.По ту сторону Дагдарыса

Тимур Нусимбеков
газета "Свобода слова"

Во все времена и во всех частях света, официальная пропаганда, размещенная в местах массового скопления населения - от ветхозаветных папирусных дощечек до современных многометровых конструкций из пластика и металла, - может поведать о многом не только современнику, но и потомкам. Она может рассказать о состоянии общества и масштабах свободы, мощи или бессилии государства, уровне науки и образования, военном потенциале и состоянии экономики. Основные вехи в истории любого отдельного взятого общества можно рассказать по артефактам государственной пропаганды.

Мистические цивилизации инков и майя оставили на стенах своих замков и храмов цветные фрески с закодированным описанием рождения, жизни и крахе своих империй. О перипетиях в жизни египетских фараонов и их подданных мы знаем во многом благодаря всем известному визуальному контенту на вечных пирамидах. Тюркские каганы, шаньюи гуннов, ханы карлуков пользуясь руническим письмом, арабской вязью или древнеуйгурской письменностью, рассказывали о своих триумфах и поражениях на гигантских каменных стелах во всех углах Великой степи от Онона и Керулена до Волги и Дуная. Каждый школьник сможет не только отличить барельефы персидских императоров от барельефов Pax Romana, но и возможно вспомнит одну-две фразы, слетевшими много веков тому назад, с губ Дария или Юлия Цезаря и зафиксированными в мраморе, бронзе или золоте. Любой образованный человек знает, в какой стране и в какую эпоху лозунг «Liberte, Egalite, Fraternite» (Cвобода, Равенство, Братство) впервые появился на плакатах и знаменах. Также как знает, когда и в какой части планеты черная свастика в белом круге стала главным символом государства, вместе с лозунгами, набранными готическим шрифтом, призывающим ликвидировать евреев, гомосексуалистов и коммунистов. И все мы знаем, чем все это закончилось... Слова и визуальные образы, которые выбирают государственные мужи, могут рассказать об очень многом. Почти обо всем... Ведь не зря, для продвижения своих идей в массы - итальянские дожи, китайские императоры, французские короли и османские султаны приглашали - лучших поэтов, архитекторов и художников своего времени.

А теперь направьте свой взгляд за окно. Вы увидите, что вдоль каждой улицы, площади или трассы в любом казахстанском городе – обязательно найдется место билборду с официальной агитацией. Подавляющую часть мест предназначенных для коммерческой наружной рекламы заняла правительственная пропаганда. Это стало одним из характерных признаков влияния мирового кризиса на нашу юную республику. Да, того самого кризиса, который в отечественной официальной прессе именуют звучным, страшным и зубодробительно-метким словом – «дагдарыс». Дагдарыснуло так сильно, что многим компаниям стало не по карману платить за наружную рекламу и потому, опустевшее пространство стали заполнять образы и слова, сформулированные не пиарщиками, маркетологами и копирайтерами рекламных агентств, а чиновниками акиматов и министерств. Большая часть текстовой и визуальной информации размещенной на этих билбордах настолько примечательна, что достойна не только одной статьи, но и обширного исследования в монографиях политологов, культурологов, историков и даже психиатров, специализирующихся на самых сложных девиациях и повреждениях функций головного мозга. Перефразируя знаменитые слова Михаила Булгакова на злобу сегодняшнего дня - дагдарыс затронул не только сортиры банковского и строительного секторов, и обнажил не только проблемы образования, медицины и науки, но, самое прискорбное, повредил головы.

Возьмем, к примеру, очень распространенный афоризм начертанный на десятках билбордов - «Кризис – это экзамен на зрелость общества». Автор этой мысли, вероятно, не знаком с основами биологии. Для живых организмов (будь это медведь, пеликан, человек, или даже, человеческое общество) социально-экономический кризис не может служить экзаменом на зрелость. Зрелость у людей наступает в период пубертата, а не дагдарыса. У мужчин зрелость наступает с началом сперматогенеза, у женщин зрелость наступает с первой овуляцией. Зрелость – это стадия, когда организм достигает способности полового размножения, а не когда он готов сдавать экзамены по кризису и когда экономическая рецессия парализуется ипотеку, банки и строительную индустрию. Хотя, после всем известного заявления о разработке в наших степях препаратов, которые в народе называют «таблетками бессмертия», не исключено, что некоторые отечественные ученые по-другому трактуют основы фундаментальных процессов.

