Возвращение в Эдем


Если бы Адама и Еву не изгнали из рая и не поставили на страже ангела с джедайским мечом, то злополучная пара наверняка бы со временем осквернила райский сад нитратами, фреонами и мятыми пивными банками.
Человек это существо, все время совершающее ошибки, - в отличие от остальной природы, которая ошибок не совершает, а только гармонично эволюционирует нам в назиданье. Рыбки, уснувшие в нефтяном пятне, - это злодейская ошибка, а стадо динозавров, придавленных метеоритом - нормальный природный катаклизм. Лавина, цунами или метеорит - пусть даже радиоактивный в тысячу хиросим - не могут ошибаться, это развитие. А человек, наказанный разумом и свободой воли, постоянно испытывает чувство вины перед природой (матерью и карательным органом), и еще постоянно хочет чем-то с чем-то «слиться».
Эксперименты по слиянию проходят регулярно. Вот недавно группа сомнительных личностей была вброшена в объятия откровенной природы и оставлена в них на неделю-полторы. Называлась операция - художественный воркшоп Natur Art, проходил он в августе на Памире, в высокогорном ботаническом саду, на высоте 2320 м (г. Хорог, Горно-Бадахшанская автономная область, Таджикистан). Организатор: НПО «Реставраторы Без Границ» (Душанбе), куратор: Павлос Константинос Политис (Ташкент), поддержка: Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству. 

- Город Хорог - это такое место, где сразу чувствуешь себя в изоляции - но не в плохом, исправительно-трудовом, смысле, а напротив, в самом благородном, - изоляции от всего банального. Это небольшой 30-тысячный город между гор, где рядом с машинами бродят ослы, все заборы сложены из камня, в местном Центрально-азиатском университете преподают выпускники западных вузов, а повара в столовой, одетые в национальные одежды, говорят по-английски. Родной язык памирцев не таджикский, а шугнанский и рушанский (восточная подгруппа иранских языков, тогда как таджикский относится к персидской (юго-западной) подгруппе). Запомнилась фраза «Тама кабульца», коей наш шофер приветствовал всех встреченных жителей Хорога, включая милицию. Означает что-то типа «Эй, дорогой». С таджиками памирцы говорят преимущественно на русском.

Это действительно некий Иной мир, и жили мы на его вершине, - над городом простирался тот самый, как его называли, «ботсад», где росло все, кроме пальм. Особенно много было яблонь.

- Проникновение в мир иной требует усилий - и, прежде всего, долгого и трудного пути. В Хорог из Душанбе в принципе летают самолеты, но летной погоды порой приходится ждать не один день. Мы два дня ехали на машинах по горному серпантину, вдоль стальной реки Пяндж, наблюдая соседний Афганистан, горы которого увивали тропки, издалека выглядевшие нечеловечески узкими, - казалось, по ним могут перемещаться только моджахеды на пуантах. Навстречу ползли отары овец, - овцы умели лазать по скалам, что периодически демонстрировали. Время от времени появлялись пограничники парами (зимой они курсируют вчетвером, так как с гор спускаются голодные волки). Пограничники один раз остановили и попросили сигарет.

Джамшед Холиков из Душанбе на лету снимал свой продолжающийся проект - фотографировал советские автобусные остановки, великолепные в своей разнообразности и эклектичности. Он сидел на неудобном месте, и художник Бустон помогал ему отслеживать объекты: «Джама, остановка... Тридцать метров... двадцать... десять...» Джамшед собирается построить реальную сборную остановку и использовать ее как мобильную выставочную площадку - хорошая метафора центральноазиатской локальности и гибкости.

По пути не раз встречались останки гражданской войны 90-х - мертвые танки и БТРы. «Вот этот участок он контролировал, - комментировали душанбинцы. - А с этой горы его сбили». Ощущение сохранилось. В ботаническом саду я делала фотографии «Мимикрия» - камуфляжные пятна на листьях растений (следы войны, природа маскируется под социум, - к тому же в камуфляжные и хаки-расцветки население охотно одевается не только в Таджикистане, но и во всей Центральной Азии).

Конечно, «уазик» ломался, и, конечно, на перевале. Пока водитель ремонтировал двигатель (часа два), все мимопроезжающие автомобили останавливались, и водители присоединялись к консилиуму. Никто не тронулся далее, пока поломку не устранили. Пассажиры добровольных консультантов не протестовали и тихо ждали - чтили водительский кодекс. Потом американская художница совершила индейский целительный танец вокруг машины, и мы поехали дальше. 

А на обратном пути нас задержали сотрудники агентства по борьбе с наркотиками и почти три часа исследовали внутренности машин и рюкзаков с маленьким спаниелем Джеки, который украл у художницы Инны соленый огурец из бидона.

