«Вечная невеста» — проект жизни


Алмагуль Менлибаева — одна из самых успешных наших художниц, известная и хорошо продаваемая, входящая в наши формирующиеся топ-листы галерей, она из тех художников, в картины которых сегодня вкладывают деньги и которые имеют определенную, сложившуюся цену. Этот год для Алмагуль начался на редкость удачно, прошла в этом году персональная выставка в «Тенгри — Умай», две выставки в Вашингтоне и одна в Балтиморе.
Помимо этого Алмуша обладает еще одним редким, на мой вкус, даром. Я бы его опреелил как Особый Дар к Флирту и желание играть с людьми — не один раз я себя ловил на том, что если я на какой-либо выставке оборачивался, что бы поймать ее глазами — она мгновенно оборачивалась, это почувствовав — все как в той невероятно длинной песне: «Я оглянулся посмотреть…»
Алмуша — желтый петух и стрелец. Я тоже, как выяснилось, желтый петух и еще — овен, только я об этом успел забыть. Возможно из-за знаков, разговор проходил на одном ярко-желтом поле эмоций.
Разговаривали мы с ней, как разговаривают дети. Или как разговаривают друзья. Или как разговаривают мужчина и женщина.

Алмуша, мужчины от женщин отличаются?
Да.

Чем?
Раньше я думала, что у мужчин зона страха дальше, чем у женщин. И однажды я с удивлением поняла, что мужчины так же могут бояться многого, как и женщины.

А раньше ты думала, что мужчина ничего не боится?
Да, мне казалось, что так должно быть, но я видела очень много женственных мужчин — и это на меня повлияло, честно говоря я до сих пор не могу этого принять, мне по-прежнему хочется видеть мужественных мужчин и когда я вспоминаю о своем открытии я думаю — вот блин, елки-палки…
У каждой женщины, наверное, есть идеал мужчины и для меня им был мой дедушка — это был такой молчаливый человек, которого все обожали, он был начальником госстраха в селе. Его контора находилась далеко за полем, он ходил туда пешком и там кроме него и его секретарши никого не было. Насколько я понимаю, в советское время особенно нечего было страховать и это была такая странная институция. Он мало говорил, был очень красив, высок, и тогда у меня и зародились представления о мужском уме — поскольку когда человек не говорит, или говорит мало, то ты начинаешь придумывать о чем он думает и он кажется тебе очень умным. Дедушка никогда ни на кого не кричал, никого не ругал, но его все безмерно уважали и безумно любили. Про него говорили: «Он такой сильный…»И эта картинка многое определила в моей жизни, когда человек тебе нравится ты наделяешь его чертами, которые выносишь из детства…

Ты до сих пор следуешь этому идеалу?
Ну, сейчас он у меня несколько сломался. Появились мужественные болтливые мужчины, например…

Но мужественность в мужчине главное?
Да, конечно.

А что такое мужественность?
Знаешь, главная мужественность кроется в духе, это спиритуальное понятие…

А что такое женственность в мужчине?
Безволие, согласие со всем, страх перед действием. Женственного мужчину все время нужно воодушевлять,гипнотизировать, побуждать к чему-то…

Разве не все мужчины нуждаются в воодушевлении, даже очень сильные?
Да, в великом воодушевлении — пожалуйста, но когда воодушевление необходимо в мелочах, меня это не вдохновляет…

Алмуша, я Слава Богу, не искусствовед, что-бы пытаться что-то определить в твоих картинах, но мне кажется, что они очень эротизированны и пропитанны чувственностью, это связано с все еще молодым твоим возрастом, или…
Это очень важная часть меня и на самом деле у всех на этом все основывается. Когда ты видишь красоту в полной мере, или когда ты чувствуешь жизнь в полной мере, ты не можешь что-то творить от головы — энергия идет через весь твой ствол, поэтому сексуальность всем понятна, на самом деле…
Это энергия. Здоровое понимание жизни.

Что делать если человек одаренный талантом чувственности, оказывается внешне некрасив?
Если есть внешнее и внутреннее — тоже прекрасно, но со временем человек начинает сам себя лепить и если я видела какого-то чувственного человека — то он точно красивый, какой-бы он ни был — там такая интересная вещь происходит — ты уже даже внешности не замечаешь — просто чувствуешь только энергию…

Для женщины сила важна?
Конечно важна. Это же жизнь, она движется, дает глубину. Там где существует глубина возникает магнетизм и с этим связано, как ты себя ведешь в различных ситуациях, как ты вплетаешься в жизнь.
Это влияет на все, даже на то, как ты встретишь смерть.

Тебе все время хочется быть красивой?
Нет, если бы мне просто всегда хотелось быть красивой это тоже стало бы мертвым, так можно закостенеть в своих желаниях. Это то, что может тебя в конце концов заморозить.

