Страна подражателей или эпитафия по бенчмаркингу


Однажды Джон Мейнард Кейнс в своей книге «Общая теория занятости, выгоды и денег» написал следующее: «Житейская мудрость учит нас, что для репутации лучше традиционно проиграть, чем нетрадиционно преуспеть».

Действительно, во многих случаях, подражание   или следование за остальными является наименее рискованной стратегией, дающей гарантированный результат. Если все конкуренты следуют одной стратегии сложно поступить по-другому. Особенно когда новая стратегия более рискованная, а возможный провал может подвергнуться публичному порицанию. Гораздо удобнее следовать за толпой и в случае неудачи упасть с небольшой высоты, чем проявлять оригинальность, рискуя с треском провалиться в случае неудачи. Никто не хочет быть лузером. «Go with the flow» -  сильное правило. Но парадокс в том, что это правило с равным успехом характеризует мышление типичного лузера. Лузера, которым, в большинстве случаев, движет банальное чувство самосохранения, боязнь риска и нехватка информации.

Мы хотим быть похожими на успешных конкурентов, слепо имитируя их успешные стратегии, не всегда понимая одной истины - имитация лидера не дает гарантий победы. Лидер может быть только один. Он оригинален. Его алхимию невозможно повторить. У каждого лидера свой уникальный путь. В бизнесе правило «второго велосипедиста», идущего в аэродинамическом потоке лидера, а затем делающего решающий победный рывок может не сработать. К тому моменту, когда его нужно будет сделать, психология подражателя настолько проникнет в твою душу, что у тебя не останется ни сил, ни желания. Да и зачем? Ведь это страшно и рискованно. И нет гарантий.

В некотором смысле подражание - стало отличительной чертой казахстанского менталитета, пронизавшего общество на всех уровнях (от государственного аппарата, до бизнеса и потребителей).

Мы живем в скучной стране господа! В стране имитаторов. Вот почему мы много времени проводим в обществе однотипно одетых людей, которые водят однотипные машины и однотипно проводят время в однотипных ресторанах, получая однотипные развлечения. Подражание каскадируется на все слои населения. Оригинальный Patek Phillipe сменяется поддельным, бриллианты на мобильнике - дешевыми стразами, четырехлитровый Prado - таким же, но с менее мощным мотором. Два кубометра идентичных понтов за меньшее бабло.

По примеру успешных стран мы приглашаем именитых архитекторов и возводим лендмарки в надежде стать привлекательными для туристов, мы проводим кинофестивали в надежде стать центром культурной жизни, но этого не происходит. Грезы не сбываются. Почему? Потому что, или «дешево & сердито», или «дорого & глупо». Третьего не дано. Увы, но «дешево & сердито» также пошло, как «дорого & глупо». И пока мы не осознаем этого, Казахстан будет всегда вторичен по отношению к Сингапуру, а Астана к Дубаю, также как Чичваркин будет всегда вторичен по отношению к Ричарду Брэнсону. От конфеты во рту будет всегда оставаться неприятное послевкусие.

Обожествление бенчмаркинга - абсолютное зло. Ты приходишь к топу с оригинальной идеей, а он говорит тебе: «Это клево, но сложно. Спустись на землю сынок. Это рынок, детка. Давай посмотрим на это глазами простого потребителя. Давай проще, примитивнее. Просто сделай так, как у тех. Это проверено, они лидеры». И ты складываешь все слагаемые успеха, но кубик не складывается, потому что теряется главное - изюминка. Та изюминка, что делает лидера лидером, что делает розовую корову сексуально привлекательной в сплошь коричневом стаде.