А чего стоит билборды поднимающие экологическую тематику! К примеру, все видели щит с надписью «Природа – колыбель наша». Если продолжать изъясняться в том же метафорически-примитивистском стиле, то можно сказать, что природа – это не только колыбель наша, но и кормилица наша, дом наш, и, в конечном итоге, могила наша. Человек – часть природы, - это также очевидно, как то, что воздух не имеет цвета, а вода не имеет вкуса. Непонятно зачем прописные истины размещать на многометровых щитах. А как можно трактовать билборд с фразой «Трудовой кодекс – это основа трудовых отношений»? Возможно, этот билборд – первый из серии «Кодексы». Следующим может быть щит с надписью «Административный кодекс – это основа административных отношений», позже «Военный устав – это основа военных отношений» и так до билборда «Букварь – это основа детского воспитания». Возможно, мозги авторов таких психоделических билбордов пропитаны систематическим действием каких-то тяжелых психотропных препаратов. В таком случае, здесь должны сказать свое веское слова не только независимые журналисты, но и сотрудники прокуратуры, ведь кодекс госслужащего запрещает прием наркотических препаратов в период службы, тем более на ниве официальной агитации – стратегически важном и ответственном участке. Хотя, можно предположить, что мозги у авторов подобных «посланий» в порядке, а держат они за безнадежных идиотов и олигофренов население казахстанских городов. Вопрос открытый: кто же, адресаты или получатели такого рода «мэссиджей» нуждаются в экстренной госпитализации в психиатрическую клинику?

Часто встречаются, и очень спорные рекламные площади с фотографиями сомнительного качества с еще более сомнительными слоганами. Многие их этих щитов могут стать источником массовых неврозов. Вот, например, то, что касается южной столицы - «Алматы – город-мечта» или «Алматы – город будущего» (на фотографии герб города и бледно-желтые многоэтажные дома, конструкция и дизайн которых устарел еще в прошлом веке). Как известно, рейтинг города складывается из таких важных параметров как уровень общественной безопасности, состояние экологии и гражданских свобод, архитектурная уникальность, защита объектов исторического наследия, уровень коррупции в госаппарате, внедрение инновационных технологий, состояние городской спортивной культуры и арт-объектов. А теперь положа руку на сердце, назовите хотя бы один из пунктов, где мы приближаемся если не к абстрактному «будущему», а хотя бы к современности? На то, чтобы интерпретировать слоганы вроде - «Уделите внимание природе!», «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев остаются важнейшей триединой задачей для нашего государства» и самый популярный - «Через кризис к обновлению и процветанию» - у меня не хватит ни чернил, ни нервов.

Отдельная тема – это не только смысловое содержание наружной агитации (точнее отсутствие этого смысла или его глубокое перевирание), но и внешняя эстетическая форма отечественных билбордов. После посещения столицы РК, Игорь Григорьев, известный российский критик и журналист оставил в своем блоге очень емкое резюме: «Астану можно было бы назвать центральноазиатским Дубаем, если б у казахов было хоть немного вкуса. Количество денег, брошенных на сооружение казахской столицы посреди пустыни, впечатляет. Но вот, скажем, стены внутри той же самой пирамиды Фостера казахи украсили пластмассовым плющом и пластиковыми пальмами». Да, отсутствие вкуса и стиля, к сожалению, касается не только наружной агитации…