Ты бы хотела красиво умереть?
Что значит красиво умереть?

Значит, умереть красиво.
Что бы все подходили и говорили:«Боже мой, какая она красивая!»?
На самом деле у меня знаешь что было? Я однажды Маслова попросила (алматинский художник Маслов  С.А.) накрасить меня, как если бы если я умерла и меня кто-нибудь накрасил, чтобы был другой макияж и это не выглядело повседневно…Но вообще, я надеюсь что речь идет о внутренней красоте.

Алмуша, а что такое флирт — возможность обещать не обещая, или обещать, но без гарантии?
Обещать,но без гарантии.Я обожаю флирт,человек, который попадает под воздействие — он живой,или она живая,кстати,или даже группа людей — они живые,они начинают думать, они начинают вибрировать.

Люди включаются в игру?
Это не игра.Они начинают как-то жить, у них начинает голова работать.

А до этого — нет?
Да,иногда бывает,что до этого не работает,даже чаще всего. Мой флирт он знаешь какой — как приятно видеть вас, как прекрасна жизнь и вы вместе с ней.Со временем, может быть сексуальная составляющая моего флирта утончается — просто радуюсь, что человек рядом…

Ну, это уже тогда просто приятные отношения с хорошими знакомыми…
Нет,ну зачем так пресно — там же все, на самом деле — в здоровом флирте там все, и сексуальность и здоровье.

Что такое здоровье?
Это когда ты позволяешь расцветать другому человеку рядом. Люди очень редко позволяют друг другу расцветать, если ты ему позволяешь, он — тебе, ты себе позволяешь — иногда замечательные вещи могут получиться.

А что такое норма?
Норма это догма, а догма это плохо. Норма — это рамки какие-то. Допустим, я могу общаться с человеком и это же нехорошо,когда я его трогаю, или когда я его разглядываю, или позволяю делать все,что он хочет — это для «средней нормы» — не нормально.

А для тебя это нормально…
Для меня это нормально.

Проект,который ты делала — «Вечная невеста», он еще не закончен?
Да, он еще не доделан, я бы хотела чтобы в нем еще и другие девушки поучаствовали, на самом деле, этот проект — часть моей жизни.
Мне давно хотелось надеть свадебное платье и выйти на улицу — мне было интересно рассматривать собственную зону страха и когда я это сделала я почувствовала, что я сильно изменилась, ко многому изменила отношение.

Ты в платье ходила по улице вечером?
Ночью.

И разговаривала с людьми?
Разговаривала с людьми, причем — люди со мной разговаривали, спрашивали, давали советы — очень добрые, кстати.

Что было в этом выссказывании для тебя самое важное.
Есть тип вечной жены. Есть тип вечной невесты — для меня самое страшное, наверное, это семейная жизнь — в каком плане, я сейчас тоже живу с человеком и это можно назвать семейной жизнью, для меня же страшное в том, что происходит когда другой человек для тебя уже блекнет.

Ты не хочешь чтобы ничего стерлось? Что ты делаешь, когда стирается?
Ухожу.

Но ведь это же больно?
А что делать? А с другой стороны, когда привкус жизни пропадает — то зачем?

Ты благодарна людям, которые с тобой были раньше?
Да, конечно. Но я живая, кого-то я могу ненавидеть, вполне нормально, кому-то быть благодарной.

У тебя бывают мимолетные увлечения?
Да, я влюбчива.

И что ты с ними делаешь?
Сублимирую. Вообще, все это как пища.

Все пища? И друзья — пища?
Да и друзья, все пища, это нормально.

Есть люди, с которым ты общаешься долго?
Да,конечно, Сауле — моя подруга, мне с ней интересно, Зита тоже. У меня много мужчин-друзей. Есть долгие друзья.

А мир вообще делится на мужчин и женщин, или не делится?
Делится. Бывают такие минуты, когда делится.

В каком мире тебе комфортней существовать в женском, или в мужском?
Мне приятно,когда много мужчин.Но я кайфую от общения со своими подругами — и обычнов доме у меня живет какая-нибудь девушка,и я сама для себя исследую своих подруг — их горести, их переживания. Я после этого себя больше понимаю.

Такой эгоизм?
В хорошем смысле — да.

Алмуша, люди — бисексуальны?
Да.

Все?
Не все,все зависит от внутренних мнений среды, в которой они находятся. Люди исследуют себя настолько, насколько среда это позволяет.
Лишь немногие люди способны исследовать себя вопреки среде…

Что для тебя еще важно, спать с человеком в одной постели важно?
Спать вместе это важно — это очень приятно, важно есть вместе, смотреть кино интересное, читать книги, танцевать, работать вместе.
Но если всю жизнь есть вместе и спать вместе — это очень скучно, это превращается в какой-то пансионат. К сожалению, я не видела людей, которые живут так долго вместе и светятся друг от друга. Я верю, что это, наверное, возможно, но это — как удача. Чаще всего люди обесцвечивают друг друга. Люди,которых я видела, увы, меня не вдохновляют. Там уже другие механизмы — чувства долга, например,много факторов,конечно работает — если есть дети, там другая ситуация. Я не знаю, эти двери для меня закрыты.
Вобще, человек это очень одинокое существо — при удачном раскладе — уединенное, при неудачном — одинокое.

