«История Российского Видеоарта – Том 1». Куратор Антонио Джеуза


24 январь, 2007 - 13:00
по 22 февраль, 2007 - 22:00

Проект Московского музея современного искусства «История Российского Видеоарта» задуман как многолетнее научное исследование этого феномена в России. Куратор проекта - Антонио Джеуза, признанный специалист по видеоарту. Проект предусматривает три части – или три тома. В этот раз Московский музей современного искусства представляет проект «История Российского Видеоарта – Том 1» - первую в своем роде выставку отечественного видеоарта такого масштаба - первую часть проекта, представляющую работы художников с середины 80-х до конца 90-х гг.

Видео – это на сегодняшний день самая популярная техника, которой пользуются современные художники. Музеи, художественные галереи и другие выставочные площадки, отданные современному искусству, регулярно устраивают различные показы и мероприятия, включающие видеоарт. Кроме успеха на национальной сцене, неуклонно возрастает число художников, живущих и работающих в России, и уже получивших международное признание: группы «Bluesoup», Провмыза, «Синие Носы», художники Виктор Алимпиев, Ольга Чернышева, Владислав Мамышев-Монро, Олег Кулик и дуэт Аристарха Чернышева и Владислава Ефимова, перечислим для примера лишь нескольких.

Как и любой другой художественный жанр, российский видеоарт имеет свою собственную историю, с конкретными этапами эволюции, и уникальный черты, отличающие его от видеоарта других странах. Русский путь развития все еще не структурирован и очень мало изучен, особенно в том, что касается момента появления видео. Игнорированный официальным Советским искусством и критиками, видеоарт оставался в подполье даже в период перестройки, когда другие нон-конформистские направления в искусстве всплыли на поверхность и были показаны публике на официальных выставочных площадях. Но недавно сформировавшийся видеоарт не разделил в то время их судьбы – он фактически оставался непризнанным до начала 1990х, когда были открыты первые галереи современного искусства. В известной степени, можно утверждать, что история русского видеоарта – все еще закрытая книга. В последние годы несколько «глав» ее были представлены зрителям, показаны ранние работы пионеров российского видеоарта. Но тем не менее, целиком история российского видеоарта не была еще систематизирована, а, главное, никогда еще не была масштабно представлена в полной форме, способной дать полное представление о предмете.

Проект «История Российского Видеоарта – Том 1» предлагает своим зрителям обширную экскурсию повествующую о зарождении, первых шагах на пути развития, взрослении видео и завоевания им статуса реальной художественной практики в России. Она покажет многообразие тенденций и форм столь небольшого временного промежутка с середины 80-х и до конца следующего десятилетия.

Эта выставка – результат глубоких и интенсивных исследований, которые продолжались в течение нескольких лет. Сохранившиеся печатные материалы на данную тему, несмотря на ограниченное количество, были подробнейшим образом изучены, а так же дополнены мнениями художников, владельцев галерей, кураторов и других участников российского художественного сообщества формирующих авангард видеоарта. Соответственно, данная выставка может рассматриваться как беспрецедентная по своей значимости научная попытка рассказать публике о том пути исторического развития, который прошел видеоарт в России.

Выставка «История Российского Видеоарта – Том 1» в Московском музее современного искусства включает около 70 произведений: инсталляции, одноканальное видео и видеообъекты, а также широкий спектр визуальных и текстовых документальных материалов о работах, местах и людях, которые как раз и формировали эту историю.

Особенность экспозиции – в том, что зрители могут переходить из комнаты в комнату и с этажа на этаж Московского музея современного искусства, как бы следуя по хронологическому пути развития видео. Путешествие начинается с первых моментов существования видеоарта, создаваемого в России: так называемый «перформанс для видеокамеры» Андрея Монастырского(1985), активное использование видеооборудования в перформансах, проводимых в конце 80-х годов группой «Коллективные Действия»; «Медленное видео» Бориса Юхананова, включающее движение, известное как «Параллельное кино» и теоретические труды этого автора; «Пиратского Телевидение» в Ленинграде и Institute Prometheus в Казани. Маршрут выставки продолжают исследования людей и событий, которые определили становление видеоарта, и заканчивается наиболее значимыми примерами видеоискусства самого конца прошлого века.

История Российского Видеоaрта – Том 1 включает работы таких художников как:

АЕС, Александр Алексеев и Татьяна Добер, Виктор Алимпиев и Сергей Вишневский, Юрий Альберт, Александр Бренер, Наталия Борисова, Андрей Великанов, Андрюс Венцлова, Герман Виноградов, Анатолий Ганкевич и Олег Мигас, Людмила Горлова, Де Профундис, Татьяна Диденко и Александр Шамайский, Анна Ермолаева, Владислав Ефимов и Аристарх Чернышев, зАиБи, Вадим Захаров, Константин Звездочётов, Алексей Исаев, Владимир Кобрин, Коллективные Действия, Нина Котел, Вадим Кошкин, Олег Кулик, Владимир Левашов и Андрей Сильвестров, Галина Леденцова, Юрис Лесник, Антон Литвин, Богдан Мамонов, Владимир Могилевский, Андрей Монастырский, Му-Зей, Ирина Нахова, Тимур Новиков и Сергей Шутов, Анна Новикова, Облачная Комиссия, Анатолий Осмоловский, Пиратское Телевидение, Кирилл Преображенский, Провмыза, Прометей, Гия Ригвава, Айдан Салахова, Владимир Сальников, Север, Синие Носы, Синий Суп, ТВ Галерея, Леонид Тишков, Ольга Тобрелутс, ТОТАРТ, ФЕНСО, Татьяна Хэнгстлер, Вадим Фишкин, Гор Чахал, Ольга Чернышева, Мария Чуйкова, Александр Шабуров, Сергей Шутов, Борис Юхананов.

c 24.01.2007 13:00 по 22.02.2007 22:00

Московский музей современного искусства

Москва, Ермолаевский пер., д. 17.