Знаете ли вы


Мы все бедные.
Даже наши богатые.

Рождественские размышления

Знаете ли вы, что на окраинах Алматы есть целые районы, в которые «скорая помощь» ездить отказывается? Туда можно вызвать «коммерческую скорую помощь» за 7000 тенге. Речь идет не о «самострое», а о признанных, но отдаленных районах, зависших между городом и пригородом. Фактически это ничейная земля.

Люди вызывают «коммерческую скорую» только в крайних случаях, надеясь на то, что как-нибудь обойдется - это те, у кого в данный момент есть эти семь тысяч. Многие об этом даже не думают.

Время от времени люди там умирают, не получив никакой помощи. Это правда.

Вы можете об этом знать, если вы сами живете в таком районе и ездите из него на работу в город, или если у вас там живут родственники. В любом другом случае вам это, скорее всего, неизвестно.

Хотя особенность нашего общества и этого все еще длящегося «переходного периода» в том, что даже у самых обеспеченных горожан есть дальние (а иногда - близкие) бедные родственники, мы не знаем и не хотим знать очень многих вещей, которые не вписываются в наше представление о жизни.

Знаете ли вы о том, что на расстоянии четырех часов поездки на машине от Алматы есть поселки жители которых, семьей в пять человек живут на десять тысяч тенге в месяц.

Женщины, потерявшие кормильца всю зиму кормят свою семью мешком картошки и мешком муки, которую привозит сельский аким, а дети на улицу выходят по очереди, поскольку у них нет одежды на всех. И это происходит сегодня. И это правда.

Большинство из нас, так или иначе, знакомы с бедностью и если не ездит сейчас в автобусах, или «маршрутках» то хорошо помнит, какими автобусы были раньше и сколько физических сил они требовали.

Знаете что, господа? Ничего ведь не изменилось.

Только внешние формы. Но не для всех и не везде. И связь между теми, для кого жизнь изменилась и теми, кто живет в трущобах гораздо крепче, чем мы думаем. Потому что мы живем в очень традиционном обществе, где невозможно чувствовать себя комфортно, не закрывая глаза на «нюансы».

И именно их наличие напоминает нам обычно об условности нашей защищенности и неустойчивости нашего «преуспевания».

Искусство закрывать глаза и не замечать «несовершенства» стало основным мотивом жизнедеятельности - иначе, кто бы стремился к покупке квартир и домов в наших городах, стоимость которых превышает европейские. Это можно делать только, не просто «закрывая глаза», а крепко зажмурившись.

Ведь проблема безопасности, проблема экологии и, собственно, качества жизни, не решается.

Какого искусства самообмана нам приходиться достигать, чтобы стремиться к личному благосостоянию без учета реальности окружающей среды, в которую мы пытаемся наше благосостояние вписать.

Все общество стремится к успеху, стремление «вырваться» стало религией.

Но что происходит на практике, когда тебе удается не вырваться даже, а чуть-чуть приподняться?

Даже если ты очень «удачлив» и можешь купить квартиру не в «ипотеку», через годы, выплатив ее двойную стоимость, а на собственные деньги - не факт, что из твоего двора будет регулярно вывозиться мусор.

Если ты заболеешь и попадешь в «платную» больницу коли ты сам не в состоянии разобраться со своим диагнозом - никакой уверенности что тебя будут лечить правильно у тебя нет, не говоря уже о шансе подцепить там какую-нибудь заразу, - и не говоря уже об ужасе СПИДа.

Наши микрорайоны все больше напоминают латиноамериканские кварталы с железными решетками на каждой лестничной клетке, но даже если вы живете в центре - разве не каждая дверь в вашем подъезде стальная?

Появляющиеся новые модели автомобилей на нашем рынке можно рекламировать слоганом: «Завтра в угоне!».

Вопрос не в том, разумеется, что не нужно стремиться к личному благополучию - это стремление едва ли не единственное смогло вывести общество из социального коллапса. Только частная инициатива, разумеется, движет миром.

Но некритический взгляд на «идеологию успешности» порождает сегодня несамодостаточное общество, которое не способно влиять на государственную власть и заставлять ее решать социальные проблемы.

