Новые книги для внеклассного чтения


Книги - это не только способ убить время между работой, рестораном, сном, сексом и работой, но и способ обогатить собственный интеллектуальный и эмоциональный опыт чужими  переживаниями, открытиями и достижениями. Есть в спорте такое понятие, как психологическая эргогенная тренировка. Грубо говоря, это набор способов подготовить свой организм к выдающимся достижениям без применения физических усилий, одной силой воображения. Таким же подспорьем в жизни могут стать и книги, если правильно распорядиться почерпнутыми из них сведениями. Главное, не увлекаться. А то можно выпасть из реальности и тупо умереть с голоду, пока вокруг бушует красками пир духа.

В обзоре:
Сергей Минаев. THE ТЕЛКИ
Илиас Меркури. АНТИЛУЗЕР
Бернард Вербер. ДРЕВО ВОЗМОЖНОГО И ДРУГИЕ ИСТОРИИ
Борис Акунин. СМЕРТЬ НА БРУДЕРШАФТ
Олег Курылев. УБИТЬ ФЮРЕРА
Анна Борисова. ТАМ
Andy Riley. THE BUMPER BOOK OF BUNNY SUICIDES

Сергей Минаев. THE ТЕЛКИ
«Литпром». 2008
Выход каждой новой книги Сергея Минаева - праздник для литературных критиков. С яростью праведников, прогоняющих торгующих из храма, набрасываются они на очередной текст того, кто смеет продавать свои бездуховные произведения сотнями тысяч экземпляров. И это в то время, когда российская духовность никак не может подняться из коленно-локтевой позиции, в которой она комфортно пребывает последние не знаю сколько десятилетий. Больше всего радетелей за высокое бесят отсутствие света, надежды, обилие упомянутых брэндов и большие тиражи. Насчет последних, пожалуй, соглашусь - ну, кому приятно, что человек, не успевший еще, как положено на Руси, хлебнуть дерьма большим столовским половником и не погнувший позвоночника, алкая доброго слова от тех же критиков, вдруг становится всенародным любимцем и гребет почет лопатой? Это, конечно, не может не раздражать. Что касается названия брэндов, то человеку далекому от жестко детерминированного мира современного консьюмеризма - когда имя говорит не столько о товаре, сколько о его пользователе - трудно поверить в то, что автор не выеживается, а что-то имеет в виду. Я не защищаю Минаева - глупо защищать того, кто находится на первых строчках хит-парадов. Я хочу сказать, что жизнь не стоит на месте. Мы, собственно, для того и сокрушили тоталитаризм, чтобы каждый из нас имел возможность построить себе рай на земле по индивидуальному проекту. Или ад, если угодно. Или сауну с девками. В рамках действующего законодательства, само собой. Я это к тому, что нет и не может быть в начале 21 века правил, регулирующих как правильно писать роман о современниках. Есть тренды. Минаев - один из них. И свет в конце его тоннеля виден тем, для кого этот тоннель был прорыт. А за все остальное, включая духовность, спрос будет в самом финале нашей общей с вами биографии. И, уверяю вас, многие выводы вас немало удивят.

Илиас Меркури. АНТИЛУЗЕР
«Литпром». 2008 
Сказать, что мой друг и партнер по ряду проектов Илиас Меркури меня сильно удивил, когда объявил о том, что написал роман - это не сказать вообще ничего. Еще больше я был удивлен, когда начал этот роман читать. Я никак не ожидал от человека, который еще десять лет назад разговаривал по-русски со словарем, такого уверенного и свободного владения и нашим языком, и фактурой нашей жизни. Как выяснилось, все эти годы, находясь бок о бок рядом с нами, Илиас не просто работал, тусовался, дружил и отжигал. Он наблюдал, накапливал и анализировал входящую информацию. Надо сказать, что, несмотря на явное сходство русского и греческого менталитетов, взгляд Меркури, как уроженца объединенной Европы, отличается от взгляда исследователя-аборигена, и, надо сказать, в лучшую сторону. Отсутствие отягчающей любое отечественное повествование рефлексии позволяет автору не терять темпа, сохраняя в неприкосновенности на протяжение всей книги упругую ткань повествования. Проще говоря, «Антилузер» - чтение сколь занимательное, столь и поучительное. Внимательный пользователь, посвященный в реалии столичной жизни - а таких среди читателей нашего журнала большинство - без труда узнает в героях романа знакомые черты. Еще один несомненный плюс - издание выходит с приаттаченным к нему почти 60-минутным саундтреком, в исполнении группы «И.Р.А.». Диск состоит из 17 композиций, каждая из которых привязана к определенной части изложенной в книге истории. И последнее. Единственное, чего нет в романе, так это самого Антилузера. Антилузер - это ты. При условии, что сделаешь из прочитанного и прослушанного правильные выводы.

