Вторая Московская биеннале современного искусства


1 март, 2007 - 13:00
по 1 июль, 2007 - 22:00

Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии и художественный фонд "Московская биеннале" представляют Вторую Московскую биеннале современного искусства.

Комиссар биеннале — Иосиф Бакштейн.

Кураторы основного проекта: Иосиф Бакштейн, Даниель Бирнбаум (Daniel Birnbaum), Яра Бубнова (Iara Boubnova), Николя Буррио (Nicolas Bourriaud), Гуннар Кваран (Gunnar B. Kvaran), Роза Мартинес (Rosa Martinez), Ханс-Ульрих Обрист (Hans Ulrich Obrist) и Фулия Эрдемчи (Fulya Erdemci).

Выставочная программа Второй Московской биеннале будет состоять из нескольких экспозиций основного проекта и более 25 специальных проектов и выставок «специальных гостей».

Основной проект биеннале развернется на трех выставочных площадках столицы: в здании бывшего Музея  В. И. Ленина, Государственном Музее архитектуры им. А. В. Щусева и новом пространстве торгового дома ЦУМ (до сдачи в эксплуатацию). Общая выставочная площадь составит около 10 000 квадратных метров.

В отличие от биеннале 2005 года, международная команда кураторов представит не единый коллективный проект, а ряд выставок, подготовленных кураторами индивидуально и в группах. Все они будут объединены темой «Геополитика, рынки, амнезия. ПРИМЕЧАНИЯ» и представят в общей сложности произведения более 80 художников.
По мнению организаторов, структура основного проекта, которую образно можно сравнить с книгой, разделенной на главы, поможет зрителям взглянуть на заявленные проблемы с различных точек зрения.

Иосиф Бакштейн о теме Второй Московской биеннале: 

Задача проекта — способствовать осознанию той ситуации, в которой сегодня оказалось искусство. В наши дни современное искусство, как и гуманитарная культура в целом, утрачивают то, что можно назвать их «легитимирующей функцией». Именно поэтому сегодня мы говорим лишь о примечаниях, заметках, которые искусство способно оставлять на полях макроэкономических битв, о принципиальной важности комментирования художником тех высказываний, которые делаются на языке Капитала и Большой политики.
Кураторы биеннале пытаются показать, что социальная эволюция, равно как и новизна художественных идей, находятся в прямой зависимости от того, насколько современное общество способно аккумулировать свои основополагающие ценности, знать и помнить о них.

Программа специальных проектов Второй Московской биеннале ставит перед собой задачу познакомить зрителей с современным искусством России и постсоветского пространства. Она разместится практически на всех традиционных московских выставочных площадках: в Государственной Третьяковской галерее, Московском Музее современного искусства, Государственном Центре современного искусства, Центре современного искусства М'Арс, Московском Центре искусств на Неглинной, выставочном зале «Новый Манеж», выставочном зале фонда культуры «Екатерина», культурном центре «Винзавод», выставочном зале «Проект Фабрика», культурном центре «АртСтрелка», Музее актуального искусства «АРТ4.RU» и в других выставочных залах города. В настоящее время уточняется возможность размещения одного из специальных проектов биеннале в ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Среди специальных проектов биеннале стоит отметить выставку русского и китайского соцарта, подготовленную заведующим отделом новейших течений ГТГ Андреем Ерофеевым, проект Екатерины Деготь «Великий перелом», проект Фонда «Современный город» «Урбанистический формализм», который будет курировать Евгения Кикодзе, проект художников из стран СНГ (кураторы: Лолита Яблонскиене, Валерия Ибраева), проекты, подготовленные Государственным Центром современного искусства и его филиалами, выставку «Art Digital 2006: пограничное состояние» (руководитель — Наталья Косолапова, куратор — Антонио Джеуза), кураторские проекты Ольги Свибловой, Марата Гельмана, Юлии Аксеновой и Оксаны Саркисян. В настоящее время организаторы биеннале также изыскивают возможность показать в Москве проект Бориса Гройса «Образы империи».

В рамках программы «Специальные гости биеннале» будут показаны работы всемирно известных интернациональных художников. В Москве при поддержке посольств и культурных институций соответствующих стран состоятся персональные выставки: Даррена Элмонда (Darren Almond), Пипилотти Рист (Pipilotti Rist), Джефа Уолла (Jeff Wall), Вали Экспорт (Valie Export), Роберта Уилсона (Robert Wilson) и Йоко Оно (Yoko Ono). В настоящее время также ведутся переговоры о персональных выставках Андреаса Гурски (Andreas Gursky) и Пьера Уига (Pierre Huyghe).

Организаторы Второй Московской биеннале особое внимание планируют уделить образовательной программе. В рамках биеннале пройдет серия встреч, конференций и дискуссий, будет выпущен двухтомный каталог, посвященный основному и специальным проектам. Помимо этого во время работы биеннале зрители смогут воспользоваться услугами экскурсионного бюро, где будут представлены специально разработанные путеводители по биеннале и аудио-экскурсии.