Если всех сориентировать на достижение личного успеха - то социальные проблемы можно не решать, а прятать, что ведет к латиноамериакнизации нашей жизни.

К неизбежному росту числа трущоб, с одной стороны и охраняемых богатых кварталов с другой и эскалации напряженности в обществе. Навязываемая в качестве единственной сегодня «идеология успешности» должна быть потеснена новой идеологией единства и социальной ответственности, как бы это смешно сейчас не звучало.

Мы все и обеспеченные и малообеспеченные сегодня знаем, что качество жизни, которое мы получаем, не стоит тех денег, которые мы за него платим.

Стремиться к богатству и по-прежнему переплачивать вдвое или втрое за несоответствующее качество - вот что такое поддерживать сегодняшнюю «идеологию успешности».

Единственный нереволюционный выход из этой ситуации - это создание гражданского общества, то есть общества граждан, способных через свои институты взаимодействовать с государством, оказывая на него влияние. Будем ли мы это делать?

Вероятнее мы так и будем с вами «успешными людьми», у которых на окраине живет бабушка, которая может в любой момент умереть без медикаментов, или дальние родственники в ауле, всей семьей живущие на семьдесят долларов в месяц, без всякой перспективы.

Можно про них просто забыть, но можно и самому случайно поскользнуться на улице и разбить себе голову. В конечном счете, очень легко разбить себе голову игнорируя нерешенные общие проблемы, пытаясь выстроить частное преуспевание.

В конечном счете, вопрос о том, к какому будущему мы готовим наших детей - если продолжать нынешний сценарий развития - к жизни в охраняемых «кондоминиумах», окруженных со всех сторон подступающими к ним гетто? Или к нормальной жизни, и что такое будущая норма?

Вопрос еще и в том, что «кондоминиумов» на всех не хватит.

Сегодня же и наши богатые - бедные, потому что они не могут реализовать здесь свои «имперские» представления о жизни, и за пределами своих «империй» они выходят из зоны безопасности.

Поэтому гораздо комфортнее они себя чувствуют за границей...

Наше благополучие - внешнее, наши улучшения, которые мы видим на улицах наших городов, неглубоки - и потому непрочны.

Бедность мы все больше оттесняем на окраины, как будто если она уйдет с глаз, то исчезнет и из жизни. И перестанет на нее влиять.

Фасады зданий, которые мы возводим, прикрывают некомпетентность, эгоистичность и часто откровенное невежество людей, садящихся в новенькие кабинеты.

Да и в кабинеты, порой, просто не кого сажать - рост числа специалистов не успевает за количеством кабинетов.

Коррупция давно стала нормой нашей жизни - и при этом мы всерьез говорим о экономическом росте, проедая нефтяные деньги.

А людей, которые будут работать в завтрашней новой экономике просто нет, откуда же возьмется тогда новая, не сырьевая экономика, кто ее создаст?

Господа, вы не боитесь, что весь этот гигантский мыльный пузырь в масштабах одной маленькой страны просто лопнет? И лопнет очень больно.

Мы, городские жители, так называемый «формирующийся средний класс» заворожены идеей «личной успешности» и движемся как бараны на убой за серебряной луной благополучия, которая так удобно повешена на занавесе этого театра. Но занавес закрывается. Пьеса может уже завтра закончиться, господа, если мы не поменяем ориентиры, а исключительное желание ездить на дорогих машинах и жить в дорогих квартирах не может быть двигателем прогресса общества - тут чего-то не хватает, не может это быть основой движения...

Вопрос изначального неравенства стартовых условий у нас связан, разумеется, с основной проблемой неокапитализма, которую переживает не только наша страна - вопросом перераспределения общественного богатства и общественной собственности, оказавшейся к началу 90-х в руках у кучки людей.

Так произошло не только в нашей стране.

В какой то мере это стало «необходимым злом», то есть тем, с чем общество смирилось, еще точнее - безропотно согласилось. Но вот то, что в дальнейшем произошло с результатами этой лигитимизации, то есть, подпали ли дальнейшие действия этих «старых новых капиталов» под частичный контроль общества и дальнейшее упорядочивание через систему вхождения в новые международные экономические и политические союзы или нет - в этом вопрос.

