Актуальные книги для внеклассного чтения и не только


Вы заметили, что в своих рецензиях я никого не ругаю. Знаете почему? Не потому, что боюсь испортить с кем-нибудь отношения, и не потому, что смотрю на мир сквозь розовые очки, и не потому, что мне жалко потраченных денег и я хочу найти в них что-нибудь хорошее. Или вы думаете, что среди прочитанного мною за отчетный период нет книг, которые достойны поношения? Да, больше половины. Просто, я о них не пишу. Во-первых, лень. Во-вторых, жалко вырубленных деревьев и вашего времени. В-третьих, от ругани портится аппетит и мутнеет карма. Поэтому, чужие творческие неудачи, изложенные на бумаге, я переживаю наедине с собой. А так, я даже Паоло Коэльо читал - и ничего, не жужжу... Так что, если что и попало на страницы этой рубрики, оно стоит, как минимум, вашего внимания. А кое-что даже можно прочитать.

Евгений ГРИШКОВЕЦ. СЛЕДЫ НА МНЕ. РАССКАЗЫ («Махаон». 2007)
Среди моих современников не так уж много настоящих писателей. Писателей не в смысле того, что их книги печатаются и неплохо продаются, а в смысле Толстого, Чехова или Платонова. Вы понимаете, о чем я говорю, не так ли? Гришковец - как раз из таких. Несмотря на то, что формы, в которых он работает, могут показаться, ну, не совсем серьезными, что ли. То есть, он сам очень хочет, чтобы они казались несерьезными и не отпугивали тех, кто, прежде чем взять в руки книгу, долго прикидывает на глаз ее толщину - одолею ли? И издаются они в карманном формате, типа А5, в пол канцелярского листа. Свободно помещается в карман пальто или, скажем, халата, если вы медсестра. И в портфель нормально помещается, и на тумбочке смотрится неплохо - скромно и со вкусом, ни к чему особому не обязывая. Тем не менее, проза Гришковца - один из тех шагов  человека, которые являются прыжком для всего человечества, как выразился один лунатик. Надо сказать, что одной из теорий, которых я придерживаюсь, является следующая: развитие искусства - это переход к большей степени откровенности. Речь идет не об обнажении социальных язв и не о порнографии, хотя, где-то и об этом тоже. Речь о том, каждый настоящий художник в конце концов открывает - и, прежде всего, в себе самом - нечто такое, о чем предыдущие поколения боялись, стеснялись или просто не умели говорить. Подумайте как следует, и вы увидите, что это действительно так. Развиваясь, человек стремится не только к расширению горизонтов и покорению пространств, но и к углублению внутрь себя, открывая не менее бесконечный и загадочный мир. Лично мне кажется, что Вселенная вокруг нас равна Вселенной внутри, но это уже совсем другая теория... Так вот, Гришковец уже в своих первых произведениях сумел затронуть струны, на которых раньше публично не играли. Он обладает способностью замечать, ценить и интерпретировать составные элементы нашей общей жизни. Многое из того, что мы когда-то пережили, увидели, почувствовали и мимо чего пролетели, занятые чем-то, что казалось тогда очень важным, оказывается, никуда не делось, а живет в нас и только ждет момента, чтобы вырваться на свободу. Рассказы Гришковца похожи на исповедь, на откровения с кушетки психоаналитика - он,  вспоминает то, что было, в той или иной степени, в жизни каждого и выносит на поверхность возможные первопричины наших неврозов.  Он мастерски передает не только суть событий и вещей, но и позволяет ощутить цвет, запах, объем, вкус. Его письмо очень тактильно. Если вы, после всего вышесказанного, так и не удосужитесь прочесть ни одной страницы из Гришковца, то вы, скорее всего,  коренная блондинка или очень занятый бизнесмен. Но это не беда - сходите на него в театр. Живое слово в исполнении автора - вещь, не менее сильная. А, если вам не удается выйти из дома или из офиса раньше 20:00, посетите концерт коллектива «Гришковец и Бигуди», там та же проза в исполнении того же автора подается под весьма современную музыку. В конце концов, купите или потребуйте в подарок DVD или CD, или скачайте из интернета.  Если у вас не получится и это, то вы, видимо, не существуете. По крайней мере, ваше влияние на происходящее в мире ничтожно либо равно нулю. Впору задуматься, не находите?

