Мурат Ауэзов о казахстанском обществе

Тимур Нусимбеков

газета "Свобода слова"


Проект: Казахстан. 18 лет спустя

Мурат Ауэзов - одна из важнейших персон в новейшей истории Казахстана. Мыслитель и общественный деятель, культуролог и президент Фонда М.О. Ауэзова, еще во времена хрущевской оттепели он стал одним из основателей легендарной национальной культурно-просветительской группы «Жас тулпар», в декабре 1986 года он был на площади Алма-Аты вместе с восставшими студентами. Сын самого известного казахского прозаика оказал заметное влияние на становление литературной и переводческой школы, кроме того, активно содействовал возникновению «новой волны» в казахском кинематографе и составлении первой Конституции независимого Казахстана. Мурат Мухтарович - человек, который на протяжение последних десятилетий оказывал и оказывает влияние на политику, культуру и науку страны.

ДОКТРИНА

Мурат Мухтарович, в дискуссии вокруг проекта Доктрины национального единства приняло участие масса известных ученых, журналистов, политиков. Проект доктрины стал яблоком раздора для общества. А какова ваша оценка этой дискуссии?

– С самого начала, хочу сказать о том, что я сторонник существования доктрины. То что было предложено рабочей группой Ассамблеей народа Казахстана – это конечно же не доктрина. Это был очень слабый эклектичный документ. Я не отрицаю вклада тех людей, которые внимательно отнеслись к этому проекту и тех, кто участвовал в жестком решительном протесте против его принятия. Только правда ситуации заключается в том, что это не доктрина, а проект доктрины. Ссылки противников доктрины на то, что якобы власть решила поставить общество перед свершившимся фактом – в данном случае неточный диагноз. Буквально день в день, час в час – когда в Алматы противники принятий доктрины провели пресс-конференцию с объявлением решимости противостояния этому документу, - в Шымкенте состоялось серьезное расширенное обсуждение проекта доктрины. В нем принимали участие авторы проекта документа из Ассамблеи народа Казахстана, члены общественной палаты при парламенте РК, ученые, общественность, представители культуры. И совершенно независимо от намерений «группы Шаханова», уже в Шымкенте был нанесен сокрушительный удар по проекту доктрины. Этот документ заслуживал такой жесткой оценки, потому что там царила эклектика и сплошная путаница с научными понятиями. Но не стоит забывать, про исключительную важность самого идеала доктрины. Если рассматривать этот важнейший вопрос в философском плане, то стоит понять суть идеала «Доктрины» в соотношении с конституцией страны. У нас есть конституция, но она, как юридический документ, в принципе не может охватить многообразие возникающих ситуаций, потому что целый ряд ситуаций рождаются в результате размышлений, разочарований, мечтаний, страданий, то есть в эмоциональной сфере общества. В институте им. Жургенова состоялся общий сбор, где присутствовали заметные общественные деятели, политики, журналисты. У этого сбора было два важных результата. Первое – инициатива по совершенствованию проекта документа, там сформировалась группа, которая добросовестно поработала и через месяц представила альтернативный вариант проекта доктрины. Второе – участники этого сбора обратили внимание – на мою информацию о крайне серьезной и тревожной ситуации – в связи с возможной передачей в аренду Китаю значительной части казахстанской территории. Последующая реакция общественности пошла на пользу – эти действия хотя и не отменили процесс, но хоть как-то затормозило неотвратимое движение Китая в сторону Казахстана. На примере баталий вокруг проекта доктрины становится понятно, что будущий документ должен быть абсолютно органичным, идущим от сердца к сердцу, от сознания к сознанию, от души к душе – вот, что такое доктрина народа Казахстана в идеале. Доктрина – это документ гораздо более тонкий, предметный, определенный, чем конституция. Доктрина учитывает массу факторов включая психологический и потому адекватная доктрина для народа Казахстана – необходима, я в этом абсолютно убежден.

Как вы оцениваете альтернативный проект доктрины предложенный т.н. «национал-патриотами»?