- Ботанический сад. У нас было четыре компьютера, но не всегда был свет. Художницы жили в гостинице, где была ванна, но не всегда была вода. Художники жили интереснее - в музее «Природа Памира», внутри музейного экспоната, - модели традиционного памирского дома. Памирский дом - это такое помещение с окном в потолке, - по периметру расположены спальные ячейки. Там на корпешках и поселились художники и организаторы мужеского пола, человек пятнадцать. Ночами там стоял вулканический храп, а Бустон читал во сне стихи по-таджикски (он называл эту свою особенность «сон-арт»). Из санитарных условий там был водопад (возле музея) и лес.

- Музей был освоен максимально -  в одной комнате устроили офис, в другой - абсолютно пустой - я готовила свой перформанс «Горное танго». Там мы с Бахромом репетировали несколько вечеров. Эту комнату называли «танцевальной», там устраивались посиделки, на репетиции всегда сходились зрители и, сидя на «китайских корпешках» (пустых пакетах из-под одеял), давали советы. Для перформанса мне нужна была камуфляжная майка - ее, фантастически грязную и вонючую, организаторы сняли со сторожа, охранявшего шлагбаум перед въездом в ботсад. Взамен один из членов команды подарил сторожу свою, новую и сияющую. Вообще, пользуясь случаем, хочу передать привет и восхищение организаторам и технической группе. Георгий Мамедов, директор «Реставраторов без границ», собрал классную команду. Они не просто организовывали быт и труд художников, - но с энтузиазмом включались в проекты, порой весьма трудоемкие. Героическая Одриен, например, помогала иранцу Ахмаду Надалеану в буквальном смысле высекать изображение в камне (этот художник ездит по всему миру в поисках удобных камней, высекает на них рыбок и оставляет камни там, где нашел, - он показывал карту: его рыбки сидят на всех континентах, включая африканский).

Запомнился момент: в Хороге, в сквере рядом с городским театром, происходило открытие блиц-выставки по результатам воркшопа. Уже были произнесены речи, подготовлены проекторы для запуска видео, - и внезапно отключился свет (свет всегда отключается внезапно - это такой природный катаклизм). Но не успел народ зароптать, как на горизонте возник Сергей, невозмутимо тянущий куда-то провода, и я поняла, что волей можно заставить двигаться и электроны. Через пять минут свет был.

И, конечно, точным шагом организаторов было приглашение Джамшеда Холикова как художника и консультанта. Его участие - практически гарантия того, что проект получится. На протяжении нескольких лет он организовывает все события современного искусства в Душанбе. Там нет Центра современного искусства, зато есть Джамшед, - национальное достояние Таджикистана. Исполнение собственных работ он постоянно откладывал (успел только перед отъездом, в 5 утра), потому что бесконечно помогал другим - снимал видео, участвовал в монтаже и подготовке выставки.

- Вновь по поводу дефицита электричества. Как известно, художники это люди, которые обслуживают электронное оборудование. У всех было много разной фото и видео-техники, розеток не хватало. Заботились только о камерах, а сотовые оставались незаряженными. Поэтому Сурайё Туйчиева (Душанбе) и ее помощники посылали друг другу горные SMS («Pamir-Info») - выкладывали из камней двухметровые смайлики и знаки препинания, и затем красили их в белый цвет. Тяжелейшая работа ради легкомысленного результата, - одновременно анти-прагматический манифест и выражение проблематичности дискурсивных усилий. Однако труд отнюдь не Сизифов, результат получился долговечный. Среднеазиатские горы часто украшают подобным образом - обычно рекламой, но не только. На Иссык-Куле, например, я видела надпись «SOS».

- Самое высокое место в ботаническом саду, куда я забиралась, - это окрестности туалета. Он возвышался над гостиницей, к нему поднимались по лестнице, - там открывался потрясающий вид на лежащий ниже кишлак.

Туалеты и связанные с ними переживания стали важным предметом художественного исследования. Художников вбросили в природу, в спартанские условия, - которые, тем не менее, являлись экологически чистыми.

Бахром Исматов из Душанбе сделал наиболее внятный проект на тему экологической чистоты бытия, - на его фотографиях «Слепки» мужественные художники в буквальном смысле падают лицом в коровий навоз. Смело почувствовать жизнь собственным лицом, войти в нее без противогаза, вуали и накомарника - жест, которые высоко оценили бы многие просветленные учителя. Причем лица у всех участников акции получились счастливыми, - так древнегреческий Антей приникал к матери-земле, напитываясь позитивной энергией. Встретились лицом к лицу с натурой.   