Оксана РОБСКИ. CASUAL 2. ПЛЯСКА ГОЛОВОЙ И НОГАМИ («АСТ». 2007)
Это уже восьмая или девятая книга молодой писательницы, которая имеет все шансы стать бестселлером. Из восьми или девяти, написанных ею. Я рад, что в этом есть и мой вклад, моя трудовая копейка. Практически все книги Оксаны я купил и прочитал сам. Насколько помню, в ее предыдущих романах суровая правда о жизни состоятельных горожан, проживающих по воле судьбы в сельской местности, сочеталась с придуманными, часто детективными, сюжетами. Ну, может, за исключением «Рублевской кухни» и пособия по разведению миллионеров крашенными блондинками, недавно созданного в соавторстве с другим молодым автором - Ксенией Собчак. Casual 2 - произведение чуть ли не  документальное. Во многом оно напомнило мне триеровскую «Догму» - та же дрожащая камера, отсутствие музыки за кадром, развивающийся не по законам драматургии сюжет, живые и как бы неправленые диалоги, герои без лакировки и театрального грима. Все имена, правда, изменены. Ну, кроме самых известных. Главная героиня романа сильно напоминает его автора. Она так же говорит, так же действует, общается с теми же людьми в тех же местах и даже пишет такие же книги. Робски как бы смотрит на саму себя со стороны, пытаясь понять сразу несколько вещей и разделяя этот экзистенциальный опыт с читателем, который невольно задается теми же вопросами. В чем смысл существования этой девушки, которая в одночасье стала знаменитостью? В чем секрет этого механизма, возносящего на недосягаемые вершины вчерашних школьниц с голыми коленками, и где у него кнопка? Как устроена эта жизнь, если ни один из известных и описанных в литературе сюжетов, никогда не воплощается в чистом виде? Почему одним - одно, другим - другое? Я не иронизирую, как может показаться несведущему человеку. Попробуйте сами ответить хотя бы на один из этих вопросов, и вы поймете, что все не так просто.  Или вы думаете, что я купил все восемь или девять книги Робски по чистой случайности? Кстати, в начале статьи я ошибся - в последней, самой маленькой, главке книги детективщик побеждает в авторе летописца. Героиню убивает из пистолета ее же бывший муж. Какая нелепая смерть.