- Я бы назвал второй вариант просто альтернативным. На мой взгляд, шапка национал-патриотизма пока великовата для голов, которые себя так именуют. В обоих проектах Доктрины - нет ощущения того, что мы на этой земле живем испокон веков и мы причастны к сотворению и переносу величайших духовных ценностей. Умение быть в гармонии с огромными пространствами, тенгрианская философия, знание законов и этики пути – это все комплекс духовности сформированный на нашей земле. В 20 веке на Земле найдется мало народов на долю которых выпало столько страданий и испытаний как выпало на долю нашего народа. Я искренне желаю того, чтобы Казахстан вошел в число 50 наиболее развитых государств планеты. Но пока я абсолютно убежден, что в 20 веке Казахстан точно вошел в десятку стран переживших самые страшные страдания: ядерные испытания, гражданская война, коллективизация, гибель Арала, лагеря, тюрьмы и этот список ужасов нашей земли очень длинный. Поучительно вспомнить Севастьяна, старца Оптиной пустоши, которого сослали в Карлаг. В Карлаге он выполнял необыкновенно высокую духовную миссию. Даже выйдя из лагеря он помогал заключенным и родственникам погибших заключенных. Этот человек – последний старец, кого Православная церковь причислила к лику святых. У него есть такие замечательные слова: «Напоенная кровь мучеников и освященная их молитвами бесконечная степь Казахстана». Если бы у меня была такая возможность, то в преамбулу Доктрины национального единства Казахстана – я бы с легкой душой включил слова старца Севастьяна. Если ты хочешь, чтобы тебя уважали как гражданина этой страны, ты должен почувствовать глубочайшее родство со словами этого человека. Это же так естественно! Когда осознаешь какие страдания пережила земля на которой мы живем, то важно понимать, что на первый план должен выйти индивид, личность, человек. Наш народ выстрадал свое право на лучшую долю. Величайшие страдания совместно пережитые людьми разных народов, конфессий, судеб – роднит как ничто другое. Ни один настоящий казах не может отрицать этого. Казахам суждено быть некой центральной составляющей народа Казахстана, а это предполагает величайшую ответственность по счету гуманизма и человеколюбия. Поэтому я не приемлю шовинистические слова некоторых фашиствующих казахов причисляющих себя к интеллигенции. Я знаю многих псевдо-патриотов, они мои ровесники или чуть младше меня, сейчас они истерично выступают с радикальной риторикой. Во времена СССР они не боролись за свободу и независимость Казахстана. Эти люди, не сформировались как носители мечты о свободном Казахстане и проекта этого государства. Сейчас они просто работают на очень нестабильную зыбкую конъюнктуру, которая не имеет искренней мечты и глубины пережитых страданий. В этих людях нет серьезной работы знания, поэтому у них нет выверенной адекватной концепции. Отсюда возникает парадоксальная ситуация когда на первый план выходят охлократические доминанты, люди не имеющие внутренней меры, не имеющие глубокого знания, базарно-карикатурные люди ошибочно считают себя серьезными субъектами исторического действия. К сожалению, эти персоны не понимают, что они не политические бойцы, а только шуты гороховые. Это не те великие шуты на руках которых в Европу пришел театр, а всего лишь мелкотравчатые шуты исторического процесса. Я вынужден сказать эти тяжелые слова, потому что общество легко смиряется со словами и действиями людей не имеющими подлинного знания, не имеющими исторического мышления, людьми, которые абсолютизируют собственную значимость и неординарность на примере какого-нибудь одного из своих предков, который якобы отличился в поединках с джунгарами. В нашем обществе наблюдается распад ноосферы, интеллектуальной сферы, а эта область очень тонкая и хрупкая. Общество сейчас наблюдает публичное торжество шутов играющих в духовность и политику и эта масса растет. Они становятся более агрессивными и многочисленными. Но движение истории происходит благодаря людям другого типа – созидателям, творцам.

