К Востоку от Запада


В Алматы прошел очередной кинофестиваль «Евразия», в рамках которого было показано неимоверное количество картин - как знаменитых, уже победивших в Канне или Венеции, так и малоизвестных, значащихся под грифом «кино тюркоязычных стран».

Вот это и есть самое интересное: европейских триумфаторов можно увидеть в Европе, тюркоязычные картины и фильмы из Центральной Азии не увидишь нигде, кроме как в Алматы. Соответствующие «декорации» - естественный фон экзотического города, где Восток и Запад, которым, как известно, не сойтись никогда, таки сошлись, - словно оперный задник обрамляют это уникальное в своем роде действо.

Недаром в Алматы поближе к сентябрю стремятся все кинематографисты (во всяком случае, очень многие): получить приглашение на этот «провинциальный» фестиваль едва ли не сложнее, чем добиться аккредитации в Канн. Ибо в Алматы (по сравнению с тем же Канном, где концентрация энергетики иногда способна убить - причем в прямом смысле, один кинокритик покончил с собой прямо на Лазурном берегу) даже звезды - обычно протокольно-вежливые - чувствуют здесь себя гораздо более расслабленными. Скажем, серьезный и деловитый Тео Ангелопулос, авторитетный интеллектуал и непререкаемый классик мирового кино, ретроспектива которого была показана в рамках «Евразии», в Алматы был явно не подъеме - тем более что его картины собирали здесь полные залы. Другой ВИП-гость «Евразии» (быть может, самый парадоксальный и загадочный режиссер современности), китаец Цай-Мин Лян вообще пребывал в состоянии эйфории: тем более что на бесконечных застольях и празднествах его мало кто узнавал и г-ну Цаю не приходилось делать светское лицо и дежурно улыбаться. Когда всех нас повезли в Тургень, и местные жители набросились на «Мэйсона» из «Санты-Барбары», обрядив его в казахский халат и посадив на самое почетное место, г-н Цай блаженно жмурился, сохраняя инкогнито, без конца щелкал фотоаппаратом и тусовался с простыми смертными. В Венеции, где его знает каждая собака, ему приходилось туго: помимо десяти интервью в день, нужно было отбыть повинность на званых обедах, приемах в его честь, на презентациях и премьерах. В Алматы Цай так и не доехал до зрителей, которые терпеливо ждали его в кинотеатре «Цезарь» - видимо, так заворожился красотой Тургени, что просто не успел к премьере.

Будучи законченным интеллигентом по своей природе, он только радовался, что его затмили такие персоны, как Жаклин Биссе, Софи Марсо и Жерар Депардье - звездный десант, высадившийся в конце сентября в Алматы. Кстати, мадам Биссе оказалась столь же демократичной и доступной особой, как и Цай: завтракая в обычной кафешке в центре города, мы с друзьями заметили ее за соседним столиком. Лишь час спустя к ней подошел один-единственный фан, узнавший эту культовую актрису (из-за чего я проспорила бутылку красного, доказывая, что к ней никто так и не подойдет).

Что и говорить, звезды прошлого забываются: и фестивали - «Евразия» в том числе - как раз и существуют для того, чтобы напомнить зрителям о былом величии кино. Поскольку в Алматы прокат арт-кино налажен неважно, для местной интеллигенции ретроспективы Ангелопулоса и Цай Мин-Ляна нужны как воздух. Фестиваль же необходим вдвойне, втройне. Именно здесь, как нигде больше, чувствуется концентрация энергии во время проведения «Евразии»: не всякий может позволить себе поездки в тот же Канн, чтобы увидеть последние культурные хиты. Не стану повторять трюизм, что именно кинематограф способен протягивать незримые нити между культурами; даже литература, более изощренное искусство, делает это медленнее: нужно ждать перевода, титры же делаются в рабочем порядке. Кроме того, язык кино более доступен и демократичен.

Учитывая же то обстоятельство, что такого общего пространства, как бывший СССР, когда мы могли видеть то, что делается в соседних республиках, уже не существует, ценность таких смотров еще более возрастает. Если бы не «Евразия», мимо нас прошли бы такие картины как «Наследство» Гелы Баблуани (абсолютный шедевр, с моей точки зрения), «Повесть Бану» интереснейшего узбекского режиссера Бако Садыкова (о котором во ВГИКе ходили легенды еще в шестидесятых), «Юрта» Аюба Шахобиддинова или, скажем, «Метаморфоза» Геннадия Базарова (довольно забавный кунштюк о шоу самоубийц, снятый буквально за копейки) и так далее.

Не говоря уже о том, что благодаря «Евразии» собственно казахское кино начинает интегрироваться в мировой культурный контекст. Тем более, что «новая волна» постперестроечного кино начиналась именно здесь, со знаменитой «Иглы» Рашида Нугманова и «Конечной остановки» Серика Апрымова.


Автор Комментарий
Аноним (не проверено)
Аватар пользователя Аноним.
Знаменитый итальянский город Венеция уникален своими неповторимыми каналами и мостами, которых, между прочим, в старой части города более 400! Тем не менее, гордость Венеции – вода, сделавшая ее, также является и угрозой – уровень моря постепенно поднимается, а город ежегодно опускается. Тем не менее, венециане живут, празднуя традиционные карнавалы и катаясь на речных трамваях, которые здесь являются основным видом транспорта. Старинные изогнутые 11-метровые гондолы – развлечение для туристов, гораздо более дорогое. Поскольку автомобили в городе под запретом – здесь просто-напросто нет соответствующих дорог, на въезде в город находится весьма комфортабельная, просторная, охраняемая, но очень дорогая парковка, стоимость которой не зависит от времени, проведенного машиной там – даже, простояв 5 минут, оплачивать придется стоянку за сутки. И еще множество интересных и полезных фактов про людей и страны, культуру и искусство, традиции и современность, быт и географию на сайте http://prolis.ru
 
Шпагат Ибрагимов (не проверено)
Аватар пользователя Шпагат Ибрагимов.

Хороший обзор,спасибо!