Юлия ВЫСОЦКАЯ. ГЛЯНЕЦ («ЭКСМО». 2007)
Во вступлении я, кажется, говорил, что никогда никого не ругаю в своих рецензиях. И это так. То, что вы сейчас прочтете - ни в коем случае не ругань. Это - попытка осмыслить широко распиаренное и разрекламированное новое  произведение двух заслуженных героев масс-медиа. Речь пойдет о том самом «Глянце», который кино. Я открыл, что это еще и книга. Конечно, большинство поступает наоборот: смотрит фильм, а не читает историю, по которой он снят. Так было и с «Войной и миром», и с «Красным и черным» и даже с «Историей О». Тем не менее, я предпочитаю письменную форму устной. Больше возможностей для интерпретации и домысливания. И потом, у каждого собственный подход к кастингу - одним нравятся худенькие, другим с усами. А, в случае экранизации, ваш  выбор сужается до размеров фантазии режиссера. Ладно, если это режиссер выдающийся или с изюминкой. А, если нет? Воля ваша, а книга надежнее. С другой стороны, кино, конечно, короче. Одним словом, эту книгу я прочитал. И знаете что? Книга опять лучше. В случае с одноименным фильмом, это, конечно, не бог весть какое достижение. Тем не менее. Уже не секрет, что фильм ( а теперь вы узнаете, что и книга) с тем самым «глянцем», который имеем в виду мы с вами, ровно никак не соотносится. Но в книге, по крайней мере, «Глянцем» именуется глянцевый журнал, и это хоть как-то объясняет название. Почему назван «Глянцем» фильм - загадка. Единственное, что может связать понятие «глянец» и оба произведения - это персонаж Петя, прототипом которого выступил известный нам бизнесмен-заводчик Петр Листерман. Вообще, сюжет о том, как провинциал (провинциалка) добивается своего в большом городе появился на свете чуть ли не раньше самого первого из городов. В такой истории все должно развиваться по достаточно стандартным правилам. Подъем чуть ли не а самый верх обязан смениться резким падением, желательно, еще ниже точки старта. А закончиться все должно относительно благополучно, хоть и с потерями, что позволит публике сделать правильные выводы: не в свои сани не садись, черного кобеля не отбелишь добела, любовь зла и сердцу не прикажешь. Так здесь и происходит. Причем, в книге все гораздо интересней, правдивей, точнее и без всякого продакт-плейсмента. За исключением Пети, конечно. Надо сказать, фигура Листермана является чуть ли не ключевой во всем повествовании. У меня  такое ощущение, что толчком к написанию книги, а потом к съемке фильма (или наоборот), послужило интервью Петра, данное много лет назад журналу «Медведь». Уж больно много прямых цитат. Видимо, образ продавца «лохматого золота» настолько потряс чету Кончаловских, что они усмотрели в судьбе Гали из Ростова-на-Дону новый «Вишневый сад». Такое бывает. Проснешься ночью, и понимаешь, что открыл новый закон мироздания, а утром рассматриваешь исписанные листочки и поражаешься, какой ты все-таки идиот. Правда, некоторые так и не просыпаются и продолжают дремать о чем-то большем. А еще в книге есть конец. В фильме тоже есть конец - там, где кончается пленка. Но в книге он мотивированный и вполне в духе жанра. В книге вообще есть находки. Жаль только, что часть фактуры воссоздана, как мне кажется, по публикациям в прессе и по рассказам очевидцев второй очереди. Полезней было бы пережить нечто подобное самому. Так что, если вы не успели посмотреть фильм, не расстраивайтесь. Попробуйте почитать книжку. А нет - так и этой рецензии будет вполне достаточно, чтобы в кругу друзей быть на уровне. Тем более, что большинство вас, безусловно, поддержит.

Михаил ВЕЛЛЕР, Андрей БУРОВСКИЙ. ГРАЖДАНСКАЯ ИСТОРИЯ
БЕЗУМНОЙ ВОЙНЫ («АСТ». 2007)
Увлечение историей родного края - признак надвигающейся, так сказать, зрелости. Не в смысле ослабления органов чувств и неспособности воспринимать стремительное настоящее, а в смысле желания с высоты прожитых в суете лет припасть соколом к корням. Это я, кстати, не о Веллере и Буровском, а о себе. Вряд ли кому-то из молодых и зубастых придет в голову ворошить нафталин и вникать, кто кого и как провел в борьбе за власть в России начала прошлого века. Для сегодняшней молодежи Ленин, Сталин, Троцкий и прочие - не более, чем фамилии исторических персонажей разной степени значимости. Для нас же эти имена значат намного больше и включают наше октябрятское детство, пионерское отрочество и комсомольскую юность. Интерпретация истории страны в духе «Краткого курса ВКП(б)», крепко вдолбленная в головы нескольких поколений советских людей, подобно злокачественной опухоли, заполнила собой значительную часть нашего национального сознания. И довольно часто в текстах деятелей разных уровней узнаются чеканные формулировки большевистских вождей, их иезуитская логика и готовность пренебречь целыми социальными группами во имя достижения очередной заветной цели. Конечно, валить людей направо и налево во имя светлого будущего - не большевистское изобретение. Но только они сумели достичь поистине артистических высот в искусстве людоедства. История нашей гражданской войны - самой запутанной, самой драматичной и самой кровопролитной из гражданских войн - было показательным выступлением Зла на этой несчастной планете. И это, к сожалению, не гипербола. Были низвергнуты и растоптаны все наработанные кровью и потом предыдущих поколений правила, обычаи и  традиции, не говоря уже о законах. За короткий промежуток времени повсюду воцарился хаос. Такое впечатление, что нашей несчастной страной вдруг овладел морок*, последствия которого ощущаются до сих пор. Мастерски лавируя, безоглядно используя ложь и насилие, вступая в самые невероятные союзы с самыми невообразимыми попутчиками, Ленин железной рукой провел свою партию к абсолютной власти, не смущаясь никакими жертвами среди когда-то мирного населения. Справедливости ради стоит отметить, что, за редким исключением, остальные участники тех событий - от царя до левых эсеров, плюс все воюющие державы  - выступали достаточно недальновидно, суетливо и бестолково. Вследствие чего, победили, как это часто бывает, самые циничные и бескомпромиссные. В книге Веллера и Буровского приведено много интересных и не особо известных ранее фактов, раскрывающих суть некоторых событий того времени. Например, служба нескольких десятков тысяч кадровых русских офицеров в Красной Армии имела место потому, что их семьи были взяты на учет и, в случае отказа военспецов воевать за светлое будущее, немедленно расстреливались. То же было  и с железнодорожниками, и с прочими носителями общественно-полезных профессий. Эти и другие способы приближения царства коммунизма, описанные в книге, являются хорошей иллюстрацией к известной поговорке: «Бойтесь мечтать, мечты сбываются».
____________________________________________
* производное от имени Морока, древнеславянского бога лжи, обмана, невежества и заблуждений.

