…Надцать вопросов для Аэлиты

Вадим Дергачев
"Рандеву" #1 2004 г.

Аэлита ЖумаеваАэлита Жумаева – руководитель одноименной московской дизайн-студии, создательница и сетевой издатель сайта "Арба", дизайнер, работающий для всемирно известных брендов и московских модных журналов, - родом из Алма-Аты.
Она давно уже живет в Москве, или, как она предпочитает писать в электронной почте – "в мск". Аэлита так и не стала, по ее внутреннему убеждению, москвичкой, оставаясь связанной с родиной чем-то гораздо большим, чем прописка. Вряд ли вы сможете сходу назвать человека, который больше работает на наши культурные связи, чем Аэлита Жумаева (причем должен заметить: ей за это не платят).
Любят всегда за что-то: я люблю Аэлитку не только за то, что она делает – за что еще, я попытаюсь рассказать.

Аэлитка, так случилось, что сайт, который ты создала, победил сразу в двух номинациях на родине?
На Первом казахстанском конкурсе Web-сайтов Всемирный независимый казахстанский журнал "Арба" отмечен в двух номинациях – Сетевые издания (2-е место) и Культура (3-е место).

А победить на родине - это тебе не фунт изюма. Мне кажется, это значит больше, чем признание в других городах мира, сразу вслед за этим твоя студия получила профессиональную премию 2 степени в первом всероссийском конкурсе рекламных возможностей "ПРОФИ".
Да, в номинации "печатная реклама" за фирменный стиль для арт-кафе "Абсент. Искусственный рай"

Итак, у тебя есть студия "Аэлиты Жумаевой", ты работаешь для модных журналов, ты создала сайт АРБА. Ты кто прежде всего? Дизайнер, художник, сетевой издатель, женщина?
Прежде всего, я – Аэлита Жумаева. Все остальное - лишь внешние проявления моей сущности. Родись я мальчиком, была бы такой же, ну может чуть смелее, чуть напористее, но сама суть от этого не изменилась бы. Мне кажется, я не из породы женщин-женщин до кончиков ногтей. Мне нравится быть привлекательной, но я не буду "истеричить" из-за плохой прически. И еще умею дружить с мужчинами по-настоящему. Возможно, это благодаря моему сыну. Вообще-то у меня в жизни почти все благодаря моему сыну.

Ты живешь, может быть, не всегда, "как все". Потому - вопросы, начиная с детства. Это вопросы, не очень связанные с биографией, поэтому если сочтешь нужным – впиши биографию в них, как впишется. Итак…
Я родилась утром ранней весной в одном из центральных родильных домов города Алма-Аты. Мой папа так обрадовался моему появлению на свет, что заказал самый большой торт для мамы. Торт не помещался в окно, и его пришлось разрезать на части и передавать персоналу. Была веселая суматоха, а папа простер руки к небу и громко крикнул маме на последний этаж: "Аэлита!". Так меня и назвали. Позже отец рассказывал мне, что они с мамой нашли младенца, завернутого в блестящее покрывало, в месте, где с неба упала звезда. Это была я, поздний и четвертый по счету ребенок. Нетрудно догадаться, что в раннем детстве отец меня сильно любил, и это не могло не отразиться на моей жизни в дальнейшем. Мое детство прошло в тихом, милом и солнечном, самом уютном городе мира – в Алма-Ате. Это мое место под солнцем. Когда мы были на самом пике возраста - самоутверждения, мы с гордостью говорили, что мы - алма-атинцы. Это было чем-то особенным, по значимости сродни "масонской ложе". Наверно, благодаря этому я не потерялась в Москве, не было комплекса провинциала, который присущ большинству приезжих.

Чем занимались твои родители и родные?
И мама, и папа - из семей писателей. Мои дедушки вместе учились на факультете журналистики. Один погиб под Сталинградом, а второй дошел до Берлина и позже стал директором литфонда Союза писателей Казахстана. Мои же родители так и не выучились – ранний брак по страстной любви. Мама бросила Институт культуры, когда сбежала из дома с моим будущим отцом. А папа учился в музыкальном училище на певческом отделении. У него был прекрасный тенор. Однажды из-за простуды у него пропал голос, врачи запретили петь. Пришлось искать что-то другое, папа поступил на исторический факультет, а к тому времени у него была семья, начались суровые будни… И он пошел работать в телеателье, а в дальнейшем за свои изобретения и рационализаторские предложения стал членом ВОИР. Я только сейчас понимаю, сколько любви к жизни у моего отца! Если бы он родился позже лет на 20-30, то, я уверена, сегодня был бы крупным бизнесменом. Все эти подробности для меня сейчас особенно важны, потому что я была бы совсем другой. Если бы отец не любил так жизнь, а мама не вызывала восхищение окружающих своей аристократической статью; если бы я не проводила свои каникулы в доме бабушки под стук печатной машинки, среди книг, розовых грядок и большого яблоневого сада… Все важно, каждая мелочь.

