Аркалык: чудом выживший город. Но шансы на «выздоровление» есть

Дмитрий Верхотуров
Позиция.kz, 27.06.2008

Небольшой городок Аркалык, расположенный в юго-восточном углу Костанайской области, когда-то бывший столицей крупной бокситовой рудно-сырьевой базы, теперь относится к городам социально-экономического бедствия.

Чудо Аркалыка

Аркалык - классическая жертва советской экономической политики. Город был выстроен всего за 10 лет, с 1956 по 1965 годы, в голой степи, возле Тургайского бокситового рудоуправления, которое добывало около 20% бокситовой руды в СССР. Аркалык в 1980-х годах собирались превратить в один из промышленных центров региона: он стал центром Тургайской области, в нем появился крупный аэропорт, способный принимать пассажирские авиалайнеры, началось строительство завода авиационных двигателей.

Крушение советской экономики в конце 1980-х годов перечеркнуло все эти планы. После ликвидации Тургайской области в июне 1988 года, и заморозки программ развития промышленности, город вошел в период сильного социально-экономического упадка, потерял 35% населения и законсервировался в виде отсталого, депрессивного города с монопрофильной промышленностью.

Можно было бы винить во всем распад СССР, но нельзя не увидеть, что уже на стадии создания города были заложены механизмы его последующего крушения.

Во-первых, выбор места для города определялся расположением бокситовых рудников, а не удобством расположения города. В итоге оказалось, что Аркалык не имеет надежного водоснабжения (кроме водохранилища в центре города и двух пересыхающих рек Акжар и Аркалыксай; из названия последней следует, что это не река вовсе, а временный водоток). В Аркалыке можно было бы разместить алюминиевый завод, но помешало как раз отсутствие источников водоснабжения. Город не имеет собственных энергетических ресурсов. Городская застройка оказалась почти со всех сторон окружена карьерными выработками бокситовых рудников и отвалами отработанной горной породы. Аркалык с самого начала был обречен на весьма плачевное существование в виде типичного советского промышленного города с всеми его неудобствами и исключительно плохой окружающей средой.

Во-вторых, не была создана программа развития Тургайской области. В итоге вышло, что крупный промышленный анклав, к тому же монопрофильный, оказался "посажен" в центр обширного сельскохозяйственного района. В итоге получилось, что экономика области имела сырьевой и сельскохозяйственный характер с сильным креном в сторону второго профиля. Подобное сочетание оказалось фатальным. Экономика Тургайской области не могла развиваться за счет собственных ресурсов, требовала дотаций, что и стало главной причиной упразднения области.

В-третьих, не была продумана связь города с другими городами Центрального и Северного Казахстана. Аркалык оказался конечной станцией короткой железнодорожной ветки Есиль - Аркалык, конечным пунктом асфальтированной автотрассы (сильно разбитой и изношенной) Костанай - Есиль - Аркалык, и начальным пунктом грунтовой автодороги (труднопроходимой) Аркалык - Жезказган. Больше никаких средств сообщения городу предложено не было.

Сочетание этих трех факторов, фактически, вынесло приговор городу. Чудо состоит в том, что даже в этих условиях, будучи фактически отрезанным от остального Казахстана, город не исчез с карты. Правда, сейчас город находится на грани выживания, и материалы акимата Аркалыка показывают, что управление им ведется почти постоянно в чрезвычайном режиме.

Значение Аркалыка

Поскольку город не умер, то имеет большой смысл обратить самое пристальное внимание на проблемы его развития. Аркалык представляет собой очень трудную проблему, в которой сочетаются неблагоприятные природные условия, ошибки советского экономического планирования, советское же наплевательское отношение к окружающей среде и людям.

Одно устранение этой проблемы необходимо, поскольку от этого зависит будущее развитие целой части Казахстана.

Аркалык имеет большое значение для развития Центрального Казахстана. Город, расположенный в северных предгорьях гор Улытау, в истоках Тургая, представляет собой единственный крупный населенный пункт по всему течению реки Тургай, а также в западных отрогах гор Улытау, вплоть до Приаральских Каракум. Это своего рода форпост, выдвинутый вглубь засушливых степей Центрального Казахстана.

Развитие этого района имеет большое значение с точки зрения преодоления большого разрыва между Центральным и Западным Казахстаном, формирования общеказахстанской сети дорог, городов, экономических районов.

Транспортный коридор

Аркалык более всего нуждается в хорошем сообщении с другими частями Казахстана. Эта задача, пожалуй, важнее остальных, поскольку никакое экономическое развитие района Аркалыка будет невозможно, если кардинально не улучшить транспортные пути.

Аркалык может стать один из городов на маршруте, соединяющем Северный Казахстан с Южным по наиболее короткому пути. Автодорога Есиль - Аркалык - Жезказган - Кзыл-Орда, несмотря на ее отвратительное качество, тем не менее, проложила трассу для создания полноценного транспортного коридора между двумя крупными казахстанскими регионами.

