Судебная система в исламе: Развитие судопроизводства при правлении Омейядской династии халифов


Период правления Омейядской династии является одной из знаменательной в истории мусульманской государственности. Считается что мусульманское право начало развиваться под конец правления династии Омейядов и к началу правления династии Аббасидов. Так как к этому периоду началась последовательная систематизация источников мусульманского права.

 Продолжение, начало здесь…

Вступление

Если не брать в расчёт период откровения, т.е. период формирования Корана, также кодификации Корана, периодом зарождения можно считать формирования Мекканского фикха. Мекканский фикх формировался такими выдающими личностями как Абдуллах ибн Аббас, племянник пророка Мухаммеда, Ата ибн Аби Раби и Амр ибн Динар. Их по справедливости можно считать основоположниками мусульманской юриспруденции - фикха. Все они жили и творили в период правления Омейядов. А если так, то Омейядский период можно считать ключевым периодом в истории мусульманского права, так как историки замалчивают об этом периоде.
В основном все исследования в мусульманском праве приходятся на период Аббасидов. Несомненно период Аббасидов был одним из ярких периодов мусульманского права, в то время были формированы основные школы юриспруденции и систематизированы предания о Пророке Мухаммеде. Одним словом данный период был расцветом мусульманского права.

Однако мы не можем игнорировать период Омейядов, как и не можем игнорировать те сто лет который стоят между концом правления праведных халифов и началом правления Аббасидов. Исключено что данный период находился в мёртвом состоянии для мусульманского права.

Этот период ознаменовался расширением мусульманское империи и столконовением только зарождающейся мусульманской культуры с культурам Ближнего Востока, Северной Африки и Южной Европы. Омейяды, а точнее Муавия ибн Абу Суфьян предавитель знатной ветви курейшитов во многом отступил от принципов исламского правления заложенного в Медине. И это объясняется несколькими причинами.

Во первых это отсуствие опыта государственности у арабов, по крайне мере мекканских, у которых государство до возникновения ислама в современном смысле слова отсуствовало. Хотя Муавия являлся несомненно одним из талантливых организаторов и политиков который сохранил единство мусульманской империи в период возможного распада.

Во вторых это была неоднородность народов империи. На востоке жили иранцы представители зороастрийской религии а также как выражались древние греки восточного деспотизма в противовес греческой демократии, на севере обитали сирийцы представители восточного христианства и древневосточных культов, на западе проживали представители иудейской и христианских религий и наконец на юге проживали представители одной из древнейших цивилизаций мира - египетской. Каждый указанный народ имел свою обособленную культуру и администрацию. Управление настолько неоднооднородным государством являлось сложнейшей задачой. Омейяды постоянно сталкивались с постоянными бунтами и восстаними в разных частях империи. Также надо отметить что на самом западе империи находилась ещё одна провинция Испания, прозванная позже арабами Андалусия.

Третье противоречия внутри мусульманской община, так как к началу правления Омейядов, ислам разделился на три течения - суннизм, шиизм и хариджизм, представители последних двух постоянно представляли угрозу правлению Омейядов. Именно воспользовавшись этим противоречием Аббасиды пришли к власти. В силу данных обстоятельств Муавие пришлось поступится исламскими принципами и использовать другие методы управления.

Считается что за образец правления Омейяды использовали сирийскую администрацию. С другой стороны было бы абсурдно утверждать что Муавия остановил процесс развития исламской государственности и права, потому что на платформе государвенности и права созданной Омейядами, была и создана Аббасидская империя.

По мнению Жана Соувагета, период правления династии Омейядов представляет исключительный интерес так как данный период был плохо изучен. Если известно только о политических событиях этого периода, очень мало было исследовано в сфере научного, религиозного и социального развития этого периода.

Во время правления Омейядов, развивалась Мекканская школа, которая стала прототипом для всех мусульманских школ юриспруденции. Но для начала нужно посмотреть что из себя представляла сирийская система правления.