КИТАЙ

Мурат Мухтарович, помимо доктрины, одной из самых обсуждаемых проблем последнего времени стала экспанския Китая в регионе. Вы, как специалист по этой державе, как можете прокомментировать ситуацию?

- Недавно я беседовал с очень крупным экспертом по Китаю, он имеет выходы в кухню высшего руководства Китая. Китай сейчас по существу представляет серьезную угрозу для любого государства мира. В самом поведении, даже в государственном протоколе Китая наблюдаются очень серьезные и символические перемены. Прежняя утрированная вежливость на всех уровнях китайского государственного руководства уступает место – уверенным неоимперским интонациям. Сотрудники китайского протокола сейчас стали себе позволять то, что ранее никогда не позволяли. Если раньше в отношениях с высшими иностранными государственными деятелями китайцы вежливо указывали место, то сейчас они берут их под руки и усаживают туда, куда хотят. Это штрихи стиля, которые несут в себе очень мощное послание.

Мой друг, эксперт по Китаю провел очень выразительную аналогию: перед ураганом или штормом, в начале дует легкий бриз, который предвещает бурю. Эта волна воздуха оповещает о том, что за этим последует. Во многих странах мира многие эксперты уже ощущают дыхание этого зловещего бриза. Я считаю хорошим фактором то, что наша общественность, партии и граждане так горячо откликнулась на китайскую экспансию. Но этого недостаточно. Я убежден, что тема Китая – не может быть повесткой одного дня для политических партий, нельзя ограничиваться одной протестной компанией или митингом для заработка политических очков политиков. Недопустимо обходиться только эмоциональной реакцией заканчивающейся у китайского посольства. Имея в соседях Китай, с общей протяженностью границы в 1670 километров, давно назрела стратегическая необходимость создать в Казахстане Институт Китая. А может быть, правильнее было бы назвать этот институт – Институт Китая, России и США. Казахстан и Центральная Азия – это зона геополитического перехлеста интереса целого ряда государств. Сейчас мы в растущей степени будем ощущать на себе последствия этой Большой геополитической игры, которая происходит и будет происходить на нашей территории. Поэтому, если говорить не о популистской, «митинговой» демократии в нашей стране, а о серьезной зрелой позиции – мы должны ставить вопрос о том, чтобы у нас были серьезные, квалифицированные исследователи, ученые собранные в пока еще несуществующем Институте Китая, России и США. Эти специалисты должны будут пользоваться и научными данными, и оперативными данными, и разведки-сводками. Такой институт значительно укрепит уровень компетентности страны и ее контрразведывательной деятельности. Вот это и будет серьезным подходом в поиске решений стратегических проблем. Я не отрицаю значений митингов, но говоря о 18 годах нашей независимости мы должны сделать из прожитого опыта серьезные выводы, извлечь из этого уроки.

Вызывает удивление информации вроде той, которая пришла после поездки Саудабаева в КНР. Официальные информационные источники Казахстана сообщают о том, что: «Китайская сторона с одобрением отнеслась к инициативе Казахстана о поставках продовольствия» и т.д. В воздухе повисает вопрос – что стоит за этими словами? Рапс или что-то другое? И от власти нет никаких разъяснений. Но сама интонация напомнила мне летопись, где описывается как китайский император Тянь Лу, который принимая послов от хана Абылая в 18 веке и смотрел на них сверху вниз как на вассалов. Меня пугает, что это интонация и взгляд не изменился. И еще больше меня удивляет то, что это не вызывает возмущения. Я замечаю рост людей, которых раньше я называл временщиками, а сейчас по аналогии с героями одной книги – бандерлогами. Они имитируют борьбу с проблемами и соревнуются между собой в масштабах блефа, который они называют государственной политикой. А между тем, все реальные угрозы и проблемы остаются.

Как вы думаете, каковы причины появления в нашем обществе таких субъектов?