А что ярче всего запомнилось?
Когда меня так спрашивают, я начинаю выбирать из воспоминаний…у меня их много. Вот, например, не просто яркое впечатление, но событие, которое повлияло на мое отношение к людям. Однажды вечером папа пришел с работы с незнакомыми дедушкой и бабушкой. Мои родители их накормили, уложили спать в нашей детской, а нас всех забрали к себе в комнату. Мне было обидно, почему я должна спать не у себя, а отец сказал, что эти люди приехали из деревни помолиться в Никольский собор, а на обратный автобус не успели. Вот он их и привел - не оставаться же людям на улице. Сегодня подобное поведение покажется безумным. Но меня восхищает отцовский поступок, причем он сам, возможно, и не помнит об этом, потому что не думал, что совершал "подвиг".

Помнишь ли ты себя в тринадцать лет?
О! Да! Сколько слез было пролито мною из-за моих пухлых губ, которые потом оказались вдруг жутко модными. Моя самая близкая подружка уже вовсю целовалась с парнем на переменках, а на меня никто не смотрел вообще. Зато я была лучшим другом у парней моих подружек. Это называется "свой парень". Ну, я читала, занималась спортом, ходила в изостудию при Дворце пионеров и еще была членом малого актива зрителей в Театре юного зрителя - того, что находился на углу улицы Калинина и проспекта Коммунистического, а потом сгорел.

С какого времени ты себя ощутила дизайнером? Были в детстве "толчки" к творчеству?
Творчество выходило из меня с такой силой, что родители не успевали менять обои. Я рисовала всегда, начиная с "несознательного" возраста! А еще мне нравился балет, и я ходила на больших пальцах по дому, отчего на всех моих домашних тапочках очень быстро появлялись дыры.

Чем ты занималась в Советском Союзе, и в какой момент заметила, что он закончился?
В Союзе я все время чему-то училась, тогда это можно было себе позволить. Школа, потом первый институт (заочно) с младенцем на руках, потом второй. Самое смешное, что по окончании второго ВУЗа я подумывала о третьем.

Аэлита, сегодняшний художник или дизайнер - в большей мере, на мой взгляд, писатель. По внутренней структуре. Да или нет?
У всех по-разному. Для меня – да! Просто разные языки, инструменты. Дизайн - более прикладное искусство, но все о том же.

Хотелось ли тебе писать и стать писательницей?
Нет, я никогда не мечтала стать писательницей. Хотя, в свое время, книги для меня были одним из основных источников познания жизни. Я была такой романтической девушкой с книжками. В моей молодости все активно читали, и читали в основном западных писателей. Журнал "Иностранная литература" был просто нарасхват. Помню, даже выписывала журналы "Химия и жизнь" и "Знание - сила" только потому, что там публиковали отличную подборку фантастов. Вообще, та база, которая была наработана, собственно, и является фундаментом моей личности, моего творчества. Как ни банально, но книги развивают воображение.

Разделяешь ли ты жизнь и творчество? И что ты на самом деле думаешь о дизайне? Что такое дизайн? Искусство или прикладной вид творчества? Веришь ли ты всерьез в гендерный дизайн и вообще в гендерное, разделенное искусство?
Возможно, это правильно: работа - отдельно, личная жизнь - отдельно. У меня так не получается. Скажу больше: все, что происходит со мной, с моими друзьями, с природой, погодой, в политике, в мире - прямо или косвенно вовлечено в мой рабочий процесс. Это может показаться странным, ведь дизайн – слишком прикладное искусство. Тем не менее это так. Мир меняется, меняемся и мы вместе с ним. И в дизайне как раз очень важно идти в ногу со временем. Дизайнер должен быть очень чутким, тонко настроенным, чтобы улавливать в воздухе перемены. Дизайн - это стиль мышления, стиль жизни. Мне кажется, что это сугубо женская специальность. А творчество с большой буквы (книги, картины, музыка) по праву принадлежит мужчинам. У них и воображение богаче, и полет более стремительный, без оглядки.

