестан и Джунгарию и учредить в 1760 году особую военно-административную единицу — имперское наместничество Синьцзян, что в переводе с китайского означает «новая территория» или «новые рубежи». Так в целом определились контуры Казахстана, или земли казахов. Дальнейшая история Казахстана описана в литературе подробно, поэтому останавливаться на ней не будем. Просто отметим некоторые примечательные моменты. В пору постепенного вхождения Казахстана в состав России коренное население имело дело в первую очередь с казаками. Этот громадный степной район осваивался и контролировался в основном силами пяти российских казачеств — Астраханского, Уральского, Оренбургского, Сибирского и Семиреченского. Казаки зачастую совершали разорительные набеги на аулы кочевников при поощрении царской администрации. Особенно отличалось в этом плане Уральское войско. Если коренное население предпринимало попытки организовать самозащиту, власти тут же снаряжали карательные экспедиции для усмирения «бунтарей». Короче, теперь русские казаки действовали против кочевников так же, как те в свое время — в отношении Киевской Руси. Но контакты между разными народами — это не только войны или притеснение одних другими. Даже в том случае, если при этом одна сторона считается победителями, а другая — побежденными, это еще и взаимообогащение культур, обретение новых возможностей для их самовыражения. О том, чему казахов научили до революции русские, написано немало. А вот что они сами брали у кочевников, живя рядом с ними? В частности, в области духовной жизни? Думаю, что тут тоже есть, о чем сказать. К примеру, А. Букейханов пишет, что один старый сибирский казак, провожая сына на русско-японскую войну напутствовал его так: «Налетай на врага с кличем «Аблай!». Изюминка тут заключается в том, что клич «Аблай!» — символ единства казахов в период борьбы с джунгарами. Видимо, вера казахов в дух своего легендарного предка оказалась столь сильной, что она со временем была перенята отчасти соседствующими русскими…
Вернемся к кипчакам. Что сталось с ними? Что это были за люди — племя, союз племен, народ или группа народов? Нет, этноним «кипчаки» означал нечто большее, чем эти понятия. Это был целый мир в Евразии. Такой же, как, скажем, мир восточных славян. Я надеюсь, что историческая наука и литература воздадут еще должное кипчакам, ведь кипчакский мир являл собой в XI-XVI вв., образно говоря, тигель для сплавов, в котором происходило смешение самых разных народов, рас, самых разнообразных культур. Пока не изучим как следует и без предвзятостей этот процесс, мы все так же не будем в состоянии понимать в правильном свете многое в истории нашей страны и ее народов. Игнорирование его — путь, ведущий к взаимоотчуждению и взаимных упрекам в плане истории. По этому пути мы, к сожалению, пришли уже довольно порядочное расстояние. Но надо найти в себе мужество отказаться от стереотипов и посмотреть на вещи трезво. В том числе и на свою историю.
Ведь к XVI веку кипчаки и кипчакизированные народы, народности и племена были распространены на громадной части всей степной и лесостепной полосы Евразии и представляли собой огромную массу людей. Куда все они потом делись? Одни влились в составы живших по соседству народов. Другие в союзе с представителями иных этносов образовали новые народы и народности. Третье, сохранив в целом образ жизни, традиции и язык кипчаков, обрели в ходе дальнейшего развития истории другие названия.
А теперь конкретнее об этом. Кипчаки, обитавшие между Волгой и Дунаем, в той или иной степени влились в составы почти всех восточно-европейских народов. Особенно ощутимым является их вклад в формирование современных русского и украинского народов. Через казаков и напрямую. Поменьше вобрали их в себя поляки и литовцы. Армянско-кипчакские связи — тема отдельного большого разговора… В XVI-XIX вв. многие тюркоязычные народы Российской империи назывались русскими «татарами». Потом выяснилось (благодаря лингвистам), что почти все они являются, как и казахи, каракалпаки и киргизы, в той или иной степени потомками кипчаков. А татарский язык, с которым русские столкнулись на Северном Кавказе, — одним из современных вариантов кипчакского языка. То, что все эти народы и народности имеют кипчакский корень, подтверждается включением их языков в одну подгруппу тюркской группы языков — кипчакскую. Даже сейчас эти языки настолько схожи, что все их носители без труда понимают друг друга. А вот антропологически эти народы очень разные. Впрочем, я предлагаю вашему вниманию их перечень, а вы посудите сами, исходя из своих знаний о них: казанские татары, башкиры, сибирские татары, каргаши (астраханские татары), крымские татары (их язык имеет диалекты, восходящие с одной стороны к кипчакскому корню, с другой — к огузскому), караимы, крымчаки, карачаевцы, балкарцы (таулы), ногайцы, кумыки, казахи, каракалпаки и киргизы. Можно, видимо, включить сюда и венгерских кипчаков. Об их дальнейшей (после 1240 года) судьбе мне известно следующее. После убийства Котан-хана 40 тысяч семей кипчаков, как уже говорилось, ушли в Болгарию. Большая их часть, очевидно, вернулась потом в Венгрию. Во всяком случае там есть область, которая называется Кунзаг (Кипчакия) и делится на два округа — Кишкунзаг (Малая Кипчакия), занимающая часть междуречья Дуная и Тисы, и Нагикунзаг (Большая Кипчакия), расположенная на правобережье Тисы в районе ее среднего течения. В справочниках отмечается, что живущие здесь кипчаки сохраняли свою автономию и свой язык до конца XVIII века и только потом были ассимилированы. А Иштван Коныр, о котором говорилось выше, свидетельствует, что кипчаки в Венгрии еще есть и что для них приезд в их страну казахских деятелей культуры и артистов — настоящий праздник.
В заключение несколько слов о том, какая есть связь между кипчаками и казахами. Историки и лингвисты утверждают, что кипчаки сыграли особо важную роль в образовании казахской народности. Однако современному казаху, все так же, как его предшественники, неплохо разбирающемуся в родо-племенной структуре своего народа, подобное утверждение может показаться странным. Ведь казахские кипчаки в наши дни живут в основном лишь в Тургайской и Кзыл-Ординской областях (район среднего течения Сырдарьи) и их удельный вес в общей массе казахов невелик. Но вот, послушайте, что пишет о происхождении казахского этноса все та же Британская энциклопедия: «Казахский народ, по всей вероятности, сформировался из кипчакских племен, составлявших часть населения Золотой Орды». (Британская энциклопедия (микропедия), т. 10, стр. 196). Мне думается, что эта мысль сформулирована не на пустом месте.