Многим бизнесменам сподручнее платить за проверенный жмых, дающий гарантированный результат. Им не нужен изюм. Им нужна реплика успеха: дешевая  и проверенная. Sonyo, Veptu, Golce & Babbana. Они боятся допустить ошибку, «лопухнуться», стать посмешищем. Они хотят гарантированного успеха, и ... они обречены на вечное лузерство. Их судьба - жить в одномерном пространстве убогих заведений обвешанных бесконечно глупыми перетягами «Мы открылись!». Игры их разума - мыслительный онанизм. Ты представляешь себя с порнозвездой, ты получаешь гарантированный оргазм. Ты как бы «трахнул» звезду, как бы дешево и сердито. Но это только игра твоего воображения. В реальности, это тебя только что «трахнули» производители порнографической продукции. Каждым рублем, который ты потратил на покупку DVD  с порнушкой. Тебе хорошо, но ты не крут. Ты - лузер! И когда ты заказываешь себе рекламный ролик, точно такой же, но с «перламутровыми пуговицами», в реальности не ты «имеешь» своих потребителей, они - «имеют» тебя.

К счастью, есть и другие люди. Антиподы лузеров. Упертые, «пробитые» «отморозки», которые то ли благодаря пониженному порогу опасности, то ли ввиду врожденной смелости поступают в точности наоборот. Они идут, спотыкаются, падают, снова встают и продолжают идти вперед. Не у каждого из них, получается вскарабкаться на крутой утес, но те, кому это удается - становятся лидерами.  Это их обзывают неудачниками, крутя пальцем у виска, а затем старательно имитируют, пытаясь реплицировать успех. Это из числа таких «одержимых» вышли Стив Джобс, Фред Смит и Ричард Брэнсон.

«Концепция интересна и хорошо сформулирована, но чтобы получить оценку выше тройки, нужно предложить идею, которая реализуема» - таков был комментарий профессора Йельского университета на работу студента Фреда Смита посвященной надежной круглосуточной службе экспресс-доставки. Спустя несколько лет Фред Смит основал FedEx.

«Нам не нравится их звук, да и гитары уже выходят из моды» - так Decca Recodring Company отвергла The Beatles в 1962 году.

«Мы не вмешиваемся в вашу тренерскую работу - и вы не рассказывайте нам, как делать обувь» - так ответил крупный производитель спортивной обуви Биллу Бауэрману, изобретателю «вафельной подошвы» и одному из основателей Nike.

Я уже долго ищу таких людей. Их очень мало, но я знаю, что они есть. Выйдите из сумрака. Let's have some fun!


Автор Комментарий
Стас (не проверено)
Аватар пользователя Стас.

Арман, зарядил. В 10ку :-)

 
eurei (не проверено)
Аватар пользователя eurei.

Многие говорят об этом и я всеми руками за
с детства мечтаю сделать, хоть что знаменательное и полезное... видимо смелости не хватает, послать всё нах и делать что то смелое :(
Статья супер, выбивает из колеи и вгоняет в депрессию :)
Но это маргинальное кино, его можно смотреть и восхищаться, но сделать что то .... не каждому дано

 
Аватар пользователя Joltay.
Сообщений: 449
С нами c 2006-12-08

"Что сам сделал то?" - надо, как водится, умереть, чтобы что-то изменилось. Хотя в этом тоже есть реплика. А может вся жизнь есть реплика?

 
Corner (не проверено)
Аватар пользователя Corner.

Написано красиво и хлестко! Или все же "типа красиво, типа хлестко"? Наш друг повторяет, вольно или невольно, псевдобунтарский стиль, знакомый по творчеству Лимонова, Эймса, Киселева - записных "гламурных" колумнистов. Ну и немного от раннего Невзорова. То бишь опять повторение и имитация! Сказать хорошо! Что сам сделал то? При этом согласен в главном - от многого просто воротит!! Может надо этим переболеть, обожраться, извергнуть из себя (попутно удобрив почву для будущих ростков) и, наконец, поднять лицо (у кого оно еще не стало чем-то другим) к НЕБУ?

 
Аноним (не проверено)
Аватар пользователя Аноним.

Керамо-целлулоидная Астана, дежурная Камри сороковка или черный Крузак, Нокиа - инкубаторский стиль жизни современного лузера.

Где оригинальный стиль мышления?
Действительно, други, где наш собственный национальный indigeneous стиль и индивидуализм?

Вечерний беш, домбра на стене и тюбетейка с чапаном в шкафу - это еще не он.