- Это старая хворь сознания нашего общества поврежденного тоталитарной системой. В условиях Советской империи страдал человеческий дух, погибло бесчисленное количество людей. Тоталитарное государство приучало нас мыслить фрагментарно, видеть кусок Бытия и не видеть цельной картиной. Очень часто, отсутствие видения целого приводит к тому, что мушка сознания сбивается. Человек неправильно смотрит на ситуацию и стреляет мимо цели, но кроме этого он приучается к очень вялым, беспомощным и бессмысленным формам протеста. У нашей власти своя логика, свое мышление, свои проблемы и я бы сказал своя обреченность. В здоровом обществе – общество корректирует действие власти за счет зрелой, умной, профессиональной гражданской политики. Не давать сбить мушку общественного зрения – очень важная задача как для политиков, так и для граждан.

А что у нас происходит на деле?

- С Китаем общественность хорошо пошумела. Но, несмотря на это – китайское движение в нашу сторону идет полным ходом. Значительные доли казахстанской нефти, урана, газа и других ресурсов страны взяты под контроль КНР. И это дает повод Китаю легализовать свое массированного присутствие в Казахстане. В случае с Китаем, нам нужно проводить более серьезную работу, проводить более глубокие исследования. Но мы частенько сбиваем свой прицел. К примеру, в казахском общественном сознании и исторической литературе можно выделить позицию, согласно которой нашими главными врагами были джунгары. Но, по сути, война казахов с джунгарами была братоубийственной борьбой, ведь казахи и джунгары были осколками конно-кочевой цивилизации, они последние части империи Чингисхана. На казахов давила Российская империя, на джунгар цинский Китай. Китай, возглавляемый маньчжурской династией, осуществил геноцид по отношению к джунгарам, велась тотальная война на уничтожение. Гибель джунгар было трагическим финалом общей номадической цивилизации. Кстати, именно при маньчжурах к Китаю был присоединен Восточный Туркестан, Тибет, часть Монголии, то что позже стало именоваться Внутренней Монголией, и целый ряд территорий Юго-восточной Азии. К сожалению, с 17 века наши писатели и мыслители говорили о джунгарах как о заклятых врагах, но ни слова не говорили о колониальном давлении Китая и России. В прицеле нашей общественной мысли сбита мушка. Зачастую у нас стреляют и попадают в молоко. К сожалению, сейчас у нас прививается вкус к имитации борьбы – у нас сейчас популярны демагогия и популизм, а это «борьба» которая не предполагает завоевание реальных результатов.

В чем вы видите причину моды на такого рода поведение – незрелость гражданского общества, наследие тоталитарной большевистской системы, недостаток зрелой аналитики в общественном сознании?

– У нас не хватает серьезной аналитической оценки узловых процессов в истории. Одной из серьезнейших историческую драм в отечественной истории - это взаимоотношения казахской Степи и Российской империи. Да, в литературе были смелые и глубокие попытки рассмотрения колонизации и подавления степи, прежде всего в произведениях Магауина и Есенберлина, но в истории и политической философии до сих пор эта тема достойно не рассмотрена. Даже в небольшой работе Валерия Михайлова «Хроника Великого джута» мы узнаем как начиная с партии «Алаш» волна за волной истреблялась казахская интеллигенция. Подвергались уничтожению даже сторонники большевистской системы. Основная цель этого подавления была устранение любых сил протеста, прежде всего интеллектуальных.

Члены партии «Алаш» потрясли сознание предреволюционного российского общества. Это были великолепно образованные персоны. В состоянии мощного дисбаланса российского общества - они убедительно доказали исторические права казахов на Степь. Это были образованные люди, глубоко убежденные в святости и правоте своего Дела. Те исторические границы в которых живет современный Казахстан – это величайшая заслуга партии «Алаш». Но алашординцы были полностью истреблены большевиками, поэтому к 30 годам не осталось никого, кто мог бы мобилизовать народ и аккумулировать его волю против хода и последствий коллективизации.