Омейядкая администрация

Основоположником Омейядской государственности по праву можно считать Муавию ибн Абу Суфьяна, представителя древнейшей арабской аристократической династии, которая на момент завоевания Мекки, являлась одним из могущественным племенем. Абу Суфьян, один из главнейших политических врагов в период формирования ислама, являлся довольно умным и дальновидным лидеров. Эти качества были оценены по достоинству Мухаммедом и он был вскоре после завоевания Мекки, назначен губернатором Хиджаза. Данные качества передались его сыновьям Язиду и Муавие которые были достойно оценены вторым халифом Омаром и назначены поочередно губернаторами Сирии.

Таким образом свою политическую деятельность Муавия начал с Сирии что и повлияло на дальнейшие его решения сделать Дамаск столицей халифата и использовать сирийскую систему управления в новом государстве.

Муавия характеризуется своим современниками как невозмутимый и при любых ситуациях остающийся совершенно спокойным человеком с холодной головой. Сохранилось свидетельство что однажды к Муавие пришёл один араб который горел желанием женится на матери Муавии Хинд. Когда он пришёл и заявил о своём намерении, Муавия оставался спокойным и невозмутимым. В ответ он лишь досадно сказал, она ведь стара, на что тот сказал мне нравится её зад. Муавия сказал что если она согласна выйти за него замуж, он может женится. Данный рассказ является одним из многих свидетельств о характере Муавии. Данные качества ему помогли 20 лет управлять огромнейшим мусульмански государством без значительных потрясений.

Началом уже независимого правления можно считать 35 г. хиджры или 657 г от Р.Х. Данный год ознаменовался очень знаменательным и трагическим событием для мусульманской общины - убийством третьего халифа Османа, также представителя Омейядского племени.

После данного события мусульманская община начала безвозвратно разделятся. Первыми выделились хариджиты, которые после битве при Сиффине, были несогласны с решением четвёртого халифа Али. После смерти же Али выделилась новая партия которая поддерживала право потомков Али на халифат - шииты. После убийства Османа, Муавия потребовал наказания убийц Османа от Али, чего последний не сделал симпатируя им. После данного инцидента, Муавия отказался присягать Али как халифу и западная провинция халифата - Сирия в течении нескольких лет вплоть до смерти Али являлась независимой провинцией. Чтобы вернуть Муавию в лоно халифата, Али повёл войска против Муавии и в местечке под названием Сиффин состоялась битва двух армий в которой победителем на первый взгляд явился Али, но скоре оказалось что данное событие сыграло на руку Муавии.

В начале правления, Муавии пришлось прибегнуть к услугам завоёванных народов сирийцев, палестинцев и египтян. Последних он назначал на ответственные но не значительные посты, так как бразды правления логически находились в руках у мусульман.

Несколько слов о самой структуре администрации во время Омеядского господства. Во главе государства стоял халиф из Омейядской династии, который однако был ограничён в своей власти, так как решения ему приходилось принимать после обсуждения с самыми видными представителями династии и некоторых могущественных племён. К абсолютной власти халифа они только пришли к концу правления что и было причиной их падения. Хотя данной утверждение оспоримо, так как ослабление централизованной власти при поздних Омейядах также сделало свой вклад в дело падения Омейядской династии. Также халиф имел право выносить решения согласно своего независимого суждения (раъй).

После халифа стоял его заместитель который в основном занимал должность судьи в Дамаске и когда халиф отлучался его заменял судья из Дамаска или Сирии. Их называли халифат ал-халифа и ярким примером такого заместительства был Билал б. Аби Дардаъ ал-Хазраджи, который заменял Абд ал-Малика, при отсуствии последнего в Дамаске.

Существовал также институт государственного секретаря (катиб), который в современном смысле слова, являлся премьер-министром халифа и позднее в период Аббасидов, данный институт был трансформирован в институт везиров (министров), но это уже было влиянием персидской администрации, нежели сирийской. Одним из ярких примеров института государственного секретаря был Ибн Мукаффа, который был таковым при поздних Омейядах.