Официальная пропаганда в наших населенных пунктах по форме, по содержанию, по глубинной философской сути - больше всего напоминает образцы советской пропаганды застойного периода. Известно, что в первые годы Страны Советов в государственном агитационном аппарате работали искренние фанаты красной революции и, одновременно, подлинные художники и поэты – Александр Родченко, Казимир Малевич, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Кандинский. Чистки, коллективизация, «раскулачивания», 1937-й – выкосили когорты революционеров-идеалистов, дворян, аристократов духа или запрятал их в концлагеря ГУЛАГа. Диктатура пролетариата в реальности обернулась Шарикократией, Диктатурой шариковых. Как доказало время, порода шариковых выведенных во времена раннего большевизма, благополучно пережила крушение страны в которой зародилось и с высоко поднятыми лицами (или, все таки, мордами?) пережило десятилетие дикого капитализма. В докризисное время шариковы получили свою часть мяса и костей от нефте-долларового пирога. Судя по всему, даже в условиях лютого дагдарыса – исчезать шариковы не намерены. Возможно, они по-собачьи преданно, наивно и искренне верят в то, что даже после кризиса их ждет обновление и процветание. Для популяции шариковых – обновление и процветание – это трансформации только внешнего материалистического характера (новая сучка, новая машина «более крутого» бренда, новая мобила, новый банковский счет с новым нулями и т.д.). На Востоке говорят, что от частого упоминания слова «халва» - во рту слаще не станет. Если на самый большой рекламный щит поместить огромную фотографию халвы и самым большим шрифтом вывести «ХАЛВА» - жизнь в городе не станет слаще, счастливей и краше. Официальные биллборды, в значительной степени созданы для того же, что и дурацкая картинка, закрывающая дыру на стене в известном советском мультфильме. Они отвлекают наше внимание от реальных проблем - кое-как залатанных дорог и трасс, от пенсионеров, детдомовцев и инвалидов курсирующих между автомобилями с протянутыми руками, от гаишников «оформляющих» водителей в «неофициальном» порядке, от локальных и глобальных экологические катастроф. И самое главное, рекламные щиты обещающие нам скорую сдачу экзамен на Дагдарыс или пророчествующие о наступление годов процветания, безопасности и бесплатной халвы – камуфлируют шариковых вокруг нас, над нами и внутри нас. Нужно по капле выдавить из себя шарикова, только тогда можно будет встать с четырех лап и двигаться на встречу к Зрелости.


Автор Комментарий
Аватар пользователя garryson.
Сообщений: 1
С нами c 2013-09-09

Спасибо за познавательную статейку. Обязательно вернусь на сайт еще.

 
Аноним (не проверено)
Аватар пользователя Аноним.

Интересная статья, спасибо автору

 
местный художник (не проверено)
Аватар пользователя местный художник.

Браво, автор, и браво какой-то Григорьев тоже.
Браво, но я бы не согласился с одной вещью, и добавил две.

Не согласился бы с автором вот в чем.
Вы начали про каменный уголь, а пишите про листья.
А между тем, по науке листья идут только на перегной почвы, а чтобы получился каменный уголь, здесь одного дерева мало, и леса с лесополосой также мало. Здесь главный производитель, как Вы знаете, время.
Вы честно беспокоитесь о листьях, о их влиянии на перегной почвы и влиянии почвы на жизнь червей, а между тем, что дела червям до листьев, если они по уши в земле, в перегное, когда такое творится…

А творится очевидное - наша столица.
Творится как Четвертый Рим, а это уже message для временного пласта.
На нем деяния его отпечатаются, а не поползновения червей…

Но делается наша новая столица так, как делались когда-то стенгазеты. Знаете, что такое стенгазета? Стенгазета – это культура.
И второе, делают нашу столицу те люди, которые знают толк в стенгазетах, и это президент и вся его президентская рать. А в результате мы периодически видим, как вводятся «объекты», которые в эстетическом смысле есть не что иное, как чеканка по жести, есть такое искусство.
А получается все время она, потому что к утру надо успеть вывесить, такая вот культура у стенгазеты, у президента и всей его рати.

Если на нашу столицу, да и на нашу жизнь, посмотреть с вершины реальной пирамиды Хеопса?
Блестит, да, особенно стеклянная пирамида. А в реальности она обыкновенная чеканка по жести.
И это за десять лет и за 25 млрд. долларов.

Как местный художник ответственно заявляю: наша столица это есть чеканка по жести, на тему: листья падают, кружатся во времени, звуки музыки славно зовут…

С уважением
К автору свободных слов.

…Ручей впадает в реку.

 
Даурен Жамбайбеков (не проверено)
Аватар пользователя Даурен Жамбайбеков.

Добротный текст. +100

(еще бы орфографические ошибки убрать)