Можно сказать, что так произошло и происходит только с восточноевропейским блоком и прибалтийскими государствами. Наши отношения с международными институциями под вопросом.

Да и являются ли эти отношения безусловным благом для общества не имеющего независимой идеологии?

Наши страхи и ожидания связаны с ВТО, но ведь при том уровне компетентности, который мы сейчас являем мировому сообществу, при том уровне ничем не подтвержденного апломба и спеси, который мы демонстрируем, можно потерять и этот шанс.

В обществе не создается никаких институтов контроля над государством. Да и есть ли в нашей стране общество?

«Средний класс» отдает свое право участия в политической жизни оппозиционным партия, внутренне скорее присоединяясь к ним, чем к правительству, но самом деле одинаково не доверяя ни тем, ни другим.

И при этом мы думаем, что у нас еще есть эта возможность - не участвовать в общественной жизни. И она у нас действительно еще есть - только платим мы за нее качеством нашей жизни.

Очевидно, что даже систему социального перераспределения и социальной дотации может контролировать только развитое гражданское общество, поскольку государство в этой функции эффективно бывает только в тоталитарном варианте - тогда уж действительно все поделят поровну - во всех остальных случаях государство разъедает коррупция и оно, без контроля общества, в перераспределении благ неэффективно.

Как бы мы ни были сейчас «далеки от политики» и настроены на то, чтобы пусть «не помогают, лишь бы не мешали», я не вижу другого выхода, кроме как осознавать себя гражданами и двигаться к общегражданскому обществу и в этом смысле - политизироваться, создавая институты гражданского общества, институты контроля над государством.

Как - я не знаю, но то, что нам пора уже выходить из плена нашей маленькой розовой мечты - из плена идеологии «личной успешности», которая приведет к тупику, я чувствую.


Автор Комментарий
Аноним (не проверено)
Аватар пользователя Аноним.

обратите внимание на дату - получается, что это написано еще за год до кризиса, но тенденция "большого пузыря" подмечена верно.

 
Алматинка (не проверено)
Аватар пользователя Алматинка.

...Осознать себя гражданами? Как? Ведь сознание включено исключительно на собственную наживу! Этот большой пузырь - Казахстан уже и не принадлежит нам "гражданам". Все раскуплено иностранными дядями, которые этим очень довольны и рады вкладывать свои деньги не только в свой карман, но и в то, чтобы мы с вами-гражданами деградировали(половое просввещение в школах, секты, порно-пресса, образование на западный манер, отдых на западный манер). И вот когда у нового поколения еще и мозги начнуть работать на их сторону, вот тогда нам придется поплакать. Так что, ребята, не о успешности думать надо(работа животного инстинкта), подходите к делу разумно, чтобы не впасть в силки раставленные, и не поддаться, когда эти дяди(маленькие рычажки больших пожирателей)не захотят совсем пребрать нашу республику в свои ручища, и не бежать, крича "долой корупцию!" или что там еще, не важно, доверившись им и желая отменить Конституцию.
Эххх,.. жалко мне всех нас, глупеньких.

 
Аноним (не проверено)
Аватар пользователя Аноним.

Речь была не об этом.

 
Аватар пользователя Joltay.
Сообщений: 449
С нами c 2006-12-08

"Не накорми, но научи рыбу ловить" Библия

 
Аватар пользователя Аэлита Жумаева.
Сообщений: 1274
С нами c 2006-09-10

помогать можно по разному. можно постоянно давать рыбу, а можно научить эту рыбу ловить.

 
Аноним (не проверено)
Аватар пользователя Аноним.

Вы все как хотите а я всегда по возможности буду помогать нуждающимс
я

 
Аватар пользователя Аэлита Жумаева.
Сообщений: 1274
С нами c 2006-09-10

Передавай Шамилю привет от меня! Надеюсь он меня помнит )))

 

 
Аватар пользователя Joltay.
Сообщений: 449
С нами c 2006-12-08

Завтра хочу заехать к Шамилю Гулиеву. Расскажу ему про арбу.

