Exodus


4 сентябрь, 2009 - 10:00
по 19 сентябрь, 2009 - 18:00

галерея «Тенгри-Умай» представляет персональную выставку Алмагуль Менлибаевой «Exodus» (Исход).
Название выставки воспроизводит название одноименного фильма Алмагуль Менлибаевой и отсылает к библии - к исходу древних евреев из Египта. Сегодня понятие исхода актуально в отношении многих народов: речь может идти об исходе чеченцев, об исходе азербайджанцев, об исходе армян. В контексте выставки исход подразумевает прощание с культурными традициями. Культурный исход - это то, что, по мнению автора, в последние двадцать лет происходит в нашей стране, в период глобализации и экономических изменений: ничто так не меняет традиции, как экономика. На фотографиях и в видео представлены образы нашего времени, образы женщин и детей.

В видео «Exodus» камера наблюдает, как кочевники в спешке собирают юрты в поисках оседлого места в городах. Совершение запрещённого «обряда обхождения» вокруг юрты и звук волос-крыльев рассерженных Пери не замечает никто, кроме маленькой девочки, лежащей в юрте. Только ей виден гипнотический ритуал молодых Пери, призванный не отпускать кочевников в города. Загипнотизированная, она остается одна в бескрайней степи под бесконечным небом, с Тенгри и Умай, наблюдая за уходящими взрослыми.
Фильм был представлен в этом году на Венецианской биеннале в Арсенале Новиссимо на выставке «Unconditional Love» (кураторы Кристина Штайнбрехер, Александрина Маркво, Алинда Сбраджа), организованной при поддержке Государственного центра современного искусства, Московского Музея Современного Искусства и Министерства культуры Российской Федерации. В интервью для каталога проекта известная художница Антони Гормли задала автору интригующий вопрос о последней сцене: какое будущее ожидает людей в этом фильме? Ответ Менлибаевой прозвучал так: «Будущее - это их выбор. Девочка остается в степи с Пери, а взрослые совершают свой культурный исход».

Фильм «Queens» (Королевы) - это продолжение темы, начатой в видео «Exodus». Фильм был снят в Нью-Йорке и посвящен представителям разных диаспор, проживающих в эмигрантском районе Куинс. Среди них есть выходцы из Центральной Азии - бухарские евреи, а также афганцы, иранцы, корейцы. В синопсисе Алмагуль Менлибаева пишет: «Моя цель превратить людей Куинса в «королев и королей» («queen» по-английски - «королева»), выявить их природное достоинство, которое часто уходит вместе с потерей традиции. Я делаю портреты людей всех возрастов, различных профессий, биографий, социальных страт, религиозной принадлежности и сексуальной ориентации в их собственном «ландшафте» - на улице, в кафе, дома. Меня особенно интересует, как трансформируется индивидуальность в меняющихся культурных условиях. Как все эти люди смешивают свое наследие с мейнстримом американской культуры. В фильме есть групповой портрет музыкантов из Бухары, играющих средневековую музыку шашмаком, или потрет корейской балерины, которая танцует в метро».            
Этот проект был осуществлен при поддержке Фонда Энди Уорхола и участвовал в выставке «Tarjama/Translation» в Куинском музее искусства, осуществленной тремя американскими кураторами - Лизой Ахмади, Ифтикарой Дэди и Реем Фадда.

Язык Алмагуль Менлибаевой, как отмечают многие критики - не вполне традиционный для большинства современного видео, которое часто обвиняют в злоупотреблении документальностью или чрезмерно идеосинкретическом характере. Он приближается к кино и настолько же остается языком живописца - с нарративностью, откровенной образностью, отсылками к классической и модернистской живописи. Этот язык позволяет Алмагуль Менлибаевой задавать некое объемное качество высказывания,  совмещать реальности разного порядка. Постановочные кадры перемежаются у нее с документальными: так, сцена сворачивания юрты и массового «исхода», где множество людей и машин движутся от нас по степи задокументировала настоящие события. Менлибаева исследует границу между универсальностью глобальной цивилизации и универсальностью локальной мифологии, порогом которой становится хрупкое индивидуальное пространство. И в этом смысле «Exodus» Алмагуль Менлибаевой - это в известной мере «дневник», или автопортрет той девочки, которая остается в степи, и той взрослой, которая совершает «культурный исход». Так что сюжет, по сути, перерастает в вопрос, который остается открытым.

Алмагуль Менлибаева родилась в Казахстане, закончила Казахский Государственный театрально-художественный институт им. Жургенова (сейчас Национальная академия искусств) в Алматы. В настоящее время живет и работает в Берлине и Амстердаме. Она регулярно сотрудничает с нью-йоркской галереей Priska S. Juschka Fine Art и берлинской Galerie Davide Gallo. Участвовала в 53-й Венецианской биеннале с видео «Exodus», в 52-й Венецианской биеннале (Центральноазиатский павильон, куратор Юлия Сорокина) с перформансом «Peristan», в 51-й Венецианской биеннале (ЦА павильон, куратор Виктор Мизиано) с видео «On the Road». Последние групповые выставки Алмагуль Менлибаевой включают: 38-й Между-народный роттердамский кинофестиваль, Нидерланды; Международный видеофестиваль «Париж-Берлин» в Центре Жоржа Помпиду; «East of Nowhere: Contemporary Art from Post-Soviet Central Asia», Foundation 107, Турин, Италия; «Live Cinema - The Return of the Image: Video from Central Asia», Филадельфийский художественный музей, США; «Time of the Storytellers», Музей современного искусства «Kiasma», Хельсинки, Финляндия; Сиднейская биеннале 2006, куратор Чарльз Меревезер, (видеоинсталляция и перформанс «Караван Сарай»), Австралия; и др.

c 4.09.2009 10:00 по 19.09.2009 18:00

Галерея «Тенгри-Умай»
Алматы, ул. Панфилова, 103
Телефон: (727) 273 57 66
Телефон/факс: (727) 258 11 52

Время работы
понедельник - суббота
с 10.00 до 18.00