Где ты училась? Насколько это помогло или помешало тебе в жизни?
Свой первый ВУЗ я окончила только для успокоения родителей - ведь я чуть не повторила "подвиг" своей мамы. А вот во второй - Академию художеств Казахстана - я поступила осознанно, будучи мамой первоклассника. Мы с сыном по очереди делали уроки. Мне было очень тяжело угнаться за сокурсниками. Они все после художественного училища, а я со своими, давно забытыми студийными знаниями, плелась в конце. Ужасно стеснялась, и после каждого выставления сравнивая их работы со своими, собиралась бросить институт. Но опять же к разговору о "принцессах": мне это только пошло на пользу. Диплом я защитила на "отлично с похвалой". Это была настоящая победа!

Помнишь ли ты свою первую любовь?
Первая любовь со мной случилась в шесть лет, я влюбилась в соседского мальчика и написала ему записку. Записка каким-то образом оказалась у моей старшей сестры, и она стала смеяться над моими ошибками. Так все и закончилось, мальчик переехал и не узнал о моих чувствах. Никто ничего не заметил, а у меня произошла первая в жизни трагедия. Безусловно, такой опыт мне запомнился на всю жизнь, я стала осторожничать, думать о себе, вернее - о своих недостатках: чтобы найти "принца", нужно самой быть "принцессой". И, возможно, моя жизнь сложилась бы иначе, если бы я была уверена, что я и есть "принцесса" - такая, как есть. Но эта неуспокоенность и желание быть пресловутой "принцессой" вывели меня на единственно верный путь в моей жизни. Мы с ним не были близки, да и не могли в силу обстоятельств. Но все, кто нам был когда-либо дорог, оставляют след в нашей душе. Кто бы мог подумать, что я спустя столько лет буду испытывать благодарность к тому мальчику с третьего этажа за то, что стала "принцессой"!

Скажи, пожалуйста, много ли ты путешествуешь?
Путешествовать люблю! Страсть к перемещениям в пространстве заложена во мне генетически, я думаю. А может, свойство характера - пока я в этом не разобралась до конца. Знаешь, есть у меня открытость всему новому, невиданному, и потому я вечно в поиске. В последнее время мне часто приходилось по работе выезжать в Стамбул - вечный город, второй Рим. Со мной можно спорить, но невозможно не влюбиться в эту гремучую смесь Европы и Азии, в эти перетекания из модерна в хайтек: в тягучий напев муэдзина, разливающийся по городу; в Софийский собор и бесчисленный ряд минаретов, возвышающихся над мечетями прямо в небеса. Красиво! Как музыка. Люди всюду ведут себя почти одинаково. Где-то спокойнее, где-то эмоциональнее, где-то мягче, где-то сдержаннее, но везде доброжелательно. На нас не похожи: во взгляде нет тревоги и суеты. Понятно, я говорю о Москве, потому что в Алма-Ате народ поспокойнее будет.

Ты вот любишь кино, а за что? Не думаешь ли ты, что кино просто обманывает человека?
Я смотрю кино, читаю книги, хожу на выставки, слушаю музыку, впитываю в себя все, что происходит вокруг меня – это естественно. Я хочу сказать, что мы все являемся частью единого целого. Работает закон сохранения энергии. А кино, особенно если это красивое, качественное кино – это такой выплеск! Когда ты видишь, слышишь, чувствуешь и понимаешь. Это как влюбленность. У меня с кинематографом перманентное состояние флирта. Я без этого не могу жить. Возможно, кино дает иллюзию, но это же прекрасно, что мы еще способны предаваться иллюзиям и позволять себя обманывать. Значит, еще не все потеряно. Но надо сказать, что кино я полюбила в более зрелом возрасте.

Думаешь ли ты, что еще можно читать книги – не вчера, не в детстве, а сегодня? Как менялись твои пристрастия?
Сегодня это, наверное, труднее чем раньше, но по-прежнему возможно. Мои пристрастия меняются вместе со мной. Был период, я зачитывалась Достоевским. Потом - Хемингуэй, Воннегут, Кортасар, Борхес, Кафка, Фолкнер, Оэ, Акутагава, Сен Сенагон, Гессе… Затем несколько лет отличной фантастики, потом Булгаков, Тэффи, Набоков. Можно долго продолжать. Я не переросла этих авторов, они все во мне. В последнее время - Рю Мураками, Стюарт Хоум, Бегбедер, есть прекрасные скандинавские авторы… Хорошую литературу читать - для меня потребность. Только у всех свои "правильные" книжки. Сейчас я читаю меньше, мало времени. А бывают дни, когда я вообще не могу ни читать, ни смотреть кино: голова не воспринимает, хочется покоя. В такие вечера я валяюсь в ванне и решаю кроссворды.

Аэлита, что доставляет тебе самое большое удовольствие в работе, и чего ты не любишь делать?
Не забывай, что я работаю для людей. Очень многое зависит от клиента: если он не сильно активно вмешивается в процесс создания, то все получается быстро и красиво. И я получаю гигантское удовольствие не только от результата, но и от процесса. А бывают такие зануды, что легче отказаться от работы.