В провинциях кроме Сирии, халиф назначал сборщиков налогов (амил) и губернаторов (амир), а в Сирии обязанности губернатора исполнял сам халиф. Губернаторы иногда исполняли функции судей, но судьи не могли исполять функции губернаторов. Губернатор также исполнял функции командующего армии, но были случаи когда и судьи исполняли такие функции. Ярким примером этому служит Фадала б. Убайд ал-Ансари, который во время правления Муавии отвечал в одно и тоже время за военные компании (газв) и судейство (кадаъ). Ал-Ансари был не единственным примером, Абд ал-Рахман б. Ал-Хашас ал-ъУзри, судья Дамаска также исполнял эти функции во время правления халифов Омара ибн Абд ал-Азиза и Язида ибн Абд ал-Малика. Судьи которые исполняли функции армейских командиров имели специальный статус - кади ал-джунд, и которые также исполняли за организацию и установление армейских корпусов.

За порядок и безопасность внутри халифата отвечали начальники полиции (сахиб ал-шурта), которые не только преследовали и ловили преступников но и занимались расследованием преступников и представляли обвинение в суде. В отличие от судей которые только занимались осуществление правосудия, начальники полиции имели право начинать судопроизводство, то есть судьи сами по своей инициативе не могли этого делать. Начальник полиции, подобно прокурору в наши времена, привлекали правонарушителей к ответственности.

Также существовал институт арифов (должностное лицо, которое отвечало за осуществление обычного права), которые отвечали за защиту социальных слоев или другую работу связанную с данной отраслью. Ярким примером является судья Египта, Абд ал-Рахман б. Муавия, который отвечал за защиту сирот в Египте.

Кроме этого, существовало несколько должностных институтов через которые Омейяды осуществляли правосудие.  Это были мухтасиб (надзиратель за моралью или куратор рынка), муаъллим или мукаттиб (школьный учитель) и мударрис ал-фикх (преподаватель права). Все они несмотря на образовательных характер их должностей осуществляли волю халифа в том или ином смысле. Некоторые из них осуществляли судебную власть так как они были осведомленны в правовых вопросах.

Развитие судопроизводства

В период правления Омейядов формировалась не только мусульманская государственность но и судопроизводство. Несмотря на это, данный период малоизучен как исламоведами так и историками права. Йозеф Шахт, автор знаменитой книги «Возникновение мусульманской юриспруденции» был первым который предположил что само мусульманское право берёт своё начало в судебной практике Омейядской администрации и посвятил целый раздел, где изложил свои доводы относительно данной теории.

В частности, Шахт утверждал что основной материал для развития мусульманского права во втором веке, мусульманские юристы брали из судебных решений, где и сложились основные принципы мусульманской юриспруденции. Шахт также утверждал что юридическая практика в Омейядской династии не была унифицирована и данный фактор повлиял на возникновение разных доктрин в отдельных частях халифата, что и привело к возникновению разных школ права. Кроме этого, он утверждал что мусульманская юриспруденция на данном этапе не основывалась на мусульманских принципах, или точнее, Коранических элементах, а чисто на местной практике тех центров халифата которые доминировали в то время.

В период правления данной династии, правосудие осуществлялось губернаторами провинций назначенными халифом или судьями которые назначались самими губернаторами. Существует свидетельство Ионна Дамаскина о наказаниях применяемых в Омейядском халифате, и в данном свидетельстве Шахт усматривает доказательство своего утверждения что Омейядская юриспруденция ещё не пользовалась Кораническими принципами. В частности в данном свидетельстве говорит что мусульманские законодатели применяют удары плетьми в качестве наказания, а не отрубание рук как говорится в Коране (5:38). Также существует свидетельство Ибн Мукаффа, который был государственным секретарём у поздних Омейядов, потом у ранних Аббасидов, в котором автор утверждает Сунна или местная практика школ права основывается не на практике Пророка и первых халифов, а на указах Омейядских халифов.

Гольдциер также указывал на наличие обособленной юридической практики в период правления Омейядской династии. В частности, он приводил свидетельство аль-Якуби, где последний писал о Муавие как о халифе который предпочитает ссылатся на сунну Омара, согласно котором половина состояния оставленного в наследство высокопоставленным чиновником должно взыскиваться в пользу государственной казны.  