Общество может быть состоятельным только тогда когда узловые события истории себе хорошо представляет. Нужно внимательно изучать и относиться к ключевым событиям истории. Сейчас многие рассуждают, говорят и кричат о китайской экспансии. Но, к сожалению даже в среде интеллигенции, немногие знают про 751 год, когда произошла Таласская битва, в которой объединенные силы арабов и тюрков одержали блестящую победу над китайской армией. Совместные действия арабов и тюрков в Таласской битве изменили историю.

Для нас как воздух необходимо установить доверительные, серьезные и искренне подготовленные отношения с народами Центральной Азии. И здесь нужны переступать через национальные амбиции, через амбиции вождей. Общество должно неустанно работать в этом направлении. Иначе, мы все будем терпеть исторические поражения. К примеру, наш проигрыш Китаю в вопросе трансграничных рек и по земле. И все от того, что мы не смогли договориться с киргизами и таджиками! Хотя с этими народами нас связывают многовековые узы - мы не смогли выступить с единой программой действий. Центральная Азия – это единый историко-культурный регион, Центральная Азия – это один из главных очагов общечеловеческой культуры, этот регион причастен к созданию мировых религий. Это блистательная история общей судьбы и этой истории общего Бытия около двух с половиной тысяч лет!

Даже в отношениях с Россией у нас нет глубоких исследований, мушка сбита. Мы по-прежнему пугливо оглядываемся, у нас еще доминируют окраинно-метропольные отношения. Огромное количество законов принимаемых нашим парламентом – это легкая переработка или прямое заимствование из документов принятых российской Думой. Дух свободы, суверенитета, независимости – до сих пор еще не вышел на арену, не вышел в качестве главной энергии нашего общества. К сожалению, свобода еще не стала нашей главной движущей силой. В нашей новейшей истории сложилась такая ситуация, где люди старой партийной закваски, как президент Назарбаев и его ближайшее окружение – прошли только советскую политическую школу. Они впитали в себя советскую методику, идеологию, философию. Эти люди по сути – осуществители бытия тоталитарных режимов. В современном мире они занимают островное положение. Из прошлого в них сидит много осколков тоталитарного бытия – в сознании, в отношении начальник – подчиненный и во многих других аспектах. Советская тоталитарная система, которая отчасти работает у нас по инерции в современных условиях не то, что дает сбои, но рождает карикатурно-трагические последствия. Преодоление реликтов тоталитарного режима, преодоление зависимости от метропольно-окраинной психологии – одна из самых актуальных задач нашего общества. Для реализации этой тончайшей и важнейшей задачи прежде всего нужны поэты, мыслители, художники, писатели. Но, к сожалению, в нашем обществе считанные единицы могут быть отнесены к этому разряду людей. И еще я с сожалением, наблюдаю людей, который по своей ментальности и характеру близки к балаганно-гаерного типу, или к бандерлогам. В последнее время они активизировались, что проявляется в нападках на подлинных творцов.

СУЛЕЙМЕНОВ

А каковы конкретные примеры?

- Очень показательны нападки людей с психологией бандерлогов на Олжаса Сулейменова. Они позволяют себе называть Сулейменова «ворчливым стариком», обвиняют его в том, что к 70 годам он «не удосужился выучить казахский язык хотя бы на бытовом уровне», обвиняют в том, что Сулейменов якобы обслуживает власть и готов распродать казахстанскую землю. Все это ложь, потому что Сулейменов не только знает и чувствует казахский язык, но изучает целые семьи тюркских языков. И эти злобные, карликовые нападки происходят в Алма-Ате, в городе, который неоднократно воспел Сулейменов. Мы живем на земле, где в свое время была истреблена интеллигенция, где были на корню уничтожены любые возможности коллективного публичного протеста. Немногие позволяли себе мечты о свободе, немногие старались сломать тиски тоталитаризма. Олжас был одним из этих немногих. До сих пор помню строки из первого сборника Сулейменова «Аргамаки»: «Бросим робким тропам грохот копыт в лицо!». Это дух подлинного кочевничества, который он сформулировал в поэзии еще в советское время. Олжас поэт от Бога, которого Всевышний справедливо одарил великолепными данными. Никто не мог декламировать стихи лучше, чем Сулейменов, включая таких поэтов как Рождественский или Евтушенко. Своими стихами Олжас менял людей, он дарил им дух надежды и свободы. Выходя из зала, слушатели не только проникались уважением к собственной личности, но и осознавали себя частью нации. Он, как и Ануар Алимжанов, одним из первых в 60-е годы начал формировать национальное самосознание, а это чувство противоположно националистической гордыне присущей тем, кто сейчас на него набрасывается.