Артур Болжуров из Бишкека вешал на деревянные туалеты логотип MTV (вместо простого М) и фотографировал. Логотип на дверцах прижился, выглядел удивительно органично, словно он тут висел всегда, и его именно отсюда унесли на телевидение. Что ж - телевизор это тоже деревянный ящик, таящий в себе нечто важное.

Джамшед Холиков изготовил из туалетной бумаги душанбинского производства под названием «Гульбутта» («Букет») изящные розочки и укоренил инсталляцию на одной из клумб ботсада. Туалетная бумага - значимый культурный продукт и не менее значимый символ. Она белая и пушистая, но каждый прежде всего зрит не ее белизну, а ее предопределение, - такое же фатальное, как и самое жизнь.  

- Артур Болжуров брал на осуществление другого своего проекта разрешение администрации ботсада. Он забрался высоко на дерево и спилил сук, на котором сидел - узнаваемый почерк бишкекского перформанса. «А вдруг он упадет на пилу?» - раздавались тревожные предположения. Но упал Артур легко, даже виртуозно, - и ушел из кадра вдаль, волоча за собой спиленную ветвь. Джамшед предложил осуществить мистификацию - нести Артура в лагерь на руках, требовать, чтобы вызвали из города врача и снимать на видео реакцию непосвященных. Но мистификация не удалась - журналистка Сарвиноз, снимавшая фильм о воркшопе, вернулась раньше и рассказала остальным об успешности результата.  

- В общем, коммуникация между природой и культурой состоялась. Художников временно пустили в сад, они там осуществили свои права на ошибку, потом убрали за собой окурки и увезли диски с результатами слияния в Душанбе (там тоже будет выставка).

Природа осталась сиять в своей правоте.

Когда мы уезжали, вода хлестала из крана ниагарой (кран вообще перестал закрываться), и свет горел повсюду. Это выглядело как прощание.

Итого, как сказано в Ветхом Завете, - да будет свет.


Автор Комментарий
Аватар пользователя Kel Valin.
Сообщений: 396
С нами c 2007-01-10

Мне понравилось. Автор по-моему передал чувства какими наполнялось его серце.

 
Grad (не проверено)
Аватар пользователя Grad.

Я с Украины,бывал в Таджикистане в стрёмных 1993, 94 гг. Впечатления разнообразные - прекрасные люди, поражающая природа, несчастная страна ... Писать и писать..

Эта же статья ни о чём, убого как-то, лучше уж было промолчать..

 
Pamirec (не проверено)
Аватар пользователя Pamirec.

Pobivav na Pamire nado bilo Zaranee prochitat o Pamire i nado bilo iskat osobennosti,o kotorix nikto esche ne govoril. B Xoroge po ulizam xodjat osli,bred kakoi-to.
U nas zarit tam zakon," Gost posle togo kak bil ugaschen xlebom i solju ,ne doljen govorit chto-to ploxoe".
Spasibo!Udachi!

 
Н. (не проверено)
Аватар пользователя Н..

Я пожалуй соглашусь с мнением L. A.
Действительно, то-ли это отрывистое ведение какого-то дневника(наверное некоторые страницы ушли в художественное исследования природных туалетов), то-ли сама бездарность!

 
L.A. (не проверено)
Аватар пользователя L.A..

В любом случае буду ждать Ваших новых работ и с удовольствием прочту

 
Аватар пользователя Оксана Шаталова.
Сообщений: 12
С нами c 2006-12-20

Л.а., спасибо за отзыв, автор не в обиде :-)
Это не статья, где надо последовательно выражать мысль, - даже не эссе, где композиционная и сюжетная свобода жанрово обусловлены.
Это фрагментарные заметки, сборник анекдотов, если хотите, - с целью выразить столь же "дискретные" впечатления.
В любом случае спасибо, что прочитали :)

 
L. A. (не проверено)
Аватар пользователя L. A..

Честно говоря, более бездарной статьи мне еще читать не приходилось (не в обиду автору, у всех случаются творческие неудачи!). Мысль была потеряна раз десять, да и вообще не понятно, как Вы относитесь к излагаемому материалу. Одна вода, вода, вода.....

 
Аватар пользователя Оксана Шаталова.
Сообщений: 12
С нами c 2006-12-20

Это к тебе, дорогой, судьба не щедра?! ..... Я тоже жду встречи с нетерпением, и, пользуясь случаем, меркантильно надеюсь, что вы мне поможете в ташкенте.......

 
Kuzmich (не проверено)
Аватар пользователя Kuzmich.

Ай да Оксана, ай да молодец. Как же все-так рад что редко щедрая ко ме судьба свела меня с таким перлом.
Жду не дождусь встречи в Ташкенте.
Фарик...