 
Аватар пользователя Алмас Джунуспаев.
Сообщений: 2
С нами c 2007-11-14

Один человек провел несколько лет на службе в Осаке, а затем вернулся домой. Когда он появился в своей провинции, все собрались, чтобы посмотреть на него, но вскоре начали насмехаться над ним, потому что он говорил на диалекте провинции Камигата. Отсюда следует, что если человек Долгое время провел в Эдо или в провинции Камигата, он должен уделить особое внимание тому, чтобы, вернувшись домой, говорить на родном наречии.

Когда человек находится вдали от дома, вполне естественно, что он привыкает к чужим традициям. Но считать после этого обычаи своей провинции деревенскими пошло и глупо, равно как и помышлять о том, чтобы принять чужие традиции и отказаться от своих. Нет ничего плохого в том, что обычаи родной провинции неизысканны и неэлегантны. Подражание чужим традициям - это потворство.

Один человек сказал священнику Сюнгаку:

- Традиции Секты Лотосовой Сутры плохи тем, что в ней принято запугивать людей.

- Именно благодаря запугиванию, - ответил Сюнгаку, - это и есть Секта Лотосовой Сутры. Если бы ее традиции были другими, это была бы уже какая‑то другая секта.

Вот пример глубокомысленного суждения.

Цунэтомо Ямамото: «Хагакурэ»

 
Аватар пользователя Александр Ярчевский.
Сообщений: 485
С нами c 2006-09-15

статья мне понравилась своей провокационной свежестью.юношеским максимализмом. стильно. интеллигентно.

 

 

 

 
Аноним (не проверено)
Аватар пользователя Аноним.

Byt' ili ne byt'? To be or not to be is the querstion. Shtoby byt' samim soboi nado NAITI sebia and uznat' sebia. Mnogie liudi prokhodiat cherez etu zhizn' nikem..

 
Аватар пользователя Ajdar.
Сообщений: 221
С нами c 2007-02-11

Лучше всего быть самим собой. Не быть самим собой это и значит - быть никем.

 
joint (не проверено)
Аватар пользователя joint.

Притворяться кем-то лучше, чем быть вообще никем. (c) талантливый мистер рипли

 
Аватар пользователя Ajdar.
Сообщений: 221
С нами c 2007-02-11

пока мы не перестанем повторять за другими - мы не достигнем больших успехов.

 

я думаю это важнее. это качество хорошего райтера...

:-)))

 
Аноним (не проверено)
Аватар пользователя Аноним.

как точно все подмечено. пока мы не перестанем повторять за другими - мы не достигнем больших успехов. я с тобой полностью согласна Арман. но знаешь - местами ты сильно жесток к людям. ты сгущаешь краски. не знаю намеренно или нет? хотя твой текст читается гораздо лучше всяких заумных и гладких интервью, когда говорят в общем-то правильные вещи, как в книжках, но читать не интересно. твой текст отдает энергетикой. не оставляет равнодушным. я думаю это важнее. это качество хорошего райтера - писать так, чтобы никого не оставить равнодушным. продолжай дальше.

Асема.

 
Аноним (не проверено)
Аватар пользователя Аноним.

Shto eta znachit - летьс хаве соме фун? Let's have some fun! ?

 
Аноним (не проверено)
Аватар пользователя Аноним.

V Kazakhstane praisxodit ustanavlenie sloiev sushestvovanie katoryx bylo ranshe zamaskirovano ili prosta zapresheno. Teper kazhdayi sloi "farmiruet" svoi nabor tsennastei shto v tselam baziruetsia na materialnom dastatke kashdai gruppy. Prablema v tom shto nova-bagatye tsennasti - eto poka tolko paverxnastnaia vesh'. Liudi kapiruiut shto vidiat patom s prezreniem atnosiatsia k nizshim slaiam.. Esli pasmatret so starany - to bednye sloi navernoie bolee autentichny chem novye bagatye. Obychno klassovye tsennosti formiruiutsia neskalkimi pakaleniiami - i to shto demanstriruiut novabagatye - eto deshevyi spektakl.

 
Аватар пользователя Ajdar.
Сообщений: 221
С нами c 2007-02-11

Великолепно написано. Казахстан сегодня - это суперснобская страна, причем, снобизм-то весь второй свежести, вторичный. Имитация имитаторов. Фетишизация фетишей.