Из какой ты семьи?
Из какой я семьи? Меня мама воспитывала одна. Моя мама была физиком, преподавателем, преподавала оптику на физфаке. А моя бабушка и мои родственники живут в Центральном Казахстане, у них много детей, на самом деле мои родственники очень традиционные казахские люди.

Здесь у тебя родни нет?
Здесь есть какие-то родственники, они меня навещают, звонят иногда, но несколько в стороне. Вообще мне больше интересен чужой человек.
Так получилось, что я независима, я одна и меня это устраивает.

Насколько давно ты самостоятельна?
Ой, слушай, я самостоятельна с восемнадцати лет.Моя мама болела — и мне пришлось стать самостоятельной. Если говорить про маму — меня мама очень сильно любила. Есть разные чакры у людей — головные, сердечные. Это была женщина, у которой очень развит был сердечный центр — она мне давала столько много свободы и столько много любви, что мне этого хватает до сих пор. Когда у человека очень многое есть с детства,то уже не возникает желания к кому-то прицепиться. Я даже боюсь этого чувства — привязанности, как будто я уже завишу.

Когда ты одна осталась?
Моя мама умерла, когда мне был двадцать один год, так что с двадцати лет получается.

Разговоры о том, что живопись не актуальна тебя задевают?
Нет, меня это не задевает. Я же не перестала заниматься живописью от того, что она не актуальна. Какие-то новые формы я приемлю, мне это нравится — это расширяет мои границы. А от того, что я делаю руками — я получаю самый большой кайф, — тку, шью или рисую. Я ощительный человек, но я кайфую от того, что я делаю одна.

Какие у тебя отношения с деньгами?
Очень хорошие. Я люблю деньги. Да, я люблю деньги, люблю, когда их много — появляется возможность ездить, путешествовать. Я рисую, продаю живопись и на эти деньги путешествую. Я представляю, если бы я не могла зарабатывать деньги, зависела бы от своего любимого человека — это были бы совершенно другие отношения. Деньги — это независимость.

Ты выстраивала сознательно свою маркетинговую стратегию?
Сознательно — не знаю. Я очень многое делаю интуитивно. И у меня есть еще внутреннее чувство, которое мне иногда помогает и спасает. Я знаю,что я с детства не хотела работать с утра до вечера, я хотела, чтобы у меня было много свободного времени. И в какой-то мере у меня сейчас это получается.
Модель, при которой мужчина является добытчиком, а женщина — хранительницей, сегодня уже не работает. Она могла бы работать только с очень наивными, искренними людьми — сегодня же слишком много информации, поэтому люди живущие по этой модели чаще всего не довольны друг другом — их все не устраивает,это видно даже по состоянию духа человека. Ему приходится себя ломать, идти на компромиссы. Я не видела, чтобы этого не было… Люди живут не для того, чтобы жить, а для того,чтобы выжить. Ну выжил ты и что? Поэтому люди и умирать не хотят, боятся. Человек живет не расцветая и уходит, не истратив потенциал. Я встречала старых людей — когда спросишь, как они жили — они жили совершенно не нормально.

Алмуша, а что такое моногамность и полигамность?
Это такие вещи, которые реально существуют на свете. Иногда, хочется быть полигамным, потом приходит время — и хочется быть моногамным. Есть люди, которые живут в моногамности и мечтают о полигамности. Есть люди, которые живут в полигамности и страшно мечтают о моногамности.
Конфликт с самим собой.

У тебя есть какой-то символ веры?
Я занимаюсь медитацией, я занимаюсь суфийскими танцами.

Насколько это связанно с духом и с телом?
Крепко связанно и с духом, и с телом. Это ежесекундная, ежемиговая помощь.

Скажи пожалуйста, ты так живешь — потому что ты художник, или ты художник — потому что так живешь?
Я художник потому, что за этим словом можно спрятаться, это социальная защита такая, и ты можешь жить так, как хочешь, как внутри ты хочешь, как ты растешь, ты можешь расти и развиваться в разные стороны. А вообще, разумеется, это вещи взаимосвязанные.

А что сегодня?
Сегодня вот за этой стенкой мой друг, которого я очень люблю, который очень талантливый — Герман, записывает казахский кюй. Он занимается электронной музыкой и интересуется музыкой Центральной Азии и Сибири, мне очень интересно расти с ним, я даже стала интересоваться казахской традиционной музыкой. У меня сейчас много эмоций и переживаний.