Бернард Вербер. ДРЕВО ВОЗМОЖНОГО И ДРУГИЕ ИСТОРИИ
«Гелеос. Рипол Классик». 2007
Бернард Вербер - один из самых ярких, изобретательных и незамороченных писателей современной Европы. Его «Танатонавты», «Империя Ангелов», «Мы, боги», «Отец наших отцов» мною уже настоятельно рекомендовались. Если вы моим рекомендациям в свое время не последовали, то я оставляю вас на второй год, вы возвращаетесь на семь (или сколько там?) номеров назад и начинаете усиленно работать над собой. Тем же, кто был прилежным учеником и не забывал, что в человеке все, а не только банковский счет, должно быть прекрасно, я рекомендую «Древо возможного и другие истории». Это не столько самостоятельная книга, сколько возможность заглянуть в творческую лабораторию умного человека. В результате прочтения собранных под одной обложкой рассказов становится понятным, как функционирует тот сложный механизм, который превращает простые и вроде бы ни к чему не привязанные идейки в стройные и насыщенные смыслом романы. Этот механизм называется человеческим мозгом. Принимая во внимание то, что мозг Бернарда Вербера процентов на 95 идентичен с мозгом каждого из нас, можно сделать далеко идущие выводы. Тот факт, что все больше и больше моих знакомых пробуют себя на писательском поприще, подтверждает мой оптимизм насчет человеческой природы. Если вы еще не засели за написание романа, то поторопитесь - количество читателей в этой стране ограничено.

Борис Акунин. СМЕРТЬ НА БРУДЕРШАФТ
«АСТ». 2007
Единственное сожаление, которое я испытал при чтении этой книги, так это то, что на ее издание не было потрачено чуть больше денег. Тогда многочисленные иллюстрации сработали именно так, как должны были по задумке автора. Две легких шпионских как бы кино-истории, действие которых разворачивается в 1914 году, проглатываются моментально. Их герои в меру стилизованы, в меру жизненны, в меру неловки и в меру симпатичны. Враги справа, наши слева. Кино и немцы - в самом доброжелательном смысле. Наши - офицеры молодой еще российской военной контрразведки, еще не похожие на суровых бойцов СМЕРШа или въедливых особистов последующих эпох. Вообще, Акунин пишет так, будто и не стоит между тем временем и нашим бетонной толщи лет с  революцией, коллективизацией и прочими вывертами отечественной истории. Россия, которую мы потеряли, в движущихся картинках. По-моему, идеальным экранным воплощением книги был бы мультфильм в лучших традициях советской анимации.

Олег Курылев. УБИТЬ ФЮРЕРА
"ЭКСМО". 2007
Самое главное - ни название, ни обложка ни в коей мере не отражают содержания этой примечательной книги. Чувствуется рука издательских редакторов, попытавшихся втиснуть роман в конвенциональные рамки. За это надо, конечно, строго наказывать. Благодарю провидение, подтолкнувшее меня к покупке, вопреки чудовищной упаковке. Я прочел роман в два приема, с перерывом на короткий сон и скомканный рабочий день. Двое наших из Новосибирского НИИ попадают в предвоенную Германию начала прошлого века. Будучи специалистами именно по немецкой истории и обладая соответствующим набором исторических справок, упрятанных в волшебном дивайсе, они начинают заново кроить собственную биографию, добиваясь предсказуемых успехов в гэмблинге, биржевой игре и виноделии. Но, изменяя историческую ткань вокруг себя, они невольно, меняют и более глобальные расклады. Реальность начинает медленно расходиться с задокументированной историей. В конце концов, наши авантюристы со свойственным русскому человеку, словившему кураж, размахом решают - раз уж пошла такая пьянка - вовсе отменить Первую Мировую. Со всеми вытекающими. Кстати, будущий фюрер - всего лишь одна из боковых ветвей повествования. Примечателен только чисто герасимовский способ его устранения - путем приобретения билета на первый рейс "Титаника". Ну, не прелесть?