Автор Комментарий
Аватар пользователя Саин.
Сообщений: 1
С нами c 2010-03-26

Хорошо написал Ахас Тажутов: "В XVI-XIX вв. многие тюркоязычные народы Российской империи назывались русскими «татарами». Но не все сказал: они (многие тюрки) и сами тогда называли себя "татары, татарский народ" - "арабские авторы отмечают издревле (с VIII века) родство кыпчаков с народом татар Чынгыз-хана, и Чынгыз-хан многих кыпчаков называл своими родственниками" (Б. Кумеков). 

Дело в том, что средневековые татары - родной народ Чынгыз-хана -были одним из тюркских народов, потомки которых ныне имеются среди многих тюркских народов России и стран СНГ, а "кыпчаки" - это собирательное название разных племен (народов), которые  проживали  в средние века  от Алтая до Черного моря (в степях и лесостепях под названием "Дешт-и Кыпчак").

Вообще-то термин "Кыпчак" имел в рассматриваемые времена три значения: "территория Дешт-и Кыпчака", "житель Дешт-и Кыпчака, тюрок", и еще одно - был клан (племя) Кыпчак в народе татар Чынгыз-хана (от прародителя Кыпчак-би, который упоминается в татарском дастане "О роде Чынгыз-хана").

А вот термины "казанские" татары, "астраханские" татары и многие  якобы "другие" татары - выдуманы романовско-большевистскими историками, чтобы татар представить "разными народами", на самом деле все татары -это сохранившие свое самоназвание потомки татар Чынгыз-хана, которых также много и среди других братских татарам тюркских народов. Об этом и о многом другом, сокрытом официальными историками-западниками, пишет в своих книгах независимый татарский историк Гали Еникеев (Еникей) приводя необходимые обоснования из исторических источников многих времен и народов. сокрытых по сути, романовскими и большевистскими историками-идеологами.

«Еще в конце XVIII века Ян Потоцкий - дипломат, и в то же время выдающийся польский историк, лингвист и этнограф, побывавший на обширнейших территориях Российской империи от Москвы до Астрахани, писал, что татары во множестве проживают от Москвы до Средней Азии включительно. И, главное, несмотря на разнообразие во внешности, - отмечал Ян Потоцкий, - татары Европы и Азии «говорят одним и тем же наречием» - то есть, на одном языке - «и все они почитают себя настоящими татарами Чингиз-хана»(Гали Еникей) см. http://tartareurasia.ucoz.com/

 
Кипчачка (не проверено)
Аватар пользователя Кипчачка.

