Солнечный анус


Рыночный маятник качнулся вдруг в эту сторону и издательства — гиганты начали у себя создавать отделы интеллектуальной литературы, а благодаря докатившейся до нас волне наши книжные магазины стали на какое-то время просто средоточием перлов мировой литературы. Все стали вдруг филиалами лавки писателей и издательства «AD MARGENUM». На одной книжной полке сейчас стоят романы Мураками, сочинения рок-мистика Ника Кейва, «Космос» и «Фердидурка» Гомбровича и «Ужин с господином Тестом» Поля Валери.

Разгул «высоколобой» литературы грозит перейти в вакханалию, тем более, что на этом временном отрезке ей пока ничего не противостоит. Издатели, напуганные падением прибылей готовы издавать, кажется, любой еще не изданный сад расходящихся тропок и легитимировать любую провокацию, к которой так склонна интеллектуальная литература — будь это провокация политическая, сексуальная или стилистическая. Уже видели новую книгу рассказов Павича, совсем новую. Появился перевод еще одного романа Исаака Башевиса Зингера — говорят, он продолжает «Шошу». Если так пойдет дальше, то скоро в одном из двух оставшихся алматинских трамваев будут цитировать Бодлера, а в идущем ему навстречу отвечать Верленом. Кажется, живи да радуйся, но мы пока все же поостережемся, — черт его знает каким поворотом книжного рынка все это закончится. Вернее даже слишком можно догадаться каким — но пока этот чумной пир продолжается.

Книжка, которую вынесло к нам на берег этой волной вполне показательна «Locus Solus. Антология литературного авангарда 20 века. В переводах Виктора Лапицкого» (СПБ, Амфора, 2000). Переводы с французского и английского. То, что мы давно хотели почитать, но не знали где спросить. Имена, преимущественно слышанные, но не читанные: Раймон Руссель, Антонен Арто, Жорж Батай, Ален Роб-Грийе, Брайн Олдис, Кэти Акер. Сюрреализм, патафизика, структурализм и постструктурализм — тексты в самом сборнике интереснее терминов, наверное, точнее всего то, что их связывает можно действительно определить словом провокация. Текстов не слишком много, но многие из них заслуживают нашей любви. Меня успела зацепить так недавно мертвая «сводная сестра киберпанка и прямая наследница Жоржа Батая» Кэти Акер, мне показалось, что она открыла о жизни что-то, что очень напоминает голую правду. «Я была умна, как крыса, и поэтому нашла другой путь…» — говорит эта незаконнорожденная дочь Америки. Мне кажется, так и с остальными — они нашли другой путь. Возможно, это и есть авангард.