Еще при Хрущеве, мы студенты из Казахстана – создали в Москве национальную просветительскую группу «Жас Тулпар». В нее входили молодые художники, писатели, философы. Недавно достоянием общественности стали документы из архива КГБ, из которых становится ясно, что за нами велось наружное наблюдение, на нас писали доносы, в наши ряды внедряли агентов. В этих доносах про нас писали, что мы позволяли себе разговоры о свободном независимом Казахстане, о том, что мы являемся сырьевым придатком и мы желаем перемен. Я помню, что одним из первых, кто вдохновлял нас в далеком 1961 году, был Олжас, который всю ночь читал нам в общежитии Литературного института в Москве свои неопубликованные стихи. Один из тех, кто с ужимками, откровенной ложью атакует сейчас Олжаса, пишет: «Сулейменов – русскоязычный, а такие и готовы продать родную землю». А как же экс-аким Алакольского района, который в тайне от общества подготовил документы и условия, чтобы отдать земли в районе Джунгарских ворот китайцам? Он что – был русскоязычным? Нет. Но факт казахскоязычия не помешал ему готовить это преступление. А разве вопросы продажи газа, урана и нефти – решаются только в русскоязычной среде?

По ряду вопросов я не согласен с Олжасом. Но я видел и помню, в каких условиях создавалась книга «Аз и Я». Тогда Сулейменов отважно шел по лезвию ножа и я видел, в каких экстремальных условиях он находился. Помню, какое благородство продемонстрировал Олжас, когда Кунаева сняли на пленуме ЦК КПК, а он подошел к Димашу Ахмедовичу и поддержал его. У Олжаса Сулейменова есть кодекс мужской чести и он давно доказал, что стоит выше власти. Олжас – Высокий на все времена. Да, в джунглях нашего общества хватает бандерлогов, но во многом благодаря таким людям как Сулейменов, который ведет громадную духовную работу, у нас рождаются и живут по-настоящему светлые и порядочные люди.

НАУКА

Сейчас высказываются самые разные мнения по поводу настоящего и будущего отечественной науки. Вы как представитель творческо-научной интеллигенции как оцениваете ситуацию?

- Да, следует признать, что мы наблюдаем развал отечественной науки. А это первый показатель деградации общества. Я солидарен с академиком, выдающимся ученым Муратом Гильмановым, который на страницах «Свободы Слова» высказал свое критическое мнение по поводу проекта закона о науке. Академик Гильманов, несмотря на то, что имеет серьезные проблемы со здоровьем, выступил мощно, взвешенно, глубоко с защитой науки. Это был вынужденный шаг подлинного ученого, потому что проект закона о науке де-факто убивает науку в Казахстане. Наука – фундаментальная и важнейшая часть общественного сознания, а когда она так растаптывается необходимо бить в набат.

ОБСЕ, Джакишев, Жовтис

Многие исследователи и журналисты отмечают, что в нашей стране сейчас царит гротеск – с одной стороны председательствование в ОБСЕ, с другой стороны репрессии против Джакишева, Жовтиса, Есергепова. Вам не понаслышке знакомы с действием репрессивной машины, как бы вы оценили сегодняшнюю ситуацию?