Стивен Хокинг и Леонард Млодинов. КРАТЧАЙШАЯ ИСТОРИЯ ВРЕМЕНИ (Stephen Hawking & Leonard Mlodinov. A BRIEF HISTORY OF TIME) «Амфора». 2006
Я настоятельно рекомендую этот небольшой по объему труд каждому, кто еще не окончательно перешел на периодическую печать. Знакомство с базовыми началами современного научного представления о том, как все на самом деле устроено, необходимо не только для придания своей персоне веса в глазах коллег или блондинок. В конце концов, если ваш ребенок, оторвавшись от Play Station, вдруг спросит, что такое общая теория относительности, вы должны суметь растолковать это малышу минут за семь-восемь. Кроме того, понимание бесконечной грандиозности изначального замысла Творца просто не позволит вам соваться к Нему со смехотворными бытовыми просьбами. Эта книга является переработкой другого мирового бестселлера Стивена Хокинга «Краткая история времени», которую я уже рекомендовал к внеклассному чтению, да, видно, недостаточно. Радуйтесь теперь - ради тех, кто не осилил «Краткую», написана «Кратчайшая». Следующей будет «История времени в картинках», но ее уже почитают вам ваши дети. Вообще, все творчество Хокинга - еще один повод пересмотреть взгляды на жизнь и возрадоваться человеческой природе. Благодаря пытливому уму и необычайному жизнелюбию, парализованный с юности Стивен Хокинг, который должен быть уже сорок лет как мертв, сумел стать одним из наиболее влиятельных физиков-теоретиков мира. Он бился с болезнью за каждый сантиметр своего тела, и к настоящему времени успел занять в Кембридже кафедру, которую занимал триста лет назад сам Исаак Ньютон, сделать ряд открытий в области космологии и квантовой гравитации, написать несколько научно-популярных бестселлеров, два раза жениться и родить троих детей. Сейчас 65-летний ученый общается с внешним миром при помощи двух пальцев правой руки и нескольких мимических мышц лица, которыми он управляет встроенным в его инвалидное кресло специальным компьютером. В январе этого года он на на специальном самолете совершил полет в невесомости. Говорят, что в 2009-м он собирается полететь в космос. Если вы и после всего этого не найдете средств, чтобы купить, и сил, чтобы прочесть эту 179-страничную книгу - у вас большие проблемы. Заходите, поговорим.


Автор Комментарий
Cartman (не проверено)
Аватар пользователя Cartman.

Чето не нравиться мне этот список