Хан-Шатыр прошлого и настоящего

Дмитрий Верхотуров

Чтобы праздник повеселил душу собравшихся и хорошо запомнился, нужно продемонстрировать нечто уникальное, интересное, нечто такое, что в других местах не встретишь. В Казахстане - это, бесспорно, элементы традиционной кочевой культуры, которые именно здесь сохранились лучше и полнее всего.

Не так давно, состоялся такой праздник, который потрясал своим размахом и масштабом. На открытии ТРЦ "Хан-Шатыр" в Астане, 5 июля 2010 года, было продемонстрировано удивительное конное представление. По дороге, которая проходит мимо Хан-Шатыра, мимо шести президентов, которые собрались на открытии, проходило традиционное казахское кочевье.

Сначала небольшой отряд из трех всадников проехал вперед и вернулся, разведав дорогу. Следом за ним по той же дороге двинулся отряд воинов во главе со своими военачальниками. Затем, следом за воинами двинулись две белые юрты, установленные на больших телегах, которые тянули упряжки лошадей. Вокруг каждой юрты, с обоих сторон ехало по три воина.

Передвижные юрты двигались по дороге мимо Хан-Шатыра под фрагменты из известного стиха Бо Цзюй-и о юрте, в переводе Льва Гумилева: 

Войлок против инея - стена,
Не страшна и снега пелена,
Там меха атласные лежат,
Прикрывая струн певучих ряд...
Даже к пологу из орхидей
Не увлечь из этих юрт людей...
В юрте я приму своих гостей,
Юрту сберегу я для детей.
Князь свои дворцы покрыл резьбой -
Что они пред юртой голубой.

Увидеть передвижную юрту на телеге, даже в Казахстане - это большая редкость. Но здесь, собравшимся на открытие Хан-Шатыра многочисленным зрителям, предстало настоящее ханское кочевье с его традиционным порядком: впереди разведка и воины, затем ханская юрта, за ней - члены ханской семьи на лошадях, следом - юрта ханши, а за ней - движется на лошадях остальной народ, сопровождающий хана в его движении по бескрайним степям.

Все это было в точности так, как описывал ханское кочевье, например, Мухтар Магауин в своей книге "Смутное время", посвященной жизни и подвигам казахского султана Ораз Мухаммеда, жившего в конце XVI века.

В этом, конечно, был свой смысл. Ханский шатер древности кажется очень-очень маленьким, буквально крошечным, по сравнению с громадой Хан-Шатыра, воздвигнутого в Астане.

После прохода казахского кочевья, на сцене перед Хан-Шатыром был продемонстрирован шаманский танец "Кара жорга", который считался в Казахстане полностью утраченным и который ошибочно считали монгольским танцем. Возродил его Арыстан Шадетулы, который на склоне лет вернулся в Казахстан. Он много лет жил в разных странах, в том числе 40 лет в Германии, и принес на родину искусство исполнения этого древнего шаманского танца.

Тем временем, на дороге показалась процессия из беркутчи - охотников с беркутами. Они проехали у Хан-Шатыра с беркутами на руках, которые раскинули свои крылья в стороны. За ними по дороге проехала кавалькада всадников с флагами Казахстана в руках. Впереди был один знаменосец, который возглавлял колонну из 20 рядов всадников, по трое в каждом ряде. Эта колонна символизирована 20-летие Республики Казахстан, которое будет отмечаться в 2011 году.

Танцы, исполнение кюев (которые постепенно становятся все более и более популярными и узнаваемыми), фейверки и салюты - все это можно увидеть и в других местах. Но вот церемония открытия Хан-Шатыра выделяется именно этим конным представлением, который показал фрагмент того, как состоятельные казахи кочевали в прошлом. Замысел полностью удался. Были показаны достижения современности на фоне прошлого, и в праздник была внесена яркая, хорошо запоминающаяся черта. Она, скорее всего, особенно сильно понравилась детям, но также произвела большое впечатление и на взрослых.

Нечего копировать то, что уже неоднократно показывалось в других странах. Копирование дошло уже до такой степени, что порой пышные празднества и торжества в разных странах становятся похожими до неразличимости. Почти одинаковые салюты и фейверки, почти одинаковые танцы, почти одинаковые фонтаны и так далее. Иной раз складывается ощущение, что все эти торжества готовили одни и те же люди. Открытие Хан-Шатыра именно этим конным представлением стало оригинальным и уникальным.