Особого внимания заслуживает международная философская конференция, посвященная проблемам современной художественной культуры, которая состоится в преддверии Второй Московской биеннале в ноябре 2006 г. Среди участников, уже принявших приглашение организаторов, — Джоржио Агамбен (Giorgio Agamben), Жак Рансьер (Jacques Ranciere), Гаятри Шакраворти Спивак (Gayatri Chakravorty Spivak), Саския Сассен (Saskia Sassen), Борис Гройс, Михаил Рыклин и Бернард Стиглер (Bernard Stiegler). Ожидаются ответы от Славоя Жижека (Slavoj Zizek), Алана Бадью (Alain Badiou), Бенджамина Бухло (Benjamin H. D. Buchloh), Фредерика Джеймисона (Fredrik Jameson) и Петера Слотердайка (Peter Sloterdijk).

c 1.03.2007 13:00 по 1.07.2007 22:00

Контактная информация:

Анна Свергун
Телефон: +7 (495) 2097498
Факс: +7 (495) 2003463
Моб. телефон: +79166094115
e-mail: press [at] moscowbiennale [dot] ru, svergun [at] inbox [dot] ru

Сайт Второй Московской биеннале современного искусства


Автор Комментарий
Первов Георгий www.pervov.ru (не проверено)
Аватар пользователя Первов Георгий  www.pervov.ru.

РОЖДЕНИЕ БОЛЬШОГО ПРОЕКТА.

Тоталреализм – реалистическая фотокартина целой жизни

После нескольких лет творческих поисков настало время подвести некоторые итоги. Миссия направления - «тоталреализм – реалистическая фотокартина целой жизни». Центральное произведение в технике фотографии - «реалистическая фотокартина»