Какое событие в жизни ты считаешь главным и почему?
Главное событие - рождение моего сына. Когда я развелась с его отцом, и мы остались вдвоем с Ануаром, ему было всего четыре года. Мой сын научил меня любить, понимать людей, я на многие вещи стала смотреть по-новому, мне многое стало понятным. Я увидела своих родителей в новом свете, научилась защищать себя и его, научилась ценить жизнь и на мир смотреть глазами моего малыша. Это было как второе рождение. У всех по-разному складывается, мое спасение пришло через любовь к сыну.

Плохи ли люди сегодня? И какими они будут завтра? Ты знаешь или нет?
Не могу однозначно ответить. Люди такие разные. Сейчас он алкоголик и хам, а через минуту бросится в горящий дом спасать ребенка. Как оценить? И кто я такая, чтобы оценивать людей? Мы все состоим из разных качеств - в какой момент наша слабость окажется силой и наоборот, никому не известно. Одно могу сказать, что я не мизантроп. Я по-своему стараюсь научиться понимать и прощать человеческие слабости. Наверное, люди все-таки хорошие, потому что есть надежда.

Ты, кажется, не очень жалуешь Америку - это твой личный "антиглобалистский" проект, или эстетическое неприятие? Или…
Ну, вот так рождаются слухи. Я не люблю массовую культуру, которую с удовольствием перенимают наши соотечественники. Я против унификации. Мне не нравится ситуация в Ираке, но, поскольку я не считаю, что достаточно владею информацией, то предпочитаю об этом не говорить, чтобы не вводить в заблуждение тех, кто со мной считается. Ведь ты не будешь утверждать, что масс-медиа – это истина в последней инстанции?

Я, к несчастью, почти невосприимчив к музыке – точнее, я многого не запоминаю, – но люди любят музыку. Ты любишь музыку?
Ты знаешь, иногда мне кажется, что у меня в роду были негры. Я безумно люблю музыку. И танцевать. Это такое удовольствие! Бывали периоды, я даже стресс таким образом снимала.

Думаешь ли ты, что мужчины агрессивнее женщин? Ты понимаешь мужчин?
Я не считаю, что мужчины агрессивнее – это миф, который уже давно развенчан. Мужчины - менее земные существа, чем женщины. А женщины упорядочивают их земную жизнь. Но мужчины и женщины никогда не поймут друг друга, ибо это нарушит принципы мироустройства.

Любовь, жалость, помощь – расставь, пожалуйста, эти слова в своем порядке. Чего-то не хватает?
Любовь, жалость, помощь, любовь…

Где ты себя сейчас чаще всего находишь, когда неожиданно задумываешься – дома, на работе, где-то еще?
Я не запоминала. В ванне, в ресторане, в офисе, в машине, когда стою в пробке. Да где угодно.

Твоя версия рая – это где? Что там такое происходит, кто будет там и чем будет заниматься?
Понятия "рай" и "ад" для меня из области эзотерики. Если пытаться описать, то я не буду оригинальной: это какой-нибудь из солнечных островов, океан, и рядом мой любимый. А если по ощущениям, то это взаимная любовь. Помнишь такую народную мудрость: "с милым и в шалаше – рай!"

Кажется ли тебе, что такие персонажи, как, скажем, Гитлер, тоже в раю, потому что ада нет? Или все-таки есть?
А Ленин? Вадик, все условно. Понимаешь, если живешь по совести, в ладу с самим собой, то не возникнет в конце пути проблем с сатисфакцией. Ведь самые страшные муки - муки совести на смертном одре. Это моя версия, я не религиозный человек.

Мы, разумеется, только люди, но все же…Человек живет для себя или для других? И где он живет – в мире, в социуме, или еще где-то? Вот ты где живешь?
И для себя, и для других, по принципу - от частного к общему. С другой стороны, человек странное существо: живя в социуме, отгораживается своим микромиром – квартира с подходящими обоями, друзья, хобби. Может быть, наш большой общий мир несовершенен. Или человек по своей сути противоречив, и это такой способ существования – "жизнь – война".

И последнее: ты любишь любить людей?
Мне кажется, что этот вопрос из области фетишизма. Отчасти мы все эгоистичны в своих самых альтруистических проявлениях. Я тебя разочарую – я не люблю любить публично, демонстративно, для галочки.


Автор Комментарий
Аноним
Аватар пользователя Аноним.

Очень интересное интервью. Активная жизненная позиция. Заряжает энергией.