Поскольку маршрут пролегает в засушливой зоне, а также пересекает Национальный историко-культурный и природный музей-заповедник "Улытау", площадью около 18 млн. гектар, то транспортная артерия должна иметь вид комбинированного транспортного коридора, когда в сравнительно узкой полосе прокладываются автодорога, железная дорога, трубопроводы, линии электропередач и так далее. Поскольку трасса грунтовки Аркалык - Жезказган близко подходит к центральной части заповедника - горе Улытау - то имеет смысл отодвинуть ее к востоку, и провести от Коскела через долину реки Каракенгир до Сетбаева, в обход центральной части гор Улытау. Здесь разработка проекта требует большой осторожности и тщательной проработки, чтобы транспортный коридор не нарушил уникальной природы и культурного достояния гор Улытау.

Возможен и далекий восточный обход Улытау, через Шубаколь и Кызылжар, где имеется железнодорожная ветка.

Этот транспортный коридор имеет от Аркалыка до Кзыл-Орды 737 км по автодороге, и может быть построен достаточно быстро, в силу того, что соединение в Жезказгане с железной дорогой позволяет вести строительство сразу на двух участках (северном: Аркалык - Жезказган, южном: Жезказган - Кзыл-Орда) во встречных направлениях.

Вода

Обеспечение Аркалыка и его дальнейшего развития водными ресурсами - одна из наиболее сложных проблем.  От того, насколько хорошо будет обеспечено решение водной проблемы, зависит дальнейшее развитие и самого города, и прилегающего района, и всего Тургайского региона.

При строительстве города проблему водоснабжения решили путем строительства двух водохранилищ: Акжарского, объемом 16,5 млн. куб.м, и Ащи-Тактинского, объемом 5,2 млн. куб. м. Всего город располагает запасом воды в размере 21,7 млн. куб.м.

Но на водохранилища рассчитывать нельзя. Сильное испарение с поверхности сокращает и без того скудные запасы воды. Подземные воды залегают глубоко и являются минерализованными. Осадков выпадает от 130 до 300 мм в год, чего также недостаточно.

Водоснабжение населенных пунктов этого региона, в первую очередь Аркалыка, можно организовать на основе опыта накопления и сохранения воды, используемого в других засушливых странах. В целом ряде стран  (Иран, Афганистан, Турция, Палестина) в разное время строились подземные туннели и цистерны для сбора и сохранения воды. Эти сооружения позволяли бережно собирать поверхностные стоки, находить и использовать подземные струи, а также исключали испарение воды. В Аркалыке также можно создать подземные водохранилища (например, в виде системы тоннелей большого диаметра), куда будет заливаться вода из рек во время половодья.

Разумеется, система водоснабжения в этом регионе потребует введения жестких стандартов сбережения воды, опреснения соленой воды, повторного использования очищенных сточных вод, и так далее. В сельском хозяйстве также требуется переход к водосберегающим технологиям, вроде капельного орошения.

Энергетика

Аркалык имеет крайне слабую энергетику, основанную на использовании мазута. К томе же город расположен далеко к югу от магистральных ЛЭП, по которым передается электроэнергия с Экибастузских ГРЭС. Однако это не означает, что Аркалык не может иметь собственную энергетику.

Во-первых, в 320 км к северо-западу от Аркалыка, вдоль южного и восточного берегов озера Кушмурун, находится несколько месторождений бурого угля с запасами около 1,3 млрд. тонн. Они находятся в резерве, но в 2007 году акиматом Костанайской области выставлены в качестве инвестиционных проектов.

Для развития тепловой энергетики в Костанайской области не хватает воды. Озеро Кушмурун не может быть источником водоснабжения для ГРЭС из-за небольшого объема воды, к тому же большую часть года солоноватой. Однако решением этой проблемы может быть строительство тепловых электростанций с двухконтурной энергоустановкой, в которой вода используется в качестве теплоносителя в первом контуре, тогда как рабочим телом являются низкокипящие жидкости: фреоны, углеводороды, водоаммиачные смеси. Подобные схемы используются на геотермальных электростанциях, в которых геотермальные воды используются в качестве теплоносителя.

Во-вторых, регион обладает неплохими показателями для развития солнечной энергетики. Здесь 260 ясных дней в году, и 2800-3000 часов солнечного сияния (64-68% от общего возможного количества). Интесивность солнечного излучения такова, что на 1 кв. см поверхности приходится 130-150 ккал тепловой энергии.

Вместо того чтобы считать жаркий климат и сильное солнечное излучение проблемой, нужно использовать его в качестве ресурса. Солнечная энергия может перерабатываться в электроэнергию с помощью фотоэлектрических преобразователей, может использоваться для нагрева воды, а также, с использованием солнечных коллекторов, даже создавать солнечные электростанции с двухконтурной энергоустановкой, вроде вышеописанной. Солнечная энергия в подобной установке нагревает воду-теплоноситель.