- Накануне председательствования – у меня были надежды на то, что в условиях открытости власть будет вынуждена взять курс на демократические реформы, что это благоприятно скажется на общественных отношениях в Казахстане хотя бы на один год. Я допускал возможность, что в Казахстане будут приняты демократические нормы и принципы, свобода слова, свобода собраний и демонстраций, как результат - общество осознает, что это – норма. День текущий пока не оправдывает этих надежд.

В случае с Мухтаром Джакишевым меня потряс тот факт, что у Мухтара и Джамили – пятеро детей. Судилище, невнятица, туман вокруг этого дела вызывают тревогу, потому что такими способами обычно камуфлируются злодеяния. Дети невинно пострадавших закаляются как личности. Я уверен, что пена бандерлогов, захлестнувшая наше общество, схлынет. Мне больно смотреть на страдания Джамили Джакишевой, матери пятерых детей, которая бьется как птица в клетке. Проклятие невинно пострадавших детей, которые глубже всех чувствуют боль и несправедливость, – сокрушительная сила. И этого проклятия должны бояться поступившиеся совестью. Если с бандерлогами не справимся мы, с ними справится то, что казахи называют словом ҚАРҒЫС, испепеляющее проклятие страдающих. Да, много говорят про наше председательствование в ОБСЕ, при этом забывая о человеке, невинно сидящем в тюрьме, забывают о муках его семьи и близких. Я уверен, мы не отдадим будущее Казахстана, будущее своих детей и внуков – в заложники верховодам беззакония. Мы будем бороться адекватно и достойно. По-другому нельзя.

Как вы прокомментируете ситуацию вокруг Евгения Жовтиса?

- Я дружил с отцом Евгения, это был истинно одухотворенный человек. Он первым перевел стихи Магжана Жумабаева, запрещенного в советские годы. За этот поступок Александра Лазаревича уволили из университета. Он был настоящим борцом, достойнейшим гражданином. Евгений Александрович –мужественный человек. Я уверен, Евгений выйдет на свободу еще более сильным и целеустремленным.

Какие знаковые явления вы заметили в последнее время в культуре?

- Мне нравится то, что делает в музыке исполнитель и композитор Шамиль Абильтай. Он одаренный музыкант, создающий мощные кюи. Считаю серьезным то, что сейчас делает в изобразительном искусстве Сауле Сулейменова. Люди на ее работах – как будто выдвинулись из прошлого. Она контактер, а даром контактов с историей мало кто обладает. Фильм, который близок мне – это «Келин» Ермека Турсунова: настоящий «тенгрианский» фильм. На этих художников нападают все те же бандерлоги, качающиеся на лианах. У бандерлогов нет челюстей аллигатора – но в их зубах есть яд, они не могут загрызть человека, но могут нанести болезненные раны. Я говорю об этом, чтобы общество не забывало защищать людей, ниспосланных судьбой для осуществления человеколюбивых миссий. Мы разберемся с серьезными проблемами, включая социальные, пограничные вопросы, проблемы коррупции, экологии и другие, при одном условии – если мы сумеем сохранить себя людьми.

 


Автор Комментарий
Аватар пользователя ШАКАНТАЙ.
Сообщений: 4
С нами c 2007-02-08

"Я вынужден сказать эти тяжелые слова, потому что общество легко смиряется со словами и действиями людей не имеющими подлинного знания, не имеющими исторического мышления, людьми, которые абсолютизируют собственную значимость и неординарность на примере какого-нибудь одного из своих предков, который якобы отличился в поединках с джунгарами."

=========================

оч интересно знать их поименно))) если, возможно

 
Аватар пользователя maditay.
Сообщений: 2
С нами c 2010-10-01

Таласская битва была между арабами-захватчиками и китайцами-агрессорами - и те и другие пришли по нашу землю. Тюрки наблюдали за битвой... и решив что всетаки хуже китайцев неможет никого быть ударили им в тыл.

Никакой совместной битвы тюрков и арабов тогда небыло.

Это мягко говоря преувеличение )

 
Аватар пользователя Erjan.
Сообщений: 376
С нами c 2006-12-27

Thanks.. a good interview.. an excellent basis for further discussions..