ЭТО НЕ ЕДА.../ CECI N' EST PAS NOURRITURE...

Gif.ru, 18.12.2007

19 декабрь, 2007 - 12:00
по 25 январь, 2008 - 20:00

Автор идеи и куратор - Ольга Лопухова
Фонд "Эра", 19 декабря 2007 г.

Процесс Еды является одной важнейших составляющих жизнедеятельности любого человеческого существа и в то же время одним из важнейших понятий человеческой культуры. Во все времена Еда/Пища содержала в себе некое дополнительное "означающее", что определялось местом Еды в исконном противопоставлении - природа/культура. Принадлежа первоначально (по происхождению, по составу частей и т.п.) природе, Еда рассматривалась как продукт культуры, результат перехода от природы к культуре. Будучи центральным актом жизни человеческого сообщества, Еда осмыслялась космогонически; в акте Еды: космос (=тотем, общество) исчезал и проявлялся заново, Еда издревле входила в ритуал жертвоприношения (отсюда нередкое обозначение Еды тем же словом, что и жертва - ср. жрать, жратва), а также сама имитировала это жертвоприношение (см. хлеб и вино в евхаристии). Акт Еды у большинства народов был сакрален, он не был процессом простого насыщения, а воспринимался как обряд - достижение искомого состояния, обращение к новому рождению, новой жизни, воскресению. Отсюда дальнейшие параллели: Еда - жертва, стол - алтарь (жертвенник), скатерть - покров (завеса), столовые принадлежности - орудия жертвоприношения, повар - жрец. В этих контекстах изображения Еды встречается в мифологии различных народов мира, во многих произведениях архаического искусства, а также в религиозных сюжетах христианской живописи и других мировых религий.

Не так однозначно обстоит дело с местом Еды в такой отдельной области культуры, как изобразительное искусство. Еда встречается в качестве "необязательного" (не несущего на себе никакой дополнительной смысловой нагрузки) изображаемого объекта в египетских и античных росписях, а также в живописи эпохи Возрождения. С момента возникновения натюрморта, в качестве отдельного жанра изобразительного искусства, которое произошло XVI - XVII вв., Еда занимает в нем одно из самых почетных мест. Ее много во фламандской и голландской живописи, в пластичных натюрмортах испанцев. В XVIII в. Ж.-Б.Шарден своими лаконичными, четко построенными натюрмортами утверждает ценности простой обыденной жизни. В XIX в. изображение Еды несет на себе либо социальную (реализм), либо чисто эстетическую нагрузку (импрессионисты). В ХХ в. Еда, как и другие предметные художественные реалии, подвергается ломке и рассечению геометрической структуры (кубизм, художники русского авангарда и др.), а затем отходит в область камерности и привлекает художников в основном как форма выражения приватности, глубоко личного переживания мира и человеческой жизни.

Что происходит с изображением Еды сегодня, каким трансформациям подвергается оно в сознании современных российских художников? Почему в последние годы необычным образом проинтерпретированная Еда/Пища появляется в работах таких разных авторов, как Ольга Чернышева, группа АЕС, Алена Кирцова и Юрий Пальмин, Татьяна Либерман, Нина Котел, Юрий Шабельников, Дмитрий Цветков, Игорь Макаревич и Елена Елагина и многие другие, не говоря уже о Маше Чуйковой с ее пищевыми перформансами? А одновременно в сопредельных изобразительному искусству сферах искусства возникают такие художественные произведения, как "Повар, вор и его жена" Питера Гринуэйя (кино), "Пир" Владимира Сорокина (литература) и "Кухня" Олега Меньшикова (театр).

Совершенно очевидно, что в отличие от художников предыдущих периодов, постмодернистское сознание вкладывает в изображение Еды/Пищи новые смыслы. В современном искусстве Еда/Пища не направлена на "называние", обозначение, показывание конкретного предмета, который несет на себе прямую визуальную нагрузку, отсутствие сомнений в своей изначальной природе, гипернатурализацию и кастрацию любых других смыслов и метафор (ср. опыты Рене Магритта). Наоборот, сексуально призывная "Дыня" Татьяны Либерман громко кричит: "Я не дыня!", в возбуждающих сильный аппетит работах Алены Кирцовой/Юрия Пальмина рисовый пудинг с трудом отличим от овощного рагу и баклажанов с гарниром, а при любой ссылке на видеоинсталляцию группы АЕС "Белый ест, желтый готовит еду" возникает разговор о политкорректности и других социальных реалиях, а не о Пище.

Примечательно, что интерес к работе с объектом Еда/Пища не свойственен только слабой половине представителей художественного сообщества и не позволяет однозначно использовать ни классическую немецкую формулировку "Kinder, Kirche, Kuechen", ни пресловутый феминный дискурс. Ни Дмитрий Цветков, ни Юрий Шабельников, ни Денис Салаутин с Дмитрием Файном, ни группа "АЕС" никоим образом не ассоциируются с феминным, и тем более феминистическим дискурсом. Почему же в их работах возникает тема Еды/Пищи? Какие новые "означающие" вкладывают в изображение Пищи/Еда эти художники? Почему при обращении к различным не пересекающимся друг с другом темам, они используют Еду/Пищу как средство для высказывания... На эти и другие сопредельные с ними вопросы и пытается ответить данная выставка.

Проект "Это не еда..." собирает своего рода кулинарную энциклопедию современного искусства: супы, салаты, рагу, пудинги, торты, рецепты приготовления и способы употребления. Калейдоскоп гастрономических зрелищ не является самоцелью проекта, он должен ответить на вопросы:

  • Почему тема Еды/Пищи захватила различных авторов и стала сквозным сюжетом современного искусства?

  • Какие новые "означающие" вкладывают художники в изображение Еды/Пищи?

  • Как современное искусство трансформирует традиционные социальные, природные, гендерные коды Еды/Пищи?

  • Почему кулинарные мотивы становятся необходимой формой высказывания на темы далекие друг от друга.

Чрезвычайно важно, что все работы, которые будут экспонироваться на выставке, созданы художниками не под определенный кураторский заказ, а в совершенно естественном для них собственном процессе творчества. Это подтверждение реального существования темы и концепции выставки ПРО ЕДУ, которая несет в себе совсем другие смысловые значения.

Учитывая интерес к проблеме Еды со стороны широкой публики, а не только узкого художественного сообщества следует ожидать большой приток публики, что играет и на руку современному изобразительному искусству путем расширения его диалога со зрителями.

На выставке представлены работы: группы АЕС, М.Беловой и А.Политова, А.Бильжо, И.Вальдрон, С.Воронцова, А.Гнилицкого, В.Ефимова. и А.Чернышева, А.Желудь, А.Кирцовой и Ю.Пальмина, М.Константиновой, Н.Котел, Т.Либерман, А.Логвина, И.Макаревича и Е.Елагиной, А.Митлянской и В.Орлова, И.Наховой, К.Перетрухиной, А.Ройтера, В.Стасюнаса, группы "Синие носы", А.Смирнского, Л.Тишкова,,Д.Файна и Д.Салаутина, Д.Файна и И. Разумова, группы "Фенсо", Ю.Хоровского, Д.Цветкова, О.Чернышевой, М.Чуйковой, Ю.Шабельникова, С.Шанабрука, С.Шутова, ПМП group...

c 19.12.2007 12:00 по 25.01.2008 20:00

Фонд "Эра"
121069 г. Москва,
Трубниковский пер.,13/1
information [at] erafound [dot] org
http://www.erafound.org/


Автор Комментарий
Аноним (не проверено)
Аватар пользователя Аноним.

Очуметь