Для установки фотоэлементов можно использовать многочисленные карьеры и отвалы, устанавливая как на стенках карьеров, так и на отвалах. Занятые отработанными карьерами и отвалами территории никак больше не могут быть использованы, но могут стать местом размещения больших по площади солнечных электростанций.

Аркалык - наукоград

Если отрешиться от стереотипов и использовать весь накопленный потенциал научных и инженерных разработок, вполне можно и в Аркалыке создать устойчивую инфраструктуру, комфортные условия для жизни и задел для развития.

Недостаток энергетических и водных ресурсов не позволяет разместить в городе энергоемкие производства. Небольшая численность населения - трудоемкие. Потому наиболее перспективным направлением развития Аркалыка может быть только наукоград, то есть один из казахстанских центров развития наукоемких производств в самых разных отраслях. Это может быть разработка и развитие высокоинтенсивных методов сельского хозяйства для условий полупустынной и пустынной зон, отработка опыта создания изолированных агрокомплексов для выращивания различных культур на гидропонике.

Это может быть изучение, отработка и развитие солнечной энергетики для самых разнообразных нужд и для использования в различных отраслях казахстанской экономики. К примеру, весьма перспективно освоение солнечной энергии для получения чистых материалов и сплавов, водорода, когда высокая температура создается с помощью больших солнечных коллекторов (т.н. "солнечных башен"). Это может быть освоение транспортных технологий с применением солнечной энергетики.

При более глубокой разработке этого вопроса возможных направлений для развития наукограда в Аркалыке станет намного больше. Можно даже сделать Аркалык пилотным проектом, и впоследствии тиражировать накопленный опыт для подъема и развития других малых городов Казахстана.


Автор Комментарий
Аватар пользователя Бокова Людмила.
Сообщений: 1
С нами c 2010-06-11

Мне очень тяжело, когда я читаю о состоянии Аркалыка.... Я там жила с родителями с 1956 до 1964 года... Все очень хорошо помню: как по прибытии мы жили в бараках, как я ходила в школу, где в одном помещении было несколько классов, когда построили новую школу со спортзалом, с матерскими для труда, кабинетами химии и физики... Как открылась детская спортивная школа, где я играла в баскетбол, а первый тренер прибыл из Кутаиси... Потом мои родители построили дом на другой строне водохранилища... Все помню - как люди радовались, когда был построен дом культуры, в которм проходила вся культурная жизнь... Народ был из всех концов СССР... Со мной в одном классе учились и чехи. так как их родители устанавливали оборудование и экскаваторы в руднике бокситов...

С тех пор много воды утекло, а и меня судьба унесла в далекую Хорватию, но все равно жаль, что город пропадает.... а  и , наверное, уменьшается число жителей... Казахстан - богатая страна! Неужели не найдут применения для такого места?

 

 
Житель города (не проверено)
Аватар пользователя Житель города.

Аркалык жил, живет и будет жить! Всем жителем города большой РЕСПЕКТ!

 
Philosopher (бывший аркалыкчанин) (не проверено)
Аватар пользователя Philosopher (бывший аркалыкчанин).

Очень верно замечено насчёт казахской политики... :) Всё именно так и есть... :)

 
Аноним (не проверено)
Аватар пользователя Аноним.

Аркалык-жертва не советской,а казахской экономической политики.При Советах город рос и развивался,а при Назарбаеве-почти умер.И таких городов в Казахстане очень много.Впрочем,и в России тоже.

 
Philosopher (бывший аркалыкчанин) (не проверено)
Аватар пользователя Philosopher (бывший аркалыкчанин).

Всё написанное насчёт так называемых шансов на "выздоровление" уже очень сильно смахивает на научную фантастику. В этом "городе", из года в год, абсолютно ничего не меняется, начиная с середины 90-х годов, когда произошёл массовый отток городского населения и началась полнейшая деградация города. Надо быть либо хроническим оптимистом, чтобы верить в такое, либо абсолютно сумасшедшим. Рассуждать о том, что и как надо сделать в Аркалыке, можно до бесконечности, да только на том всё и закончится. Никто ничего там делать не станет, никакого строительства и всего прочего, потому что всё то, о чём написано в статье, требует миллиардных или даже триллионных вложений капитала, а это совсем невыгодно казахскому правительству. Намного проще и дешевле будет переселить оставшееся население "города" в более благополучные районы Казахстана, а затем, весь опустевший жилой массив (вместе с тем, что уже давно разрушено), сровнять с землёй бульдозерами и засыпать сверху зелёным дустом...

 
Бывший житель (не проверено)
Аватар пользователя Бывший житель.

Да надо в первую очередь начать строительство дорог. Это же артерии жизни всей страны. Вспомните, как в той же Америке борьба с Великой депресией началась именно со строительства дорог, что дало в первую очередь работу многим людям,не только занятых на самом строительстве. Начали развиваться другие сопутствующие предприятия, дорожный сервис да и многое другое.