Никогда не договаривайтесь с дьяволом


В прокат вышел «Морфий», новый радикальный опыт скандального режиссера Алексея Балабанова

...Не знаю, что в итоге могло бы получиться у Сергея Бодрова, трудно судить, но у его друга Алексея Балабанова получилось нечто такое, что я бы лично слабонервным не рекомендовала.

Хватит с них «Груза 200», эхо которого до сих пор отзывается на наших необъятных просторах: мол, как посмел, сатанист эдакий, так оболгать все чистое и светлое, чем мы жили еще недавно.

(В скобках замечу, что под «чистым» и «светлым» хулители одного из самых талантливых российских режиссеров разумеют почему-то конец эпохи застоя.

Ностальгируют, стало быть...

Интересно, что скажут эти хулители теперь, когда Балабанов «оболгал» начало конца, то бишь революцию 17 года, чьи раскаты доходят и до местечка, где практикует юный врач?

Смешав в одном бокале коктейль из двух произведений Булгакова, Балабанов покажет нам все тяготы жизни провинциального лекаря. Который мастерски - справившись по-быстрому со шпаргалкой - делает чудовищные операции.

То раздробленную ногу отрежет, то вытащит полузадохшегося ребеночка из чрева умирающей матери, то рассечет горло уже синеющей девочке. При этом сам эскулап все время находится под кайфом: не уколовшись с утра морфием, он не может ни жить, ни работать, ни даже говорить.

...Чуть отвлекшись непосредственно от фильма, можно сказать, что тема наркотического опьянения, бреда, наваждения - боюсь, вечная тема для России.

«Морфий» появился удивительно вовремя, когда всех нас разом сняли с нефтяной иглы. Балабанов же демонстрирует, как нас на нее посадили.

Тогда, правда, вместо мифологии нефти зарождалась иная - мифология разрушения, убийства «во имя», тотального хаоса ради непонятного «светлого будущего».

Какое оно там светлое, Балабанов уже показал и в «Грузе», и в «Про уродов и людей» - бесы, о которых предупреждал еще сам знаете кто, наконец воцарились повсеместно.

В «Морфии» же они только-только начинают показывать свои клыки: поначалу из-за угла, осторожно, в порядке, так сказать, обсуждения: когда, например, один уездный врач за столом в приличной компании без стеснения заявляет, что он-де член РСДРП.

Затем - все больше и больше: вот уже и усадьба добрейшего помещика сожжена дотла вместе с ним самим и его дочерью, а городок Углич захвачен убийцами с красным околышем на шапках...

А вот - и врач Поляков видит это из окна - кто-то стаскивает человека с повозки и начинает бить ногами, вдесятером - одного...

Начинается благословенная революция, о которой так мечтал поэт Блок. Только вместо белого венчика из роз - убийства, расстрелы без суда и следствия, уголовный беспредел и прочие удовольствия.

Вот это медленное наркотическое, иначе не скажешь, погружение России во тьму египетскую Балабанов продемонстрировал с непреходящим мастерством.

С тем самым, с каким препарировал нашу советскую действительность еще в «Грузе 200», так возмутившем иных наших лирически настроенных сограждан. Которых, боюсь, смутил не столько знаменитый балабановский «радикализм» и беспощадность, но балабановский подтекст.

Подтекст же страшноватый, не спорю: мы никогда, как будто говорит он, не расстанемся со своим прошлым, не смеясь, не вздыхая, не плача.

Никогда.

Груз всегда будет с нами - отныне и присно и во веки веков.

Еще бы. Недаром рейтинг товарища Сталина продолжает набирать обороты: вот-вот отец всех народов будет объявлен «лучшим человеком России» или что-то в этом духе.

Второй канал вовсю старается, до такой степени, что даже лояльный к властям и их игрищам «Первый» не выдержал и показал «Привет от Кобы», документалку о молодом Сталине. Налетчике, гопстопнике, главаре банды, двойном агенте и прочая, прочая.

Имеющие уши да услышат. Однако - не слышат, талдычат что-то свое - начиная от «великой эпохи» и кончая уж совсем циническим «лес рубят - щепки летят».

При этом совершенно непонятно, на кой обывателю-то, только-только осевшему в собственной уютной квартирке, все эти великие переломы, великие эпохи, большие скачки и т.д.?

Да ни на кой.

Рассуждать о них можно апостериори, когда это уже случилось, и случилось с другими, а не с тобой. Наподобие европейских леваков, вроде того же Сартра, что одобрял Полпота, развалившись в своих креслах в безопасном Париже.

Предложи сейчас сталинисту - скажем, г-ну Газманову, спевшему недавно что-то наподобие гимна СССР в стиле рэпа, - расстаться со своей нехилой дачей во славу революции, что он на это скажет? Да, г-н Газманов, зажирели, пора вас таки уплотнить.

Хорошо славить СССР, красных дьяволят, Троцкого, сидя на кухне. Ну а в лагере вас уже не спросят, не станут осведомляться о ваших взглядах...

Так-то вот.

На такие размышления навел меня этот фильм, сам похожий на наркотическое видение. Видение больной России, что даже не тщится сбросить с себя этот сладкий обман.

Как не тщится молодой доктор, погибающий в страшной глуши, среди неравных себе, избавиться от наркотической зависимости.

В реальности Михаил Афанасьевич Булгаков от морфия все же избавился. Чтобы, как вы знаете, погибнуть - правда, много позже - от некроза почек. На самом же деле - от произвола властей, наблюдавших за писателем со стороны: как он мучается от натурального голода, безработицы, тяжелейшей депрессии.

Не спас, как известно, и «Батум», сервильная пьеса о молодом Сталине, написанная от отчаяния. Хотя...

В какой-то мере и «Мастер» был незримым диалогом с кремлевским Дракулой. Но это уже тема другой статьи...

...Единственное, о чем - быть может, невольно - предупреждает Балабанов: вам ничто не поможет, никакие договоренности с дьяволом.

Не спасетесь, кем бы вы ни были.

Не надейтесь.

 


Автор Комментарий
Аватар пользователя Аэлита Жумаева.
Сообщений: 1274
С нами c 2006-09-10

"Штаты с со своими рассистами сами себя скоро уничтожат"

а Россия со своим скинхэдами?

 
Тиколяй (не проверено)
Аватар пользователя Тиколяй.

Россия большая на окраинах одно в центре другие понятки. Но не надо Сталина путать с Путиным. И ваще Путин выведет страну из кризисного болота. Нона местах ему нужна поддержка. Тогда у Росии есть все возможности одолеть Штаты. А вот с Китаем надо дружить. Штаты с со своими рассистами сами себя скоро уничтожат. А мир останется и там нужны разумные люди, помнящие бога.

 
Аватар пользователя Аэлита Жумаева.
Сообщений: 1274
С нами c 2006-09-10

не понимаю вопроса:

в какой стране? - Диляра живет и работает в Москве.  

статья не понравилась? - любое мнение субъективно. никто не мешает высказать свою точку зрения.

или что-то другое?

 
Аноним (не проверено)
Аватар пользователя Аноним.

у нас в стране есть нормальные нормальные журналисты?