Пролетарский концептуализм


22 декабрь, 2009 - 19:00
по 21 январь, 2010 - 20:00

Капитализм за*бал
"Пролетарский концептуализм" против буржуазного "контемпораре-арта"
К 130-летию И. Сталина и памяти О. Лопуховой

Кто такие "Синие носы"?

Группа "Синие носы" - проект художников В. Мизина и А. Шабурова, которые решили создать народническую версию "современного искусства" (или, по выражению критика Е. Дёготь, - "очень современного"). Понятного не только интеллектуалам, но и обывателям. Не только на международных выставках, но и у себя дома. Не брезгующему фольклором и массовой культурой.

Точнее так: интернациональному по форме, но национальному по содержанию - если перефразировать известное выражение И. Сталина (нация - кто не помнит - не прялки с рушниками, а совокупность всех жителей какого-либо государства). В противовес господствовавшему до этого снобистскому элитарному междусобойчику, не понятному никому за пределами малочисленной арт-тусовки. Впрочем, ко дню рождения И. Сталина данная выставка имеет весьма отдалённое отношение.

Название "Синие носы" возникло случайно. И тоже было связано с проектированием искусства XXI века. В 1999 году СМИ пугали весь мир "страхом-2000". Якобы операционные системы компьютеров не рассчитаны на третье тысячелетие, оттого с 1 января перестанут работать телевизоры и летать самолеты. Тогда сибирские художники решили организовать экстремальный художественный фестиваль - встретить Новый год, запершись на неделю в бомбоубежище. Без электроники, женщин и алкоголя. Заодно придумать, каким будет искусство после грядущей техногенной катастрофы.

Правда, выяснилось, что видеокамера в подвале всё же нашлась, и будущие "Синие носы" стали снимать "перформансы" в стилистике того, что сейчас показывают по телевизору. А чтобы подчеркнуть жанр телеклоунады, надели на носы синие пробки от бутылей с водой. Ведь если художники XIX века ездили на "пленер" рисовать "с натуры", то у сегодняшних творцов натура совсем другая - медиа-реальность. Бесконечные пародийные шоу, милицейские сериалы, клиповая нарезка и замешанная на сексе реклама. Помесь КВН и МТВ.

КАКИМ БЫТЬ "ОЧЕНЬ СОВРЕМЕННОМУ ИСКУССТВУ"?

В предыдущих проектах В. Мизин и А. Шабуров исследовали, каким надлежит быть "национальному современному искусству". Напомним элементы головоломки. Вот код "Синих носов".

"Случайные совпадения: Московский романтический плагиат" (2006) наглядно продемонстрировали, что всё столичное "современное искусство" 1990-х было бессознательными кальками зарубежных аналогов (см.: www.guelman.ru/plagiarism...). Ну и гражданской позицией: мы свои, буржуинские! Разделяем более прогрессивные ценности и художественные формы.

В проектах "Видео на коленке" (2003) и "Тяп-ляп-арт: Как создавать произведения искусства на отдельно взятой кухне" (2004) художники пытались отыскать у себя под ногами "аутентичные формы": "Наше ноу-хау - не хай-тек, а тяп-ляп!" Итогом изысканий, начатых "Синими носами", стал грандиозный реестр "бедных" технологий и материалов, собранный М. Гельманом на выставке "Русское бедное" (2008).

Следующие проекты В. Мизина и А. Шабурова "Мода на труд: Как создавать общественно-значимые произведения искусства" (2005) и "Грёбаный фашизм" (2006) были поисками "аутентичного содержания". Отечественная традиция в этом вопросе гласит: искусство - общение с обществом, "проводник актуальных социальных идей" (Л. Толстой). "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" (Н. Некрасов). Поэт больше, чем поэт, а художник больше, чем художник. "Синие носы" иллюстрировали газетные заголовки и вообразили себя наследниками "Синей блузы": "Утром в газете, вечером в лайтбоксе или видеоарте!"

"Целующиеся милиционеры" (фотоиллюстрация одного из методов делания "социально-значимого" искусства) позже снискала скандальную славу благодаря министру культуры РФ А. Соколову. Он обозвал её "позором России" и снял с французской выставки "Соц-арт" (что обсуждали даже Путин и Саркози), но вскоре сам был снят с должности. За ним уволили директора Третьяковской галереи. А "Целующиеся милиционеры" стали самой известной работой русского соц-арта за рубежом.

"Игры разума" (2007) - портреты "властителей дум" с баскетбольными корзинами во лбах. Идеальные модели такого вот демократичного искусства. Которое захватывает любого зрителя и, лишь потом, открывает глубины скрытой за сим "философии". Декларация: в первую очередь искусству надлежит быть захватывающим. Понятным пионерам и пенсионерам. Если твой "мессидж" не доходит до адресата, то это не месседж, а пшик себе под нос!

И, наконец, "Музей Б. У. Кашкина" на 3-й Московской биеннале (2009) - ещё одно исследование, эпиграф и камертон из недавнего прошлого, наглядное подтверждение, что самобытное "современное искусство" было возможным и ранее.

САМОРАЗОБЛАЧЕНИЕ БУРЖУАЗНОГО "КОНТЕМПОРАРИ-АРТА"

Однако реальность до сих пор не воспользовалась рецептами "Синих носов"! Проповедники "контемпорари-арта" пытаются заставить население любить Энди Уорхола и его подражателей. Ничуть не разочаровавшись, В. Мизин с А. Шабуровым обозрели пролетевшие 10 лет и подвели черту под очередным этапом существования российского искусства. Создали инструкцию, каким оно было, есть и будет. Как его надо (или не надо) делать.