!!!!Молодец!!! Насчет Гагарина не знаю, но все остальное в школе итак доступным языком всегда объяснялось. Примерно как у вас! Я ищу тех чьи предки вместе с моим дедом кипчаком бежали в Челябинскую область, и воевали с "собетски бласты". Нашла один шежире, там тоже про такого есть как мой дед, но ничего больше, ни контактов детей, просто заметка. Кто что нибудь знает ближе к этой теме пишите на почту! И еще раз молодец ..кипчак!

 
Аноним (не проверено)
Аватар пользователя Аноним.

Казахтар жонгарлармен егемендык ушын согыскан. Ал енды Казахтар Жонгармен согыспай быр бырымен кыркысып жаткан болса, кым сонда жонгарларды женген. Олай болса Тарихты дурыс окы. Ал Кыпшак уакытында, Кыпшактар баска тайпаларга устемдык жургызген. Казырдын озынде Кыпшак тайпасы Казах курамында быр тайпа болып отыр. Казах елы курылганда 43 тен астам тайпа косылып Казах мемлекетын курган. Казах Сактармен байланысты ел, ягни сол заманнан келе жаткан халык. Курамында 43 тайпа.

 
Аноним (не проверено)
Аватар пользователя Аноним.

Кипчаки это есть Казах. Кагда Кипчакская государство была, они остальными племенами. Во вре нашествия жонгаров Казахи сражалис против них, а среди казахов есть и Кипчакское племия

 
Кипшак (не проверено)
Аватар пользователя Кипшак.

Кто эту мутатень наисал, инвалид на голову! Мы Кипчаки вышли из рода Кимаков и в последствии поглотили этот род! Хорезм Шах был кмпчаком и все высокие посты у него занимали тоже кипчаки, поэтому когда монголы вторглись на земли тюрков кроме кипчаков ни один род не выступил против захватчиков, а только ждали пока кипчаков свергнут. От джунгаров Казахи не страдали, Мы Казахи страдали лишь от самих себя. Последним сильным Ханом который смог объеденить Казахов был Тауке Хан, тогдато Мы и отымели их. После его смерти ни кто более не смог обеденить Казахов и из-за междуусобиц (в то время на определные территории было до 100 претендентов в султаны) поэтому началось великое бедствие с востока джунгары с юга Хивинцы и Кокандцы с севера долбаные казачьи отряды.
Вы борщи вспомните кто для Вас наши земли брал Ермак, да у вас даже такого имени нет это был ногайец Ермек. Волга называлась Едиль, Татрское Ханство, Сибирское Ханство, Астраханское ханство и т.д. даже Байкал что это по русски вот встали, Бай Коль в переводе с Казахского языка богатое озеро.
Давно доказано что если бы не кочевники китайцы уже бы весь мир завоевали.
ВОВ, Панфиловская девизия защитила москву от немцев сформировали в Алматы добровольцы со всей средней Азии. 9/10 едениц вооружения делались на территории Казахстана 1/10 привозилась с США через Иран. Все продукты от сюда везлись.
Вы в секретных архивах пошартесь у себя первым в космос до Гагарина Наш Казах полетел неизвестный герой а вся слава дурику Гагарину.
Казачие отряды казаки Вы это название даже слизали у Казахов, Казах на казахском КАЗАК (кочевник - свободный человек).
Вспомните кто римскую империю византию победил Аттила Гунн народ Гунны = Кунны = Кипчаки.
Пишет Вам Кипчак!

 
Фаррух (не проверено)
Аватар пользователя Фаррух.

Уважаемый Ахас Тажутов!

Вообще то у всех тюркских народов есть род кипчаков. По-этому, не надо говорить что казахский народ, по всей вероятности, сформировался из кипчакских племен, составлявших часть населения Золотой Орды. Потому что кипчаки это не только название одного народа, а еще как вы сказали суперэтнос в регионе Евраазии. если у Вас есть какой-то вопрос пожалуйста напишите мне на адрес
foruhb [at] gamil [dot] com

 
Крентовская Татьяна (не проверено)
Аватар пользователя Крентовская Татьяна.

Одним из первых мусульманских авторов, отметивших появление кипчаков на исторической арене и под указанным этнонимом был всетаки не ал-Идриси (труд которого относится,кстати, не к середине 12 в., а к его первой половине), а ибн Хордадбех (9 в), данные которого, по-мнению исследователей восходят к 8 в. Следующим автором сообщающим о кыпчаках был Ибн ал-Факих (кн.9-н.10 вв.), затем Хухуд ал-алам 10 в., Гардизи 11 в. Это перечислены только те авторы, которые знают этноним "кыпчак", а многие из авторов не выделяли их из общей массы тюрок или их среды кимаков :ал-Йакуби - 9 в., Кудама ибн Джафар - 10 в., ал-Фараби - 9 в.