Судебная практика в период Омейядов в основном бурно развивалось на делах касающихся брака, развода, фискального права, войны и уголовных наказаний. Так например в Мудаввана ал-Кубра, маликитском юристом Сахнуном приводится следующее решение четвёртого халифа Марвана ибн ал-Хакама, в котором последний выносит решение касающееся развода, которое не соответствует правилу изложенному в Коране. Согласно 237 аяту 2 суры Корана, если развод происходит перед тем как муж и жена совокупляются, в этом случае муж обязан заплатить половину вена, но если муж и жена остаются наедине, данное обстоятельство даёт право жене требовать полную сумму вена. В решении Марвана, данное правило полностью игнорируется и делаются различия касательно места и обстоятельства дела. Данное обстоятельство можно объяснить следуюшим: в момент правления Омейядов, приоритет Коранических норм ещё не был крепко закреплён как и не закреплена ссылка на предания Пророка.

В период правления Омейядских халифов вообще не приходится говорить о преобладании мусульманских норм в юриспруденции, хотя например, анализ некоторых ранних документов говорит об обратном. Например, в Мусаннафе Абд ал-Раззака Санаъни, приводятся многочисленные фетвы мекканских муфти, но надо учитывать один факт мекканские муфти были в основном независимы от центральной власти в Дамаске и поэтому их решения  в основном были подкреплены как и кораническими нормами так и доводами независимого суждения.

Рассмотрение некоторых дел при Омейядских халифах

Сохранились свидетельства в Муватте Малика о некоторых делах которые решались именно при Омейядских халифах. Одним из таких дел является дело касающееся развода, в котором разбиралось значение слова каръ. Человек по имени ал-Ахвас развёлся со своей женой и умер спустя короткое время. У его жены была третья менструация, и она должна была ожидать идду (период ожидания) и вопрос стал о его праве на наследование. С ней на наследство претендовали ещё и сыновья этого человека. Данное дело решалось Муавией, которого попросили быть судьёй между  матерью и сыновьями. Муавия, который не смог решить вопрос самостоятельно, написал Зайду ибн Сабиту в Медине за советом. В данном деле, Ясин Даттон считает что проблема была связана с толкованием фразы салатата куру в Коране 2:228 - ва-л-муталлакату ятараббасна би-анфусихинна саласата куру. Муавие было неясно относилось слово куруъ к менструальным периодам или времени между менструальным периодам. Всё зависило от лингвистического толкования, то есть если слово куруъ относится к самим периодам, то тогда эта женщина имеет право на наследство, а если к времени между периодами то тогда, она не имеет никакого права на наследство. Зайд написал что у женщины разведённой со стороны мужа, началась третья менструация, она считается полностью разведённой и не имеет право на наследство со стороны мужа.

Второе дело касалось прав отца и его внуков на наследство его сына и данное дело тоже решалось Муавией. Муавия также написал по этому вопросу Зайду ибн Сабиту, который ответил что по данному вопросу не существует мнения Пророка, но существует практика халифов Османа и Омара, которые приравнивали отца сына с детьми сына, но его доля должна составлять больше чем этих сыновей.

Третье дело касалось убийства со стороны умалишенного и пьяного. Данный вопрос решался Марваном ибн Хакамом, который в то время был губернатором Медины. Незная что делать в данном вопросе, Марван написал Муавие, который касательно первого случая ответил что за умалишенного его родственники должны заплатить компенсацию, но умалишенный не должен быть казнён; а во втором случае человек который совершил убийство будучи пьяным, должен быть казнён и его пьянство является отягачающем обстоятельством.

Четвёртое дело касалось размера возмещения за ущерб, в котором Омар считал что возмещение за один сломанный зуб является один верблюд, тогда как Муавия в своём решении постановил что возмещением за один зуб является пять верблюдов. Своим решением Муавия значительно увеличил размер компенсации за ущерб и его решение было поддержано поздними юристами со ссылкой на предание от Пророка. Хотя Малик предпочитал устанавливать два верблюда за один зуб, но это было его личное мнение, не основанное на практике.