Ко мне попал старый фотоальбом моей прабабушки. Об альбоме знали многие родственники, но видели его нечасто. Это была оберегаемая реликвия. Елизавета Кузьминична Туманова жила 90 лет, 1879-1969 г. С возрастом связь с прошлым у нее поддерживалась благодаря именно этому фотоальбому, внутри которого отобразились переплетения известных ей судеб. Границы кожаного переплета сохранили в нетронутом виде целый мир, не позволили времени распылить по закоулкам фрагменты дорогого в ее жизни. Во многом, альбом свидетельствовал, что ее жизнь была, а не привиделась в старушечьем сне.
На примере фотоальбома я вижу большой потенциал в создании системы, своего рода «рамки» рассмотрения (сохранения, изучения), границы которой позволяют увидеть реалистическую фотокартину целой жизни - мозаику, собранную из разрозненных фрагментов.
Изначально, я «просто фотографировал», искал интересное. Однако вскоре понял, что жизнь предлагает факты содержательнее, чем мои ограниченные представления относительно того, каким должно быть искусство и как оно должно выглядеть.
Естественным образом стали собираться группы различных объектов, явлений. Не я собирал их в проект, а буквально, они сами его образовали, обнаружив внутренние связи между собой. Большое и малое, высокое и низкое, несовместимое – дополняли друг друга. Человек, надпись, предмет, вообще непонятно что – все это стало сосуществовать как неразрывное целое. Создалась некая суперсистема – своего рода модель бытия.
Раньше я долго пытался определить, чем же занимаюсь, но все выходило не по существу и неправдоподобно, до того момента, как 13 марта 2004 г. мне не пришла в голову идея термина «тотальный реализм», «total realism», «тоталреализм», «totalrealism» применительно к обозначению конкретного подхода и метода, реализуемых мной в технике фотографии.
До того мне думалось, что всё значительное в искусстве создано и казалось невероятным создать предпосылки для нового большого направления. Сейчас, однако, становится более определенным, что множество различных взглядов, как ручейки, могут влиться в большую реку, а не стекать в большое болото «просто фотографии», находя там свое забвение, испаряясь из истории. Я уверен, что цель Большого проекта заключается в «создании мира, разделяемого людьми», и он, как все по-настоящему значительное, всегда будет иметь продолжение.
Потребовалось какое-то время, чтобы проверить все доступные источники по теории искусства на предмет существования подобной области исследования и терминов, ее обозначающих. Выяснилось, что словосочетание «тотальный реализм» довольно устойчиво, но бессистемно появлялось в разных сферах. Сложносоставное слово «тоталреализм» «totalrealism» придумал я. Ничего подобного тому, что подразумевал я, в виде системы и обозначающего ее адекватного термина, нигде найдено не было. Такой подход и способы исследования были, наверное, всегда, только не было названия и определенной идеи-миссии, определений, типологии. Все, что раньше не могло втиснуться в узкие рамки и идейные конструкты - вдруг встало на свои места.
Миру фотографии, занимающему исключительное место в культуре, требуются уточняющие термины и определяющие методы. Естественно, могут существовать многочисленные пути - свидетельства интеллектуальных поисков и различных точек зрения, но сейчас все подходы, по сути, очень разные, называются одним единственным словом - фотография, что уже давным-давно недостаточно и неинформативно.
В моем случае получалось, что определения «просто фотография», «репортаж», «стрит-фотография» ничего не могли объяснить. Я свободен в выборе сюжетов, они не созданы в рамках заказной работы (что не исключает обратного), обладаю рядом значительных произведений, но приткнуться мне было некуда, не было места и адекватного определения того, чем занимаюсь.
В манифесте, созданном в марте-июне 2004 г., я обозначил круг аспектов, являющихся моими основополагающими взглядами и имеющих прерогативу на то, чтобы представлять персональный реалистический проект. Таким образом, в системе, широко определяемой как реализм, было создано направление изобразительного искусства «Тотальный реализм», «Тоталреализм», «Total realism», «Totalrealism».
Созданы: означаемое – имя, как термин, и означающее - система в виде фотографий в материальном воплощении - фотокартин. Фотокартиной я называю качественное итоговое произведение, выполненное в технике фотографии в различных направлениях и жанрах. Со временем обнаружились, важные параметры, введенные мною, благодаря которым фотокартина обретала новое измерение - дата создания и название.
Исключительно важно было определить, чем же является основное произведение в технике фотографии. Ведь название высшей формы - это критерий. Теперь можно сказать, что есть система подходов с итоговым произведением в виде реалистической фотокартины. Получается цепочка: от «фотки», фотографии, фотокартины - к реалистической фотокартине.
Следует отметить, что техника фотографии является фундаментальной среди техник визуального искусства, реальность она транслирует напрямую, без искажений и с минимумом потери информации.
Существуют все предпосылки к тому, чтобы реалистическая фотокартина стала центральным произведением в ряду визуальных искусств и стала по праву олицетворением реализма (тотального реализма) в изобразительном искусстве, оттеснив остальные техники и направления, фигуративно-сюжетную, реалистическую живопись, как условно реалистические.
Я декларирую, ясное и простое послание: фундаментальная система изобразительного искусства - реализм, основное направление - «тотальный реализм», техника – фотография, произведение - реалистическая фотокартина. Нереалистические системы и направления в изобразительном искусстве менее приоритетны и по большей части являются декоративно прикладными или в худшем случае коммерчески-салонными промыслами. Они не могут вызывать глубокий эмоциональный отклик, ставить и решать вечные вопросы жизни. Для себя я определяю две области - Образное современное искусство и безОбразное (малообразное) современное искусство. Первая имеет непреходящую ценность - человек и его чувства. Подлинная редкость. Вторая – умозрительно-формотворческая, всегда во все времена представлена подавляющим большинством. Зачастую веяние моды, отправляется на свалку истории. Слово-эпитет "искусство" обесценилось в культобороте, употребляясь без разбора. Определения "образное визуальное творчество", "безобразное визуальное творчество", "современное визуальное творчество" корректнее и, в большинстве случаев, по существу. Определение "современное визуальное творчество" более точно определяет область, которая сейчас называется современным искусством.
Художник-реалист - это всего лишь умновидящий. Быть тонким наблюдателем своего времени и уметь фиксировать его, дорогого стоит, и должно больше всего цениться. Через осознание возможностей фотографии предстоит выход на новый уровень художественной выразительности, оттачивание и раскрытие новых возможностей этой молодой, по историческим меркам, техники! Предстоит еще в большей степени усовершенствовать арсенал выразительных средств, накопленных историей искусства, чтобы раскрыть их в реалистическом произведении на новом историческом эстетическом и техническом витке!
У меня, конечно, есть своя система технических навыков, профессиональные установки, критерии, собственно метод, но это не относится к сути направления, и здесь я их не хочу касаться. Технические аспекты - частности, главная цель - изучение, поиск содержательных явлений, интересного, глубокого и отображение всего этого в произведении.
Важно идти по своему пути и в деятельном миросозерцании быть самим собой.
Во все времена это было и всегда будет самым сложным. В отличие от механистичности в подражании некоему стилю, манере, тут нечему подражать. Здесь только свой путь и своя точка зрения. Очевидно, что, постулируя подобное, создается «открытый проект» с «открытыми ценностями». Много людей могут не только разделить мои взгляды, но и привнести свое видение жизни, свою точку зрения – реализовать свой проект тоталреализма.
Сейчас я прохожу свой путь в этом направлении, проживаю свое время, свою жизнь, и то, что меня тронуло, отображаю. Это живой процесс с возможными ошибками, ложными дорогами и - новыми открытиями.

Георгий ПЕРВОВ 10 декабря 2006 г.

www.pervov.ru