Он разведет всех, кто пытается его развести…


Начался, или продолжается ренессанс интереса к буддизму — трудно сказать. Во всяком случае, не кончился. Я, как и большинство моих соотечественников о буддизме мало знаю, но, как и некоторые, иногда интересуюсь.

Потому что, как говорят о Будде герои современного русского писателя: «он развел всех тех, кто пытался его развести и слил тех, кто пытался его слить».

Да и у другого литератора (у Стогова ) каменные Будды вполне равнодушны к духовным поискам пьяного героя — жестоко, как ему кажется, равнодушны. Но это, как всегда — его проблемы. Будда же, наверное, что-то или кто-то другой.

Разговаривать об этом непосвященному практически невозможно, так что я и пытаться не буду — просто могу указать интересующимся на еще одно переиздание любопытной книжечки «Буддийские сказания» (СПБ, «Утпала», 2002).

В предисловии написано, что произведения составляющие эту маленькую книжечку взяты из «Трех корзин» (Типитака), гигантского свода на языке пали, буддийского канона школы тхеравадинов. Это литература сложившаяся в Древней Индии в последние полтысячелетия до р.Х. Будда, или Бодхисаттва — пока он движется в череде рождений является героем большинства коротких джатаков, приведенных в этой книжке.

Там действительно говорится о том, например, что привязанность чревата горем, и что решимость, щедрость, правда, самообладанье, терпенье и истина ведут ко всему хорошему, а все что наоборот — не ведет. И ничего никогда не бывает вечного, хоть в этой жизни, хоть ни в этой.

Ну и довольно об этом.

Вот я еще посмотрел на неделе спектакль про метлу, о котором все написали — тоже по-своему буддийский такой спектакль.

В смысле буддийский, потому что про суету, а получается, что такие спектакли это попытка эту суету остановить, показав со стороны.

Спектакль шел в подвале, сверху там трубы проходят, скамейки деревянные и как всякое дерево быстро вписываются в любое действо, действо же во многом отдельно мужское — женское. То есть там и про женскую суету много и про мужскую, но, преимущественно, отдельно друг от друга.

Что делает действо еще более современным, чем отдельные пластические цитаты из жизни. Я бы особенно поблагодарил актеров за звуки — поскольку слов нет, звуки особенно проработаны и узнаваемы. Такие вот жизненные звуки.

Жалею, что не попал на премьеру этого же театра пяти актеров, на темы декаданса — занимался опять же жизненной суетой, то есть проживал свою жизнь и даже не без приятности, как и вы, надеюсь, но времени на то, чтобы остановится, не осталось.

Впрочем, я кажется пытаюсь подменить разные понятия, что опять же, в какой-то степени типично сегодня.