 
Аватар пользователя Joltay.
Сообщений: 449
С нами c 2006-12-08

Займись искусством, Кана (странно звучит)!

 
Аватар пользователя Вадим Дергачев.
Сообщений: 492
С нами c 2006-09-12

Канатик, как ты, дорогой?

Ты сейчас в Ате, или в Киргизии?

Я все еще в Ане, но тут тоже тепло...

 
Аватар пользователя Захар Носов.
Сообщений: 77
С нами c 2006-10-13

нет я не говорил, что все замечательно... и это даже не зебра... скорее гамбит... закон сохранения энергии если хотите, карма... кому как угодно...и как более понятно...

но ничего не поделать всего на всех не хватит... потому что есть те кто не хочет делиться... хотя попытаться отобрать у них это мне кажется вполне естественным :)

 
Аватар пользователя Joltay.
Сообщений: 449
С нами c 2006-12-08

Да, Кана! Наверное это жизнь! И всему свое время.

 
Аватар пользователя Вадим Дергачев.
Сообщений: 492
С нами c 2006-09-12

Что же, автор памятника известен...

это хорошо,

по крайней мере понятно, кого ругать - врядли, он в следующий раз откажется памятник ставить, но все-таки важно знать своих церетели поименно.

Канатик, спасибо за справку.

Как там в Оше?

 
Аватар пользователя Joltay.
Сообщений: 449
С нами c 2006-12-08

Лучше, когда просто человек человеку человек!

 
Аватар пользователя Захар Носов.
Сообщений: 77
С нами c 2006-10-13

тяжело говорить о том что все плохо, когда хочеться кушать... но когда поел, совсем даже легко..

в один миг все не измениться, мы живем в стране которую заслуживаем, в том обществе какое заслуживаем, и каждый выживает как может и как считает нужным

и я считаю что участия и интереса к жизни постороннего человека у нас гораздо больше чем у тех же россиян, к примеру... не говоря уже об европейцах и американцах...

так что хватит ныть и десять раз на дню причитать как все хуева!

даже если дать каждому жителю страны чемодан денег ситуация быстро вернется в свое прежнее русло...

 
Аватар пользователя Joltay.
Сообщений: 449
С нами c 2006-12-08

Мы в матрице!

 
Аватар пользователя Вадим Дергачев.
Сообщений: 492
С нами c 2006-09-12

 danza

"а депутатов я не люблю, по-моему, 80% из них просто прсиживают свои кресла в парламенте.

я иногда поражаюсь, как мы еще умудряемся жить и существовать в КЗ, где все охвачено, пронизано, оплетено коррупцией. где детей заражают ВИЧ, строят беспонтовые памятники (свежий пример - на Мира-Сатпаева -полный отстой), рушат дома живых людей в Шаныраке, убивают политиков от страха.

мы существуем здесь благодаря нам самим. я очень люблю свой народ, но мне не понять почему он, великий могучий казахский народ, терпит все издевательства власти?"

 

 а кто автор памятника на Мира - Сатпаева?

Мне кажется у нас многие вещи остаются без авторства для общества - поэтому никому не стыдно...

 

 
Аватар пользователя Аэлита Жумаева.
Сообщений: 1274
С нами c 2006-09-10

Я просто пытаюсь обратить внимание на то, что "успешность" - действительно не панацея, это способ закрыть глаза.

Не панацея от чего? От бедности в рамках семьи или города или государства или СНГ или тотальной бедности третьего мира?  

А что такое «успешность»? Деньги? У меня был в жизни персонаж, у которого была зарплата не один десяток тысяч у.е. в месяц. Это был несчастный человек, потому что записывал на бумажку, как я обращаюсь к своему ребенку - он не знал, что малышу можно сказать: «котик, я тебя люблю». Большинство из них вовлечены в сумасшедшую гонку за иллюзорным успехом, образ которого нам ненавязчиво навязывает система - у кого и сколько квартир и в каком районе, какая машина, часы, сумки, очки и пр. Они участники одного спектакля, винтики и они уж точно ничего не решают, и помочь никому не могут. Они напиваются по пятницам до чертиков, чтобы убедиться, что еще живы или ездят в Куршавель, чтобы не остаться за бортом. Может быть, это более несчастные люди?