Пятое дело касалось илаъ т.е. клятвы о воздержании от полового сношения как одной из формы разводов, которая практиковалась в домусульманской Аравии. Халиф Марван ибн Хакам в своём решении постановил что при половом воздержании более четырёх месяцев, брак считается расторгнутым. В своём решении, Марван видимо ссылался на аяты 226-227 2 суры Корана, которая гласила: «Teм, кoтopыe пoклянyтcя o cвoиx жeнax, - выжидaниe чeтыpex мecяцeв. И ecли oни вoзвpaтятcя... , тo, пoиcтинe, Aллax пpoщaющ, милocepд! A ecли oни peшaютcя нa paзвoд, тo, пoиcтинe, Aллax - cлышaщий, знaющий!» Загвоздка заключалась в толковании данного правила в Коране, потому что халиф Али, например, считал что по истечении 4 месяцев, у человека спрашивается, хочет ли он оставить жену. Если он хочет, то ему возвращается она, но Марван считал что по истечении 4 месяцев брак автоматически расторгается. Ясин Даттон считал что неясность исходит из фразы «и если они возвратятся», т.е. не было понятно должны ли они (жены) возвращаться в течении 4 месяцев или они могли вернутся после 4 месяцев и их брак считался востановленным.

Шестое дело касалось ал-батта т.е. безотзывного или абсолютного развода. Проблема была в том что не было ясно составляет ли ал-батта трёхкратный абсолютный развод или всё-таки человек должен произнести слово развожусь три раза. Халиф Марван ибн Хакам постановил что развод посредством произношения ал-батта, т.е. я даю тебе тройной развод, является абсолютным и безотзывным разводом. Но Омар ибн Абд ал-Азиз постановил что развод с формулой ал-батта составляет однократный развод и чтобы был троекратный развод надо произнести слово развод три раза. Позже во время правления Валида ибн Абд аль-Малика, когда тот был в Медине, он спросил мнение аль-Касима ибн Мухаммада и Урвы относительно человека который даёт абсолютный развод одной из четырёх жен - сможет ли он женится на другой сразу и они ответили что сможет это сделать даже если период ожидания (идда) не истёк. Таким образом Ясин Даттон заключает период ожидания касался только женщину но не мужчину.

Седьмое дело касалось тройного развода при свободном выборе жены т.е. жена может сама выбрать каким образом её муж разводится с нею. Халиф Марван постановил что если муж даёт жене права свободно выбирать форму развода (тамлик), и она решает быть разведённой от него тройным разводом, но при этом он не признаёт второй и третий разводы, ему придётся принести клятву что он только намеревался развестись с ней один раз, но не три и поэтому она будет оставаться его женой.

Продолжение следует...

Источники

Коран, перевод И.Ю. Крачковского, Издательство: МНПП "Буква", 1991

The Muwatta of Imam Muhammadб by Muhammed Ibn Al-Hasan Ash-Shaybani (Author), Mohammed Abourrahman (Translator), Abdassamad Clarke (Translator), Turath Publishing; Rev Ed edition (April 2004)

Muwatta' of Imam Malik, Muhammad Rahumuddin (Translator), Kitab Bhavan, India (31 Dec 2000)

Ignaz Goldziher, Muslim Studies, ed. By S.M. Stern, trans. by C.R. Barber and S.M. Stern, Volume II, London, George Allen & Unwin Ltd. Ruskin House, Museum Street, 1971

Harald  Motzki, The Origins of Islamic Jurisprudence: Meccan Fiqh before the Classical Schools: Meccan Fiqh Before the Classical Schools, Brill (26 Oct 2001)

G. R Hawting, The First Dynasty of Islam: The Umayyad Caliphate, AD 661-750,  Routledge; 2 edition (13 Jul 2000)

S.D. Goitein, A Turning Point in the History of Muslim State, in S.D. Goitein, Studies in Islamic History and Institutions, Leiden, E.J. Brill, 1968

Irit Abramski-Bligh, The Judiciary (Qadis) as a Governmental-Administrative Tool in Early Islam, in ed. Wael B. Hallaq, The Formation of Islamic Law, Ashgate Variorum, Vol. 27, Burlington, 2004

Patricia Crone (Author), Martin Hinds, God's Caliph: Religious Authority in the First Centuries of Islam,  Cambridge University Press; New Ed edition (12 Jan 2008)

Joseph Schacht, The Origins of Muhammadan Jurisprudence, ACLS History E-Book Project (Jan 2001)

Yasin Dutton, The Origins of Islamic Law: The Qur'an, the Muwatta' and Madinan Amal,  Routledge; 1 edition (18 Jul 2002)