Анна Борисова. ТАМ
"КоЛибри". 2008
Нет ничего увлекательней рассказа о необычных путешествиях и открытии  неизведанных миров. Особенно, если речь идет о путешествии за грань жизни, а рассказ ведет человек наблюдательный и не лишенный чувства юмора. В результате самоподрыва террориста-смертника в баре московского аэропорта, расслабляющиеся там граждане различных национальностей и, что существенно,  вероисповеданий проследовали транзитом непосредственно к последнему пункту назначения. Набор персонажей, как в крепко сбитом американском сериале - пьющая россиянка из научных кругов, смертельно больной богатый азиат, одержимые совокуплением французские молодожены, бармен-буддист, афро-литовская проститутка с грудным дитем, охранник из бывших ментов, кинолог-идеалист, пес-боксер Кузя, злой гений терроризма по кличке Ястреб и его подопечный юный шахид. Каждому из них, включая Кузю, автором уготовлен индивидуальный загробный мир в полном соответствии с его  верованиями и жизненными достижениями. Блестящий синопсис, из которого могла бы развернуться многосерийная эпопея не хуже "The Lost". Завидую не читавшим.

Andy Riley. THE BUMPER BOOK OF BUNNY SUICIDES
Hodder & Stoughton. 2007
Этого произведения вы не найдете на книжных полках московских магазинов. Это произведение - для пытливых читателей, для тех, кто из любви к книге способны пересечь тысячи километров первым классом и приобрести в далекой от родины Голландии (Швейцарии, Франции, Андорре (Россия-чемпион!!!) или Америке) влюбившую в себя книжку. Конечно, можно ее и просто заказать через всемирную сеть. Или, лучше, поручить это сделать секретарше, если вы босс, или замминистру, если вы, скажем, министр. Как становится понятно из названия тем, кто не прогуливал английский, произведение это посвящено самоубийству. Но не просто самоубийству, как социальному феномену или как богопротивному занятию, но самоубийству, как способу добровольного ухода из жизни не кого-нибудь, а кролика. Того самого кролика, Banny, лучшего друга детей, кинематографистов и производителей дешевой одежды из меха. Здесь представлены все возможные способы того, как Banny может наконец свести счеты с опостылевшей жизнью. Кстати, кроме заголовка, ничего по-английски читать не придется - все способы доносятся при помощи рисунков. Так что, она может быть рекомендована не только имеющим MBA, второе высшее и профессиональные тренинги за спиной, но и простым бизнесменам, бизнесвуменам и блондинкам. Кстати, рисунки черно-белые, поэтому книга подойдет даже дальтоникам. Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров. После заказа через интернет 766-страничной «Гарри Поттер и орден Феникса», Banny должен дождаться ее доставки, сидя непосредственно под прорезью во входной двери, куда почтальон и вбросит ожидаемую увесистую бандероль. Или в то время, когда все животные, спасаясь от потопа, попарно будут восходить в ковчег, Banny должен с комфортом расположиться неподалеку и, попивая лонгайленд, безмятежно ожидать набегающей волны. Или он должен вскочить на корпус гитары рок-идола в то самый момент, когда разбушевавшийся рокер обрушивает свой Fender на свой Marshall. Или притаиться за мишенью в ведомственном тире. Или подпрыгнуть на батуте так, чтобы попасть под лопасти спускающегося геликоптера. Такие дела...