По другую сторону баррикад мать-одиночка, которой сложно ощущать и осознавать свою личную «не успешность» в «успешном» государстве, потому что зарплата мизерная, скорая помощь в ее район не заворачивает, а она пребывает в иллюзии, что живет в крутом городе и радуется красивым витринам дорогих бутиков. Эти люди ждут помощи от государства, богатых родственников или друзей.

Возможно, они уже догадываются, что для своих «спасителей» они всего лишь сбой в системе.

Мне кажется, все пребывают в иллюзии, можно и не закрывать глаза.

 
Аватар пользователя Joltay.
Сообщений: 449
С нами c 2006-12-08

Неудачник - это тот, кто продолжает жить, думая что он - удачник.

Он скорее, счастливчик!

 
Аватар пользователя Аэлита Жумаева.
Сообщений: 1274
С нами c 2006-09-10

полность согласен, брат, если америкоты борются против ислама то у казахов доллар-и Аллах и Будда

не сочтите за тупость, не поняла ни слова

 
Аватар пользователя Joltay.
Сообщений: 449
С нами c 2006-12-08

Я знаю это!

 
Аноним
Аватар пользователя Аноним.

полность согласен, брат, если америкоты борются против ислама то у казахов доллар-и Аллах и Будда

 
Аноним
Аватар пользователя Аноним.

Неудачник - это тот, кто продолжает жить, думая что он - удачник.

 
Аватар пользователя Вадим Дергачев.
Сообщений: 492
С нами c 2006-09-12

Я, кстати, совсем не думаю, что ситуация на самом деле плохая...

или хорошая.

Я просто пытаюсь обратить внимание на то, что "успешность" - действительно не панацея, это способ закрыть глаза.

И Астана, в этом смысле,  еще показательней Алма-Аты - потому что Астана, это любимое детище, которое пестуют и так далее, но контрасты и здесь... разительны мягко говоря. Еще смешнее в этом смысле некая информационная блокада - самоцензура журналистов здесь на то, чтобы давать об Астане какой-либо негатив, выходят из положения по-разному - один знакомый главный редактор рассказал такой способ: Астана вся в белом, зато на  информации о других регионах отыгрываются - дают исключительный негатив. Получается - Астана вся в белом, а вокруг все в дерьме...

У Аксенова был рассказ - "Маленький Кит, лакировщик действительности", мы все превратились в таких лакировщиков, в чем нам весьма помогает наша "успешность".

Недавно в одном интервью прочитал: " Дети рабов счастливее своих родителей. Они уже не помнят свободы" Судя по тому, как воспринимает и быстро ко всему приспосабливается молодежь - это про нас.

Хотя правда и то, что мир сейчас един и не возможно долго  лакировать действительность в одной отдельно взятой стране - прорвет...  

 
Аноним
Аватар пользователя Аноним.

Да, в советское время про коммунизм нам врали, но про капитализм то говорили сущую правду. За что боролись то и получили причем в худшем варианте.

 
Аватар пользователя Аэлита Жумаева.
Сообщений: 1274
С нами c 2006-09-10

Bylo by interesno sdelat' puteshestvie iz Almaty v Astanu..

я однажды ехала поездом из москвы в алмату. после пересечения границы, на каждой станции плакала...и скупала всякую фигню у детей и старух, потому что не знала как еще им помочь.

 
Аватар пользователя chonduhvan.
Сообщений: 280
С нами c 2006-11-10

да, торкнуло

 
Аватар пользователя Erjan.
Сообщений: 376
С нами c 2006-12-27

Bylo by interesno sdelat' puteshestvie iz Almaty v Astanu.. Naverniaka mozhno uznat' namnogo luchshe situatsiiu v strane..

 

 

 
Аватар пользователя Erjan.
Сообщений: 376
С нами c 2006-12-27

Koshmar..