Что изменилось с начала века и до конца десятилетия? Если отбросить бренды-тренды, "лофты" и "опен-эйры", "пиар" и "гламур"? Культурная симуляция прошла стадии институализации и коммерциализации, стала модой, а затем мейнстримом. Потешные галереи из хобби своих владельцев вдруг начали самоокупаться, а затем самые успешные из них превратились в фонды (М. и Ю. Гельман, "Стелла Арт" и др.).

Художники - "творческие личности", когда-то спрятавшиеся за собственными "персонажами" (И. Кабаков), освоили амплуа "собак" (как О. Кулик), "политических активистов" (как А. Осмоловский и Д. Виленский) или совсем уж хамелеонов-травести (как В. Мамышев-Монро). Потом стали пародировать продвижение бренда (как "Синие носы"). Покуда галеристы - словно продюсеры в шоу-бизнесе - не научились создавать фантомных художников без их участия (таких, как Танатос Банионис в галерее "Триумф").

Неудивительно, что прежняя интеллектуальная подстилка "современного искусства" куда-то испарилась, и ценность его стала определяться исключительно рынком. Возник новый тип хорошо продаваемого арт-объекта - большого, блестящего и бессмысленного. Искусство не для ума, а для интерьера. Ингредиенты его изготовления таковы:

1) пафос и полный серьёз, отсутствие иронической дистанции;

2) формализм (ибо социальность спряталась в нонпрофитные пространства, и многим "современным художникам", не учившимся в художественных школах, на старости лет пришлось осваивать азы визуальности);

3) миссионерство, отсылки к придуманной французами русской "духовности" ("Верю" О. Кулика);

4) отсылки к классическому искусству (оперное пение у В. Алимпиева и "Рисунки Рембрандта" Д. Гутова) - художественную ценность "современного искусства" лучше заранее подтвердить покупателю цитатами из классики или музеефицированного авангарда;

5) отсылки к советской стилистике (как, например, у всех трёх номинантов на премию Кандинского-2008), ибо жизнь в утопическом СССР - единственный конвертируемый социальный опыт, имеющийся за плечами у художников "постсоветского пространства".

10 лет назад ингредиенты были иными. Издевательства над советскими идеологическими иконами (Ленин, Сталин, ГУЛАГ, Кей-Джи-Би). Раскрученный С. Дягилевым "русский авангард". Плюс к тому "левый дискурс", "литературность" и повсеместная самоирония. Которую сейчас приходится тщательно скрывать.

С КЕМ ВЫ, ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ?

Это потому, что адресат "современного искусства" тоже поменялся. Раньше оно делалось на экспорт. Потом взлетели цены на нефть, на всех углах расцвели "венчурные фонды", а главным потребителем местного "контемпораре-арта" стал аллегорический житель Рублёвки. Совсем недавно он покупал звания "поставщика двора Его Императорского Величества" и яйца Фаберже (дабы легитимизировать капиталы). А когда все яйца скупили, поддался моде на биеннале. Теперь, по уверениям журнала "Арт-хроника", самый влиятельный человек в арт-сообществе - олигарх Р. Абрамович.

Всё бы ничего. Однако кризис показал, что "капитализм за*бал" (П. Пеперштейн) и даже что "социализм вернётся" (он же). Потому как (ещё раз напомним): искусство - проводник актуальных социальных идей (Л. Толстой, см. выше). Актуальные социальные идеи - всегда идеи господствующих классов (это уже К. Маркс). Или по-современному - "элит". Они же неоднородны. И быстро связь с реальностью теряют. Всё время кто-то норовит вытащить из-под них табуретку. Художники - всего лишь визуализаторы (а писатели - вербализаторы) таких умонастроений.

Пока что новые баре спрятались за заборами в подмосковных коттеджных поселках Гринфилд и Риверсайд. Где их разводят: вы, блин, действительно, "элиты", а не хухры-мухры, ценители искусства не для всех!... Героями СМИ по-прежнему числятся топ-менеджеры и топ-модели, а тема труда начисто стерта из массового сознания. Фильм "Премия" (о том, что рабочая честь бывает дороже незаработанных денег) и даже шедевр классика мирового кинематографа С. Эйзенштейна "Стачка" (инструкция по организации забастовок) ни за что не найти в видеомагазинах. Но Сибирь, как говорят, уже поднялась.

Поэтому напоследок - дабы компенсировать перекос - "Синие носы" придумали рецепт "пролетарского концептуализма". Настоящего народного, "левого" искусства. О рабочих, с участием рабочих и понятного рабочим. А также демонстрируют, как делать искусство для иных перспективных социальных групп -студентов, медработников, специалистов по нано-технологиям и трудовых мигрантов.

Синие носы
(В.Мизин, А.Шабуров)

c 22.12.2009 19:00 по 21.01.2010 20:00

Галерея Гельмана на Винзаводе:
105120, Москва
4-й Сыромятнический переулок, дом 1, стр. 6
тел.: +7495 2281159
тел./факс: +7495 2281339
Работает ежедневно кроме понедельника, с 12:00 до 20:00
Карта проезда и дополнительная информация